Проект традиции русского народа. Исследовательский проект традиции и обычаи народов мира мир. Проект по духовно-нравственному воспитанию
Базаркина Людмила Николаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Ромодановский детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт:
п.Ромоданово
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Проект "Традиции русского народа"
Дата публикации:
29.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Проект по духовно-нравственному воспитанию
дошкольников
на тему «Традиции русского народа»
Подготовила: Базаркина Л.Н. воспитатель
высшей квалификационной категории
Ромоданово 2017 год
Срок реализации проекта – 1 год
Вид проекта - практико-ориентированный, ориентирован на духовно-
нравственное и эстетическое развитие участников образовательного
процесса.
Гипотеза проекта.
Использование педагогами и родителями ДОУ средств и образов
произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок),
художественной литературы на занятиях и повседневной жизни,
ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать
развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их
социализации.
Цель проекта .
Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через
приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на
развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у
воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта.
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую
и творческую деятельность детей;
Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры
страны и родного края;
Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного
воспитания и диалогического общения;
Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной
позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с
другими людьми;
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре,
народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,
к народным играм;
Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как
представителя своего народа и толерантного отношения к представителям
других национальностей;
Создание условий для реализации основных направлений ФГОС
дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного
образования.
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда
была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование
ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,
гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства
долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных
придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно –
нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность
возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах
Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного
воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных
условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала
дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического
процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях
родного края.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно
дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное
восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и
эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное
накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.
Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может
приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не
наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для
становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и
нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в
сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному
развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души,
нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все
накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого -
эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать
полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского
народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа,
русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет
на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого
ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком
опыта общественной жизни, сформированное условие для активного
познания дошкольником окружающей его социальной действительности
имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре,
общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент
нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и
индивидуальности.
Особое внимание в деятельности МБДОУ «Ромодановский детский сад
комбинированного вида» уделяется укреплению связей с родителями.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью
и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной
творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного
творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и
детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны
занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются
тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года,
погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем,
эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками
необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с
традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные
ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей
чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника или игры творческими
импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей,
усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и
эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение
детей к национальным традициям, утверждает в их сознании
фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам
организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская
деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным
обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей
знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает
положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста
устойчивого интереса к русской народной культуре.
Новизна проекта.
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные
государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в
соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению
детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении
обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем
формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,
как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации
исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания
внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к
родному краю;
Формирование чувств национального достоинства;
Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении
друг с другом;
для педагогов:
Совершенствование компетентности педагогических кадров
образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного
воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования,
повышения качества педагогического труда;
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
приобщению к русской национальной культуре.
Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-
образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
Реализация преимущественного права родителей в развитии и
воспитании своих детей;
Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в
области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах
духовно-нравственного воспитания детей;
Участники проекта.
Воспитатели;
Музыкальный руководитель;
Дети в возрасте от 3 до 7 лет;
Родители (законные представители);
Социальные партнеры (Благочиние Ромодановского района, библиотека,
художественная школа).
Механизмы реализации проекта.
Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного
процесса;
Формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ
«Ромодановский детский сад комбинированного вида» ,родителей в процессе
организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива
образовательными и культурными структурами поселка.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно-действенный метод:
Показ сказок (педагогом, детьми);
Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
Наблюдение;
Чтение педагогом художественной литературы;
Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
Экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
Загадывание и отгадывание загадок;
Рассматривание наглядного материала;
Рассказы детей о своих впечатлениях;
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
Чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей
драматизацией;
Ответы на вопросы педагога, детей;
Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические, игры-драматизации и др.);
Сообщения дополнительного материала воспитателем;
Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
Разбор житейских ситуаций;
Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»),
дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги
дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
Изготовление кукол к сказкам;
Организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
Проведение экскурсий различной направленности;
Организация вечеров с родителями, для родителей;
Изготовление с детьми наглядных пособий;
Организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после
праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Основные мероприятия проекта.
Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание
дошкольников. Традиции русского народа».
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в
МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» построена с
учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и
привлекательной форме.
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной
деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических
и творческих начал.
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения,
становятся основой формирования мотивации его участия в различных
посильных видах деятельности.
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную,
изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и
духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное,
физическое развитие и трудовое воспитание.
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность
программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда
каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает
из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе
сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
Обеспечение материально-технических условий (оформление группы,
музыкального зала);
Подбор литературы по теме; произведений русского народного
творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии,
репродукции);
Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Подборка подвижных, дидактических игр,
Использование мультимедийного комплекса и презентаций к
занятиям.
Календарный план реализации проекта.
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и
направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,
«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок»,
«Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка»,
«Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».
4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор
и его значение в воспитание детей».
Октябрь
1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на
оладушки»;
2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по
изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские
игрушки»; «Жестово»; «Городец».
3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб
4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).
5.Праздник «Покров Пресвятой Богородицы»
Ноябрь
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);
3.Праздник «Казанской иконы Божьей матери» ;
4.Развлечение «День Матери»
Декабрь
1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания
дошкольника»;
2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».
6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».
Январь
1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам
русской народной культуры)
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве,
разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества.Святая ночь»
4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки»
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;
«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
2.Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали
на Руси, или Посиделки в горнице».
3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме,
4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
Март
1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло,
при матушке – добро»
2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по
приобщению детей к истокам русской народной культуры»;
3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-сказка «Приключения на
Масленицу»
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель
1.Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы»
2.«Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
3.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».
4.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
5. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
6. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
7. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром.
(Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
8. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».
9. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:
«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».
1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».
2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:
«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»
3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое
4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
5. Беседа на тему: «Летние праздники».
Июнь
1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».
3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».
Июль
1. Праздник «День семьи, любви и верности»
2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим
миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о
берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке,
произведениях изобразительного искусства);
3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»;«Целебное
лукошко».
4. Организация выставки детских работ «Праздники».
5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и
анкетирования.
Заключение
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном
образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем
результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской
сознательное
стремление
результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении
ребенком
ценностей:
милосердия,
сострадания,
правдолюбия,
стремлении его к добру и неприятию зла.
Я уверена, у нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в
каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так,
чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается
это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя».
Список литературы
1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004
2.Бобков В.Г.В этом доме пребудет любовь. Сборник детских и юношеских
песен. Минск: Белорусская Православная Церковь,2008-176с
3. .Бронштейн М.М Праздники народов России. – М.: Росмэн-Пресс, 2004.-
4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -
5.Васильева Г.Г. На Пасху солнце восходит пританцовывая // Ребенок в
детском саду. – 2008 .- №2.- С. 70-72
6.Владимирова Е.В.Великие святые России.- Москва:ЭКСМО,2015-256с.
7 . Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. –
СПб. : Детство-Пресс, 2010
8.Гладких Л.П., Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) Основы
православной культуры. Мир - прекрасное творение. – Курск.гос.ун-т, 2008 г.
9. Ермолаева С. Д «Русская народная песня детям» – Издательство «Детство –
пресс», 2012 г.
10. Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. Минск: Изд. ООО «Красико-
Принт», 2004. – 128с.
11. Зацепина М.Б.,Мещанинова З.Н., Лисицина О.А.Проведение народных
праздников в учреждениях дошкольного образования детей //Детский досуг.-
2012. - №2. С 11-27
12.Зинченко З.И.Детям о православной вере. Москва «Смирение»2010
13. Картушина, М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М. : ТЦ
Сфера, 2006
14.Касаткина О.В.Православный мир. Образовательное пособие для детей.
М,:ИД «Православный мир»,2007-192с.
15. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. – №3 - 2010 г.
16. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду– М. : ТЦ Сфера,
2009Николаева В. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей» - Н.Н.
«Родное пепелище», 2010г.
17.Поваров К.С.Миссия к детям: Формы и методы работы с детьми и
молодёжью по программам духовно-нравственного воспитания.-
М.ИЭОЛГКО,2007
18.Харченко Т. Без прошлого нет будущего // Дошкольное воспитание.- 2008.
Евгения Смирнова
Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа»
Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев , традиций , праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников , старинных традиций , отражавших важные стороны жизни народа . А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции .
Конечно не все традиции дошли до наших дней , многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции , изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа , воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.
Актуальность темы :
В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество , богатое и разнообразное по своему содержанию.
В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа , у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.
Цель проекта : Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа . Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ .
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа .
2. Развивать память, воображение, речь.
3. Обогащать словарный запас за счет русских слов .
4. Расширить представление о русских народных сказках , потешках, закличках.
5. Воспитывать уважение к русской культуре .
6. Воспитывать любовь к родной природе.
Планируемый результат :
1. Расширение представлений о русской культуре , обогащение представлений о традициях русского народа , обогащение жизненного опыта.
2. Знание русских народных подвижных игр .
3. Знание русских ремесел .
4. Знание русских народных сказок , потешек, закличек.
5. Уважение к традициям и культуре русского народа , интерес к культурным традициям .
Вид проекта : творческий, познавательный, краткосрочный.
Участники : дети средней группы , воспитатель, родители
Срок реализации : три недели
Место проведения : МК ДОУ д\с «Теремок» п. Каменка
1 этап – подготовительный
1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
2. Составление перспективного плана.
3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.
4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями .
5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.
6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками , потешками.
7. Подбор предметов народного быта .
8. Выбор формы работы с родителями.
9. Выбор основных мероприятий.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям »
3. Выставка детских поделок.
4. Выставка работ родителей.
2 этап – практический.
1 неделя проекта .
Понедельник
Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.
Тема дня : «С Новым годом поздравляем»
1. д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»
Цель : Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов.
2. Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год» . Развивать связную речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.
3. Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович» русскими народными сказками . Учить внимательно слушать, беседовать по содержанию сказки.
4. С\р игра «Кукольный театр» (артисты – зрители) . Формировать ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.
5. Малоподвижная игра «Елочка» . Создать эмоционально положительный настрой.
Тема дня «Что такое Рождество»
1. Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о народном празднике Рождество . Объяснить смысл непонятных слов.
2. Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как святки.
3. Д\и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся к тому или иному празднику.
4. П\и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм .
5. Слушание народных песен , потешек, закличек.
6. Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности детей, восприятие символов народного праздника .
Среда
Тема дня : «Мешок Деда Мороза»
1. Д\и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их качества и назначение.
2. Беседа на тему «Мешок Деда Мороза» . Развивать активную речь детей. Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к их ответам.
3. Д\и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и вежливые слова.
4. С\р игра «Магазин игрушек» . Продолжать учить воспроизводить в игре трудовые действия взрослых.
Тема дня «Русские народные сказки »
1. Д\и «Ты кто?» . Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок , их отличительные признаки.
2. Д\и «Составь сказку» . Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.
3. Конструирование «Теремок» . Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.
4. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального напряжения.
5. Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через народные игры .
Тема дня : Русская матрешка .
1. Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.
2. Беседа на тему «Русская матрешка » . Познакомить детей с историей создания русской матрешки . Прививать любовь к русской культуре .
3. Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки» . Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.
4. Разучивание танца «Мы веселые матрешки» . Развивать пластику движений. Использовать для танца народные костюмы .
5. Чтение потешек, песенок.
2 неделя проекта
Понедельник
Тема дня : «Русь мастеровая»
1. Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству .
2. Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа . Воспитывать интерес к истории.
3. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» . Воспитывать интерес к русским народным сказкам , беседовать по содержанию сказки.
4. Малопожвижная игра «Котик к печке подошел» . Развивать внимательность, сообразительность, память.
5. Лепка из соленого теста «Подкова» . Развивать детское творчество.
Тема дня : Русский народный костюм .
1. Беседа на тему «Что носили наши предки» . Познакомить детей с русским народным костюмом . Прививать уважение к русской народной культуре .
2. Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.
3. Рисование на тему : «Роспись кокошника» . Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.
4. Заучивание потешки «Посылали молодицу» . Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.
5. Чтение песенок, потешек, закличек.
Среда
Тема дня : «Родная природа»
1. Чтение рассказов В. Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.
2. Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе.
4. Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.
Тема дня : «Филимоновская игрушка» .
1. «Любимая филимоновская игрушка» . Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам .
2. Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида.
3. Народная игра «Гуси – лебеди» . Воспитывать интерес к народным играм , любовь к народным традициям .
4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка» . Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в поделках.
Тема дня : «Деревянная ложка» .
1. Беседа на тему «Русские народные инструменты » . Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре .
2. Хороводная игра «Веселятся все игрушки» . Прививать любовь к русской культуре , развивать творческие способности детей.
3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа .
4. Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа » . Формировать представление о самобытных традициях .
3 неделя проекта
Понедельник
Тема дня «Зимние заклички»
1. Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством , воспитывать любовь к русским традициям .
2. Русская народная игра «Ловишки в кругу» . Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм .
3. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» . Воспитывать интерес к народному творчеству .
4. Малоподвижная игра «Ты медведя не буди» . Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма.
Тема дня : «Колыбельные песни»
1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа .
2. Д\и «Собери картинку» . Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.) .
3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством .
4. С\р игра «Уложим куклу спать» . Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Среда
Тема дня : «Рукотворное чудо»
1. Д\и «Сложи узор по образцу» . Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем.
2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек» . Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.
3. Рисование на тему «Украсим полотенце» . Познакомить детей с народными орнаментами . Учить воспроизводить орнамент по образцу.
4. Народная игра «Курочки» . Развивать физические качества через народную игру .
5. Чтение потешек, песенок.
Тема дня : «Дымковская игрушка» .
1. Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами .
2. Д\и «Парные картинки» . Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы . Воспитывать интерес к русским народным промыслами .
3. Лепка дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам . Учить выделять простейшие элементы росписи.
4. Чтеие потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.
Тема дня : «Русские народные игры »
1. Игра малой подвижности «Камешек» . Продолжать знакомить детей с русскими народными играми . Воспитывать интерес к народному творчеству .
2. Хоровод «Во поле березка стояла» . Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа .
3. Спортивное развлечение «Русские народные игрища » . Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре .
3 этап – заключительный
1. Подведение итогов проекта .
2. Выставка детских работ по проекту .
3. Презентация проекта с фото .
4. Выставка работ родителей.
Используемая литература :
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду» . Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры » . Москва «Просвещение» 1986г.
4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» . Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.
6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» . Издательство «Просвещение» 1988г.
7. «Хрестоматия для средней группы » Издательство «Самовар» 2015г.
«Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В.Г. Белинский
«Воспитание детей есть важная задача государства,
законодатель не должен отводить ему вторичное место».
Платон
Формирование традиций в детском коллективе.
Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.
Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Принципы формирования традиций.
- Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
- Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
- Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
- Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
- Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
- Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:
- знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.
- разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
- совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
- Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
- Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
- Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
- Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
- Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
- Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Традиции класса.
В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например,
- традиция работы с дневниками учащихся;
- презентация книги классных достижений;
- поддержка ребят, которые часто болеют;
- традиция «тёплых писем»;
- традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
- сменная выставка лучших творческих работ учащихся.
Традиционными могут быть различные мероприятия:
- Праздник рождения класса;
- День именинника и т. д.
Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.
Проект «ТРАДИЦИЯ».
Базовые ценности:
- Традиционные праздники на Руси.
- Школьные традиции (традиционные мероприятия).
- Традиционное поведение
Цели проекта:
- На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
- Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.
- Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.
Задачи проекта:
- Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
- Социализация учащихся, подготовка их к жизни.
- Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.
- Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.
- Формирование социально-нормативных навыков поведения;
- Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
- Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.
В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:
1. В школе как в образовательной системе:
- разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
- приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
- вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе ученика:
- Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции
Деятельность по реализации проекта:
- Система «Тематические классные часы».
- Учебная деятельность через предметы.
- Работа школьных кружков, секций и факультативов.
- Концерты и народные праздники (игры, посиделки).
- Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.
- Система мероприятий через школьную библиотеку.
- Традиционные школьные мероприятия.
- Тематические недели начальной школы.
- Выставки творческих работ.
- Видеолекторий.
- Экскурсии.
- Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
- Участие в городских мероприятиях.
Система классных часов.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.
Формы проведения классных часов
Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.
В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов:
- беседа (этическая, нравственная);
- дискуссия (в 4 классе);
- инсценированный час;
- литературный час (по творчеству писателя, поэта);
- музыкальный час;
- литературно – музыкальный час;
- игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);
- музыкально – спортивный час;
- театрализованный классный час;
- час развлечения на прогулке;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- КВНы;
- час – тренинг;
- читательские конференции;
- устный журнал;
- час вопросов и ответов;
- час – сказка;
- час – путешествие;
- час – практикум.
Система мероприятий через школьную библиотеку.
- Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».
- Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам.
- Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.
- Встречи с писателями Твери и тверской области.
- Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе.
- Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам
Тематические недели начальной школы.
Уже много лет тематические недели являются традиционными.
В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени:
«Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка».
В рамках недели проводились:
- конкурс стихов по параллелям;
- конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»;
- выставка творческих работ учащихся из природного материала;
- открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины)
- конкурс газет на осеннюю тему;
- заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов.
Экскурсии.
Тверь и Тверской край.
Древний Торжок:
- Музей вертолётов.
- Музей золотого шитья.
- Музей деревянного зодчества: «Василёво».
- Музей им. А. С. Пушкина.
- Фабрика «Торжокские золотошвеи».
Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги
Медное:
- Мемориальный комлекс жертвам репрессий.
- Фермерское хозяйство.
Клин:
- фабрика ёлочных игрушек
- музей Д. Менделеева
- музей А. Гайдара
- музей П. И. Чайковского.
Музеи Москвы.
Домотканово: усадьба В. Серова.
Экскурсии в Москве.
Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы.
Традиции школы.
1. Культурно-исторические традиции.
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.
Историко-патриотические : встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери (декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль),конкурс военной песни, конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы.
Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.
2. Школьные традиции
Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
День Знаний, посвящение в первоклассники, осенний праздник, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой», познавательные, краеведческие, исторические экскурсии.
3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы).
Цель: построение модели непрерывного образования.
Концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», новогодний утренник, участие в летнем оздоровительном школьном лагере
4. Спортивно-оздоровительные традиции.
Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.
Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», походы, летний оздоровительный лагерь.
Заключение.
Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г. Орска»
проект
«Быт и традиции русского народа»
Разработала
Ст. воспитатель ВКК МДОАУ № 18
Шарова Олеся Викторовна
Орск, 2016г.
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!
Обоснование:
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:
Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».
- «Центр театра», где размещены различные виды театров.
Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
Музей национального быта, организация экскурсий, фотоотчет посещения краеведческого музея города Орска – Русская изба.
Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»
Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».
Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
Наличие теоретической базы опыта
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И.Даль, И.С.Сахаров, М.Забылин, А.Н.Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В.Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.
Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е.Черноиванова, С.Б.Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.
Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Место проведения: МДОАУ «Детский сад №18»
Сроки проведения: сентябрь - январь 2016 года.
Участники проекта:
- дети и родители детей старших групп,
возраст с 5 до 6 лет;
Музыкальные руководитель МДОАУ №18 – Круглова Ю.А., Михайличенко Е.Ю.
Воспитатели старших групп – Коломиец Т.Н., Диденко О.В.
Педагог-психолог – Вексель А.В.
Актуальность темы
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу
дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе,
Его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он
Родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель проекта: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.
Задачи:
Определила в работе с детьми следующие задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Новизна: Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Оптимальность и эффективность средств
Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.
Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.
Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций о русском быте.
- Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы с детьми
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Организация конкурсов рисунков и поделок
- Посещение тематических выставок
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Встреча с интересными людьми.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Быт и традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления нашей работы:
1. Создание атмосферы национального быта
- создание интерьера русской избы «Горница»
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».
С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
2. Использование фольклора
(сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в
создании предметов
, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные
росписи
на прялках и посуде;
узоры в кружеве и вышивке
; причудливые
игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
4. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 сентября 2015г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».
Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
Первичный мониторинг.
Анкетирование родителей.
Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»
II Этап. Формирующий (с 16 сентября по 20 января 2016 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
Занятия в соответствии с планом.
Беседы.
Чтение познавательной и художественной литературы.
Слушание классической музыки.
Просмотр видеосюжетов, презентаций.
Экскурсия в русскую избу.
Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки .
III Этап. Рефлексионный (с 20 по 31 января 2016 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
Мониторинг.
Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.
Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»
Выпуск информации на сайт
Презентация проекта
Мероприятия с детьми
Занятие «Русь-матушка».
Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему .
Беседа по картине «Крестьянская семья».
Экскурсия в краеведческий музей города Орска русская изба
Просмотр презентации «Русская изба».
Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.
Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе осень золотая»
Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр презентации «Труд крестьян».
Цель: Познакомить с трудом крестьян.
Чтение произведений Бианки.
Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.
Выставка рисунков детей «Осень золотая»
Беседа «Матушка - Осенины».
Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.
Слушание Чайковского «Времена года».
Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.
Занятие «Пословицы и поговорки связанные с осенним периодом».
Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.
Беседа «Зазимки на Покров - период свадеб»
Цель: Рассказать детям про Покров и традиции, связанные с этим днем.
Беседа «Женские осенние работы»
Цель: Познакомить детей с трудом, которым занимались женщины в осенний период.
Аппликация «Укрась полотенце»
Игра-хоровод «Капустинские хороводы»
Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.
Рисование «Роспись ложки»
Слушание русских народных песен.
Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа .
Игра – забава «Бояре».
Цель: Показать детям как отдыхали в старину.
Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т.д.
Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.
Просмотр презентации «Русский национальный костюм»
Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.
Рисование «Распиши сарафан и рубаху».
Рисование «Распиши кокошник».
Мониторинг.
Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа» «Традиции нашего народа в осенний период».
Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.
Мероприятия с родителями
Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)
Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.
Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».
Круглый стол «Традиции русского народа»
Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа
Выставка работ из овощей и фруктов.
Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!» , А. Пушкин «Осень»(отрывок), И. Демьянов «Осень», И.Демьянов «Летят дождинки», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».
Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».
Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни
Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.
Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа в осенний период».
Результативность на начало проекта
- дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
- знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
- дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.
Вторичный мониторинг будет проведен в конце ноября.
МОНИТОРИНГ.
На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.
Критерии к диагностической карте.
Высокий уровень
Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества
Знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
Средний уровень.
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни
Знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них
Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них
Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы
Низкий уровень.
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи
Знает народные приметы
Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним
Результаты диагностики на окончание проекта
У детей:
- дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
- могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
- Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
- Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
- Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
- В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
- Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
- Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».
Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в осенний период » на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.
На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.