Главная · Нумерология · Рисование Осенний лес план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Конспект НОД по рисованию «Осенний лес» в старшей группе Рисование тема осенний лес

Рисование Осенний лес план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему. Конспект НОД по рисованию «Осенний лес» в старшей группе Рисование тема осенний лес

0 Открытое занятие по рисованию "Путешествие в осенний лес"

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной группе на тему:

«Путешествие в осенний лес»

Подготовила: воспитатель

МБДОУ Детский сад

пгт. Максатиха

Гусева Галина Ростиславовна

Цели:

· Развивать способность кпостроению ассоциативных аналогий между образами реальных деревьев и звуковыми, пластическими, художественными образами деревьев, запечатленных в произведениях искусства,

· формировать умения создавать образ дерева нетрадиционным методом,

· развивать творческое воображение.

Задачи:

· расширять представление детей об образе деревьев в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;

· учить детей смешивать краски;

· развивать мелкую моторику пальцев рук;

· воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе;

· расширять словарный запас детей.

Предшествующая работа:

· рассматривание иллюстрации картин Васнецова А. М. «Осень» , Левитана И.И. «Золотая осень», «Осенний пейзаж», Шишкина И.И. «Рожь», «Осень»,

· разучивание стихотворений о природе осенью,

· наблюдение за деревьями в природе, сравнение, уточнение их характерных особенностей,

· рассматривание иллюстраций в детских книгах.

Словарная работа: шершавый ствол, нежное, стройное, могучее дерево; лес золотой, багряный, расписной.

Материал: иллюстрации картин Васнецова А. М. «Осень» , Левитана И.И. «Золотая осень», «Осенний пейзаж», Шишкина И.И. «Рожь», «Осень».

Раздаточный материал: альбомный лист на каждого ребенка, гуашь, кисти, тряпочки для просушки кисти и примакивания, по два стакана с водой, палитра, листочки с разных деревьев.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, слышите музыку? Звучитмузыка Э. Грига «Утро в лесу». Она приглашает вас на сказочную прогулку. Скажите, какое сейчас время года?

Дети :Осень.

Воспитатель : Какие изменения в природе происходят осенью?

Дети : Птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме, на деревьях листья желтеют, багровеют.

Воспитатель : Не только композиторы, но и художники, любуясь красотой природы, воспевали ее в своих произведениях. Давайте вспомним эти работы (воспитатель показывает картины, а дети называют): - Васнецова А. М. «Осень» , Левитана И.И. «Золотая осень», «Осенний пейзаж», Шишкина И.И. «Рожь», «Осень». Какое стихотворение хочется вспомнить глядя на эту картину? -«Лес точно терем расписной» Бунина И., «По лесным тропинкам ходит, бродит осень» Е. Трутнева.

Дети проходят под звуки музыки и садятся полукругом.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам историю про волшебные деревья, которые росли в сказочном осеннем лесу. Деревья были волшебными, потому что становились видимыми только тогда, когда пели свои удивительные песни. При этом каждое дерево напевало свою мелодию. Молодые деревца пели нежными изящными голосами, а старые деревья, которые видели много на своем веку, рассказывали в песнях чудесные лесные сказки. Гудели их высокие стволы, скрипели сучья, шуршали могучие кроны. А художник, гуляя по лесу, слушал песни деревьев и переносил их на свои картины. И сейчас я приглашаю вас в этот сказочный лес. Мы будем слушать мелодию с закрытыми глазами. Подумайте, какое дерево может так петь.

Звучит классическая музыка «Осень. Листопад».

Воспитатель: Расскажите,какое дерево вы представили?

Дети: Красивое цветущее дерево, нежное и стройное.

Воспитатель: На что она похожа крона такого дерева?

Дети: Крона дерева похожа на одуванчик.

Воспитатель: Да, поэтому деревце кажется легким и воздушным. Ребята, а какой линией можно нарисовать такое дерево?

Дети: Тонкой, нежной, воздушной.

Воспитатель: Но вот художник снова посетил сказочный лес, чтобы послушать другие деревья. Какое дерево он услышал на этот раз?

Звучит пьеса «Маленькие прелюдии и фуги» И.С. Бах.

Воспитатель: Какое дерево пело, расскажите.

Дети: Могучее, с широким шершавым стволом, старое и мудрое.

Воспитатель: конечно же, могучее дерево, сильное, с крепким широким стволом, с ветвями, которые ветер хочет унести с собой, но не может. Давайте превратимся в могучее дерево. Сожмите кулаки, покажите, насколько сильное у вас дерево.

«Замахал ветвями лес,

Сучья гнутся и скрипят».

Ветви согнулись от сильного ветра, лес загудел, он поет ветру старые лесные сказки. Ребята, какой линией можно нарисовать такое дерево?

Дети: Широкой.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка по волшебному лесу? Сейчас вы сами нарисуете дерево или деревья, которые вам понравилось больше всего с помощью листочков.

Итог: (Педагог просит положить рисунки детей рядом) Какой необыкновенный сказочный лес вырос у нас. Расскажите, какое дерево вы нарисовали? В нашем сказочном лесу растут разные деревья – молодые и нежные, сильные и могучие!

Звучит музыка Э.Грига «Утро в лесу». Воспитатель приглашает детей в круг.Дети выполняют упражнение на расслабление:

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули,

Кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Мастер – класс по рисованию для детей 5-6 лет: «Разноцветная осень».

Автор: Матвеева Алла Валериевна, воспитатель МБДОУ д/с к/в №18 п.Развилка Ленинского района Московской области.
Описание: Мастер-класс по рисованию на тему: «Разноцветная осень» для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования: «тычок» жесткой полусухой кистью. Данная работа является интересным материалом для педагогов ДОУ и родителей при обучении детей творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования.
Назначение работы: композиция «Разноцветная осень» станет прекрасным оформлением уголка МБДОУ «Наш вернисаж», участником выставки «Осенний калейдоскоп», украшением раздевальной комнаты группы.
Цель: обучение детей созданию композиции «Разноцветная осень» с использованием нетрадиционной техники рисования: «тычок» жесткой полусухой кистью.
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой: «тычок» жесткой полусухой кистью. Учить располагать изображение по всему листу бумаги. Развивать мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук. Формировать эстетический вкус, чувство цвета и композиции. Закреплять приемы работы кистью: всем ворсом и концом кисти. Совершенствовать умение тонировать лист бумаги, используя технику: рисование «по сырому». Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Описание нетрадиционных техник рисования, использованных при выполнении данной работы:
- рисование «по сырому» - техника в акварели, когда краска наносится на обильно смоченную водой бумагу;
- «тычок» жесткой полусухой кистью – кисть с жесткой щетиной опускаем в гуашь и ударяем ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Осень – красивое время года . Оно всегда воспевалось поэтами и вдохновляло художников на самые прекрасные картины.
Как прекрасна осень
В пестром сарафане,
В чистом небе просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой березка
Золотою свечкой.
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
Т.А. Шорыгина.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, который поможет создать осеннюю композицию на тему: «Разноцветная осень».
Для работы нам понадобится материал:
1. Бумага для акварели (формата А4)
2. Простой карандаш.
3. Клеенка для рисования.
4. Акварельные краски.
5. Гуашевые краски.
6. Кисти ворсовые №5, №3.
7. Кисть плоская с жесткой щетиной №12.
8. Стакан – непроливайка.
Предварительная работа с детьми: беседы об осени, рассматривание иллюстраций, картин, разучивание стихотворений, чтение произведений, загадывание загадок, рисование деревьев, проведение НОД по теме: «Осень».

Последовательность выполнения:

Подготовим весь необходимый материал для работы


Простым карандашом проведем линию горизонта (разделим лист бумаги на две части: небо и землю).


Ворсовой кистью (№5) затонируем лист бумаги акварельными красками синим и коричневым цветом, используя технику - рисование «по сырому».




Фон готов (см. примечание).


Далее работу продолжаем гуашевыми красками.
Белым цветом рисуем стволы берез, начиная концом кисти и постепенно нажимая на весь ворс.



Коричневым цветом рисуем стволы кленов, используя тот же прием рисования.



Концом кисти коричневым цветом рисуем кусты.



Работу продолжаем, используя технику «тычок» жесткой полусухой кистью
Желтым цветом обозначаем контуры крон берез.



Закрашиваем кроны желтым цветом.



Добавляем в середины немного зеленых пятен.


Красным цветом обозначаем контур крон кленов.



Закрашиваем кроны красным цветом



Добавляем пятна оранжевого и желтого цвета.



Оранжевым и красным цветом рисуем листву на кустах.

Тема: «Золотая осень. Печать листиками».

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие (рисование)

Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, композиции.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью) , крону – отпечатком листа.

Развивающие:

  • Развивать мыслительную деятельность, память, связную речь, воображение и творчество.
  • Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материал: музыкальное сопровождение П. Чайковского «Времена года», репродукция - картина И. И. Левитана «Золотая осень», корзина с листиками. Мольберт, листья разных видов деревьев (3-4 вида); альбомные листы для детей, формат (А- 4), акварельные краски, кисти, клеёнка, салфетки, вода.

Методические приёмы: - показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, загадка, техника рисования «печать листиками», наблюдение за работой детей, слушание музыки П. Чайковского, рассматривание картин, иллюстраций, анализ работ детьми и воспитателем.

Предварительная работа:

Наблюдения за осенней природой во время прогулок, сбор листьев, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением осенних деревьев, осенней природы, повторение, заучивание стихотворений об осени.

Ход занятия:

I. Вступительная часть.

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Воспитатель : Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все радостные и красивые. Покажем всем, какие вы радостные?

Солнышко проснулось и потянуло лучики . Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются ). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.

Воспитатель: Ребята, понравилась Вам музыка, которая сейчас звучит?

Это фрагмент музыки П. Чайковского «Времена года».

Какое время года прозвучало в музыке?

Какая осень здесь поздняя или ранняя?

Какая музыка?

Какой цвет у осени?

Воспитатель:

Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Дети:

Воспитатель:

Правильно. А что изменяется в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаём осень?

Дети:

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете стихи об осени? (4 ребенка рассказывают стихи)

Посмотрите, ребята. Осень - очень красивое время года. Многие художники любят рисовать природу осенью.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень» (любую).

Дети описывают увиденную картину, отвечают на вопросы воспитателя:

Какое время года изображено на картине?

Как мы поняли, что это осень?

Какими красками написана картина?

Какое настроение у картины?

Чем она понравилась?

Физкультминутка

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажи - ка наугад!

Ну, конечно... листопад

Листопад, листопад (покачивания рук из стороны в сторону)

Листья желтые летят (вращение вокруг себя)

Листья красные летят (в другую сторону)

Прямо под ноги ребят (опускаем руки к ногам).

Мы листочки, мы листочки (наклоны в стороны)

Мы осенние листочки

Мы на веточках сидели (присели)

Ветер дунул - полетели (дуем, кружимся)

Перестал дуть ветерок

Мы уселись на лужок (присели на корточки).

II. Основная часть

Воспитатель:

Среди кленов и осин

Корзина стоит одна

Разукрашена листьями

И рябины кистями,

Не велика он и не мала…

Кто же нам её прислала?

Отгадать вас просит-

Кто же это? (осень)

Воспитатель:

Что же в сундучке лежит? (ответы детей)

Воспитатель: В нашей осенней коллекции много разных листьев. Давайте рассмотрим их.

Воспитатель берёт в руки листочек.

Воспитатель. Ребята, от какого дерева этот листик?

Ответы детей.

Воспитатель. . Молодцы, все листики узнали. Все листики разные . Они отличаются друг от друга формой, окраской, размером. Летом все листики, какого цвета?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, летом все листики зелёные. Но пришла волшебница осень и разукрасила их в разные цвета. Какие?

Посмотрите на них; думаю, что вы вряд ли найдете два совершенно одинаковых, каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.

Если посмотреть на листики внимательно, то можно увидеть в каждом из них маленькое деревце. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки – веточки. Листик напоминает крону деревца. В нижней части листа главная прожилка переходит в черенок. Он напоминает ствол.

Воспитатель : Осенью листики становятся жёлтыми, красными, оранжевыми и даже коричневыми. А что же произойдёт с ними зимой?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, ребята, зимой все листики замёрзнут и исчезнут, а нам с Вами останется только вспоминать какие они были. Но у меня есть идея. А давайте сделаем необычное фото листочков на память. Согласны?

Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и нарисовать свою картину. Рисовать осенние деревья мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать .

Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмем к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Когда отпечатаем листики, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.

Во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание.

Воспитатель. Давайте перед работой разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра «Листики»

(массируем каждый пальчик)

1,2,3,4,5 - будем листья собирать.

Листья березы, листья рябины,

Листики дуба, листья осины,

Листики тополя мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(показываем из ладошек букет: запястья соединили, пальцы растопырены в разные стороны).

Воспитатель. Приступайте к работе и сделайте свои фото – отпечатки листочков. Будьте аккуратны и внимательны.

Дети выполняют творческое задание.

Воспитатель . Какие Вы молодцы, какие яркие фото – отпечатки у Вас получились! Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени. Ребята, Вы, наверное, устали?

Ответы детей.

Дети печатают и рисуют деревья, затем воспитатель спрашивает:

Что еще можно дорисовать на вашем рисунке, чтобы он был завершен? (дети дорисовывают)

III. Заключительная часть. Анализ работ.

Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья!

Это листики – отпечатки, оставив свой след, помогли нам создать такие причудливые кроны и нарисовать такие необычные деревья. Какое время года изобразили в своих рисунках?

Какие краски использовали?

Какими способами рисовали?

У кого лучше получилось передать образ осеннего дерева?

Выставка работ воспитанников.

Всем спасибо, занятие закончено.


Продолжать учить детей передавать в рисунке осенние изменения в природе.

Совершенствовать умение рисовать акварельными красками, наносить их на осенние листья и делать отпечатки на бумаге.

Развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка.

Воспитывать аккуратность, умение работать без спешки, получая удовольствие от проделанной работы, развивать воображение и фантазию детей на занятии.

Материал: листья, кисти, акварельные краски, бумага, посуда для мытья кистей, салфетки.

Ход занятия по рисованию в старшей группе

Дети, давайте станем в круг и возьмемся за руки, пожмите их. Вы чувствуете как тепло ваших рук передается по кругу? Каждый из нас дарит частичку тепла, доброты. А сейчас поставьте ладони к вашему сердцу, почувствуйте как бьется ваше сердце, сколько тепла, любви, доброты оно излучает... Подарите свое тепло каждому. А талисманом нашего занятия является вот это сердце, передайте его по кругу как символ доброты, тепла, любви.

(Дети передают сердце по кругу, последним его принимает воспитатель)

Воспитатель:

Дети, какое теплое наше сердечко. Каждый из вас подарил ему частичку своего тепла доброты. Давайте, мы передадим наше сердечко гостям вместе с теплом, добром и гостеприимством.

А сейчас подойдите ко мне и послушайте, что я вам хочу рассказать. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я обратила внимание на двух воробушков, которые сидели на дереве и грустно чирикали. Когда я прислушалась, то поняла, что они чирикают о том, что осень улетает в теплые края и скоро наступит белая, холодная зима. И мне стало грустно, потому что я очень люблю осень, и совсем не хочу прощаться с ней. А вы дети?

Посмотрите, дети, у каждого на столе лежит много листочков. Мы уже знаем, что осенними листочками можно любоваться, играть, слушать их язык. А еще рисовать. Я вам предлагаю в память о красивой осени, ее красоте, нарисовать «осенний ковер». Итак, начнем рисовать осенними листочками. Превратим их в кисточки и нарисуем осенний ковер.

Вот посмотрите, какой осенний ковер нарисовала я. Давайте я вам покажу, как я это сделала. Выбираем три различных по форме листочки, теперь положим их на подставочку. Возьмем кисточку, обмакнем ее в желтую краску и покроем им обратную поверхность осеннего листочка (на обороте жилки четкие и рельефнее). Теперь возьмем осторожно тот листочек окрашенным боком на свой ​​лист бумаги. Сверху прикроем листок салфеткой, прижмем немного и погладим ладошкой несколько раз. Поднимем салфетку и посмотрим, что там у нас получилось. Настоящее чудо: листок как будто оставил нам на память свое фото - желтый отпечаток, точная копия его самого.

Теперь возьмем другие листочки, закрасим их в теплые цвета осени - красный, оранжевый, коричневый и продолжим печатать на своем листе бумаги создавая красивую композицию. Работать будем аккуратно, чтобы работа приносила удовольствие вам или тому, кому захотите ее подарить. А сейчас каждый садится на свое место.

Воспитатель:

А перед тем, как вы начнете работать, мы проведем разминку для пальчиков :

Вместе сделаем так:

Упражнение «Бабочки».

Воспитатель:

Вы размяли пальчики, а теперь давайте работать.

(Работа детей)

Какие замечательные рисунки у нас с вами вышли. А давайте на коврике выложим большой осенний ковер из наших маленьких ковриков.

Воспитатель:

Очень красивый у вас получился ковер, молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что вы листочки. Все вы осенние листочки, разноцветные и очень красивые. Но легкий прохладный ветерок сорвал вас с веточек деревьев и закружил в танце осеннего листопада. Вы поднимаетесь все выше и выше, ваши движения легкие, вам очень хорошо, спокойно... А сейчас вы падаете на землю, укрываете ее теплым покрывалом что будет согревать всю зиму...

Открывайте глаза вы прекрасно отдохнули.

Программные задачи занятия: формировать навыки работы в коллективе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми; содействовать условиям для свободного экспериментирования с различными художественными техниками и материалами; стимулировать желание применять и комбинировать разные способы рисования; развивать творческое воображение и фантазию; воспитывать любовь, познавательный интерес к природе.

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей.

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня к нам пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель зачитывает письмо от Лесовичка: «Ребята, приходите к нам в лес. Наш лес необыкновенный, здесь происходят чудеса и волшебство.

В. Ребята, правила лесные вы знаете, а теперь отправляемся в путешествие.

Появляется Лесовичок, приглашает детей на волшебную полянку.

Лесовичок . На этой полянке растут красивые деревья: дрожащие осины, тонкие рябины, гибкие берёзы, могучие дубы. Они радуются каждому дню и тянут свои ветки к солнышку.

Дети любуются красотой деревьев.

Лесовичок. На следующей полянке растёт множество весенних цветов. (Дети рассматривают цветы, называют их).

Психогимнастика «Цветы»

Из земли появился зелёный росток. Медленно, не спеша он потянулся своим стебельком к солнцу, улыбнулся ему, посмотрел влево, вправо, и увидел много цветов на полянке. А там, где есть цветы, там, конечно есть и бабочки. Они радостно порхают по цветочкам. (Дети скрещивают кисти рук.) От солнечного лучика проснулись и жуки. (Пальчики «бегут» по рукам.) Паучок стал плести свою паутину. (Пальцем одной руки по очереди дотрагиваться да пальцев другой руки.) Улитка вылезла из своего домика и не спеша поползла по дорожке. Цветы раскрывают свои бутончики навстречу солнцу. (Раскрывают ладони.)

В. Ребята, давайте присядем на полянке и послушаем звуки леса.

Включает аудиозапись. После прослушивания воспитатель уточняет, какие звуки дети услышали.

В. Давайте расскажем, кто какие звуки в лесу издаёт?

Медведь? (Рычит.) Кукушка? (Кукует.) Ворона? (Каркает.) Дождь? (Шумит.) Комарик? (Звенит.) Оса? (Жужжит.) Дятел? (Стучит.) Листья? (Шелестят.) Ручей? (Журчит.) Ветер? (Свистит.)

Дети замечают под кустом зайца. Вспоминают и рассказывают о жителях леса. Разгадывают загадки про птиц.

Лесная физкультминутка

Ветер лесные деревья качает.

(Наклоняются вправо-влево с поднятыми руками.)

Яркие бабочки всюду порхают.

(Взмахивают скрещенными руками.)

Скачут по веткам белка с бельчонком.

(Прыгают.)

Ходит по лесу медведь с медвежонком.

(Идут вперевалочку.)

Дятел звонко стучит по стволу.

(Стучат кулачком о кулачок.)

Ползёт муравей по лесному ковру.

(Идут в полуприседе.)

Ест землянику в лесу детвора.

(Приседают.)

Вот и закончилась наша игра.

(Хлопают в ладоши.)

Дети самостоятельно обдумывают замысел своей композиции, отбирают художественный материал.

Техники изображения, использованные в работе: деревья - флоротипия (печать листиком); цветы - соломкой для коктейля, надрезанной с одной стороны; насекомые - с помощью шаблонов; птицы - ладошкой, печать листочком тополя, с помощью шаблона; животные - тычок жёсткой полусухой кистью; ёжик - штрихом.

Воспитатель и Лесовичок по ходу выполнения детьми композиций задают вопросы, позволяющие корректировать работу, уточнять, обогащать замысел, помогают применить выбранную технику изображения.

По окончании работы дети рассматривают рисунки, оценивают, обмениваются впечатлениями.

Ребята вместе с воспитателем возвращаются из «леса» домой (возвращение сопровождается музыкой). Определяют место размещения коллажа в группе.