Главная · Талисманы · Музыкальные примеры всестороннего развития ребенка. Музыка как средство развития ребенка. Музыка и маленький ребёнок

Музыкальные примеры всестороннего развития ребенка. Музыка как средство развития ребенка. Музыка и маленький ребёнок

Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки - даже, если малыш не проявляет никаких восторгов. Педагогами доказано, что музыкальное воспитание и образование ребёнка - важная часть его гармоничного развития. Дети, любящие и понимающие музыку, более интеллектуально развиты, чем сверстники, которых музыкально ограничивают. С помощью принуждения воспитать любовь ребёнка к музыке невозможно. Приучать к прекрасному миру звуков следует постепенно и увлекательно. Читайте статью о том, как научить любить малыша музыку и развить его музыкальные способности.

Влияние музыки на развитие детей

Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей. Немало родителей ошибочно считают, что обучение ребёнка музыке, да и просто приобщение в ней, не несёт ничего полезного для развития ребёнка. Тем не менее, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками. Дети, которым включают , проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки. Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков.

К сожалению, папы и мамы все реже и реже задумываются том, чтобы обеспечить и музыкальное образование своих детей. Часто родители считают, что ребёнку необходимо предоставить возможность получать те знания, которые пригодятся ему в жизни. Целенаправленное профильное образование, ставшее сейчас в тренде, ограничивает развитие ребёнка, лишая возможности развиваться всесторонне. Сегодня родители хотят поскорее выбрать будущую профессию для ребёнка, чтобы спланировать профильное обучение: хочешь быть адвокатом - учи историю и право, желаешь стать банкиром - учи математику. Реалии жизни формируют мысль многих родителей: «Главное - получить высокооплачиваемую работу». А ведь раньше, предыдущие поколения родителей, обязательно старались дать музыкальное образование ребёнку.

«Это интересно. Детей из дворянских семей обязательно обучали хореографии, езде верхом, каллиграфии, игре на музыкальном инструменте и пению, иностранному языку или нескольким, а также фехтованию».

Польза музыки

Польза музыки в том, что она:

  • развивает слух
  • делает ребёнка коммуникабельней
  • если это занятия на музыкальном инструменте - то музыка приучает к ежедневному труду, воспитывает силу воли и терпение
  • учит видеть прекрасное
  • развивает кругозор и , а значит, способствует успешной учёбе
  • совершенствует эмоциональную сферу ребёнка
  • улучшает личностные качества.

Музыка и маленький ребёнок

Малыши очень восприимчивы к музыке. Учёные утверждают, что эмбрион слышит звуки и реагирует на них. Следующее знакомство с музыкой - мамина колыбельная. Малыш слышит приятную мелодию и знакомый голос, начинает подпевать и говорить первые слова. Навык пения формируется у ребёнка в возрасте около трёх лет. Уже в этом возрасте, при желании родителей, можно развить музыкальные способности малыша и начать прививать любовь к музыке.

Как начать музыкальное развитие малыша дома?

  1. Поём. Детские песенки - отличная база для начала развития музыкальности ребёнка. Пойте вместе с малышом всегда: утром и вечером, за занятиями детским творчеством и уборкой детской комнаты, обираясь на прогулку и гуляя. Пение не только музыкально развивает ребёнка, но и значительно повлияет на развитие памяти и речи, а также всегда будет поднимать настроение. Создайте фонотеку детских песенок и включайте их при каждом удобном случае. Если есть возможность - пойте караоке. Так ребёнок научиться чувствовать музыку и полюбит её.
  2. Слушаем классику. Классическая музыка - это основа формирования правильного восприятия мира ребёнком, его эмоциональной и психической устойчивости. Включайте классику для малышей ежедневно по 30 минут в день. Поначалу покажется, что малышу нет дела до этой музыки. Однако она проникает в душу малыша и создаёт нужную атмосферу для его развития.
  3. Посещаем или развивающий центр. Специалисты детских образовательных учреждениях хорошо знают, как музыка полезна для развития ребёнка. Поэтому там умеют хорошо организовать музыкальные занятия с малышами. Дети познакомятся с миром звуков, выучат много песенок и даже проявят свои артистические способности. На таких занятиях ребят будут учить чувствовать и понимать музыкальные интонации и мелодии, развивать их слух.
  4. Приобретаем музыкальные игрушки. Детские барабаны, маракасы, трещотки и другие звукоиздающие игрушки весьма полезны для развития ребёнка. Не сердитесь, если ваш малыш устроил какофонию: воспроизводя и слушая разные звуки, малыш исследует их, благодаря чему у него закладываются основы музыкального вкуса.

Диагностика музыкальных способностей

«Это интересно. Биографии многих известных личностей свидетельствуют о том, что все они были не только гениальными специалистами своего дела, но и разносторонне развитыми личностями. К примеру, дипломат и писатель Александр Грибоедов играл на фортепиано и органе, а также сочинял музыкальные произведения. А лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн умел играть на скрипке».

Раннее выявление музыкальных способностей у детей гарантирует родителям то, что они не упустят момент, когда следует более активно развивать ребёнка в музыкальном плане. Узнать о наличии у вашего малыша способностей к занятиям музыкой можно следующими способами:

  1. . Задайте малышу несколько ненавязчивых вопросов во время прогулки и после посещения детского представления: «Тебе нравится слушать музыку? «Какие звуки тебе нравятся?», «Нравится ли тебе петь и слушать детские песенки?», «Хотел ли ты научиться владеть каким-то музыкальным инструментом? Каким?» и тому подобное. Так вы поймёте интересы и склонности вашего ребёнка.
  2. Наблюдение. Понаблюдайте за ребёнком, когда он поёт, танцует или рассказывает стихотворение. Малыш любит учить стихи, легко их запоминает и с удовольствием декламирует? Танец под детские песенки превращает в целое представление, стремясь обратить на себя максимум внимания? Тогда ваш кроха явно артистичен, эмоционален, умеет выражать чувства - его смело можно записать в музыкально-танцевальный кружок.

О наличии музыкальных способностей у малыша могут свидетельствовать и следующие факты:

  • музыка приводит ребёнка в хорошее настроение
  • слыша музыку, малыш начинает раскачиваться, двигаться, пританцовывать
  • ребёнок эмоционально реагирует на любой звуковой фон.

У дошкольников 3-7 лет музыкальные наклонности могут проявиться следующим образом:

  • ребёнок легко запоминает песни и мелодии
  • дошкольник самостоятельно сочиняет песенки
  • он любит выступать.

Есть ли у ребёнка слух и чувство ритма?

Если вы думаете определять своего ребёнка в музыкальную школу, то сначала нужно узнать, обладает ли малыш музыкальным слухом и хорошим чувством ритма. Существуют специальные методики, которые помогают это определить. Такими способами пользуются музыкальных школ при прослушивании. При возможности вы можете самостоятельно проверить своего ребёнка.

Проверяем музыкальный слух.

Тест №1. Сыграйте на фортепиано два разных звука. Спросите у ребёнка: «Какой звук был ниже, а какой - выше?»

Тест №2. Сначала нажмите одну клавишу на фортепиано. Пусть малыш ответит, сколько звуков он услышал. Нажмите две разных клавиши одновременно: сколько сейчас звуков?

Тест №3. Спойте ноты поочерёдно и пусть ребёнок их повторит.

Тест №4. Напойте короткую мелодию попросите ребёнка её воспроизвести.

Тест №5. Пусть ребёнок споёт любимую песенку.

С помощью этих несложных тестов вы сможете проверить музыкальные слух и память малыша, а также диапазон его голоса. Если ребёнок не всё идеально повторяет, но хотя бы улавливает направление мелодии, то у него средний результат, что говорит о наличии музыкального слуха, который можно развивать.

Определяем чувство ритма.

Тест №1. Постучите в определённом ритме. Пусть ребёнок повторит. Повторите тест 3-4 раза (меняя вариации простукивания).

Тест №2. Предположите малышу помаршировать под запись марша или любой ритмичной песни.

Тест №3. Попросите ребёнка похлопать в ладоши под какую угодно ритмичную музыку.

Если Вы заметили, что у малыша слабоватое чувство ритма, не огорчайтесь: его можно развивать. А если отличное - в таком случае ребёнку будет легко даваться обучение в музыкальной школе.


Как привить ребенку любовь к музыке?

Для самых маленьких детей:

  • пойте на ночь или включайте спокойные мелодии при отходе ребёнка ко сну
  • обеспечьте малыша различными музыкальными игрушками
  • занимайтесь с крохой по программам раннего развития. Пусть занятия проходят под заводные мелодии.

Дети 1,5-2 лет уже могут:

  • петь несложные детские песни
  • выполнять движения ритмической гимнастики и танцев.
  1. Воспитывайте ребёнка в атмосфере музыки. Такие дети быстрее развиваются и вырастают творческими личностями. Они понимают прекрасное, и в будущем будут стремиться сделать мир лучше.
  2. Обращайте внимание детей на музыку в мультфильмах и кинофильмах, на ледовых катках и в путешествиях. Учите их слушать музыку, запоминать её.
  3. Посещайте с ребёнком детские театры, цирк, мюзиклы и представления, концерты филармонии и детского симфонического оркестра.
  4. Устраивайте дома музыкальные вечера и театрализованные праздники, в которых будут принимать участие все члены семьи.
  5. Демонстрируйте личный пример. Обычно в семьях, где любят музыку и понимают её, дети растут эстетически воспитанными.
  6. Наконец, определите ребёнка в музыкальную школу или запишите в детский хор.

Обучение в музыкальной школе

Итак, вы решили отвести ребёнка в музыкальную школу. Психологи и педагоги утверждают, что существуют два периода, когда ребёнок готов к обучению в музыкальной школе:

1-й период: 7-8 лет. Ребёнок сам просит обучить его на игре на определённом музыкальном инструменте. Ему понравилась флейта или саксофон: так хочется научиться играть! Увлечённые музыкой дети этого возраста с удовольствием посещают музыкальные занятия и концерты, поют. , рассказывайте побольше о музыке, оркестре, композиторах, произведениях. Важно не пропустить этот момент и быть настойчивым в формировании серьёзного отношению ребёнка к овладению инструментом.

2-й период: подростковый возраст. Если не удалось определить малыша в музыкальную школу в младшем возрасте, это можно сделать позже. Старшеклассники часто хотят самоутвердиться как личность, проявить индивидуальность. В этот момент музыка может стать способом самовыражения. Направьте подростка в нужное русло.

«Необходимо понимать, что занятия музыкой должны быть ежедневными, они требуют постоянной работы и волевых усилий. Родители должны проявлять терпение, настойчивость, помогать ребёнку и поддерживать его».

Фортепиано или скрипка

При выборе музыкального инструмента для ребёнка нужно учитывать много факторов: желание ребёнка, его пол и возраст, особенности физического развития. Всё учтите и предоставьте ребёнку свободу выбора: пусть сам остановится на понравившемся инструменте.

Каждый инструмент имеет минусы и плюсы. Чаще всего родители выбирают фортепиано или скрипку для обучения ребёнка. Однако эти инструменты являются и самыми сложными. Если ребёнок не обладает особой усидчивостью, лучше обратить внимание на нечто другое.

Можно выбрать флейту: она считается отличным инструментом для начинающих музыкантов. Флейте характерна не очень сложная техника игры. Помимо этого, благодаря флейте можно научиться правильно дышать, увеличить объём легких, развить мелкую моторику рук. Игра на флейте полезна для здоровья , помогает избавиться от аллергии и бронхиальной астмы.

Для мальчиков (как для гиперактивных, так и для нерешительных) хорошо подойдут ударные инструменты: одним они помогут справиться с переизбытком энергии, другим - помогут побороть застенчивость.

Гитару обычно выбирают не с раннего возраста, а когда ребёнок подрастет, и будет уверенно держать инструмент. Гитара всегда была престижным инструментом, «статусным», с помощью которого легко повысить авторитет ребёнка в глазах сверстников.

Подходите грамотно, осознанно к выбору музыкального инструмента для ребёнка, поддерживайте его в начинаниях, не критикуйте - и тогда вы сможете превратить занятия музыкой в удовольствие.

Выводы

Смысл музыкального развития ребёнка в том, чтобы научить ребёнка чувствовать и понимать музыку, ощущать её красоту, а вместе с тем - красоту окружающего мира. Живя в атмосфере музыки, ребёнок развивается разносторонне: у него повышается познавательная активность, совершенствуется интеллект и эмоциональная сфера. Музыка - прекрасный способ самовыражения и проявления творческого начала. Не забывайте о музыкальном развитии ребёнка - так вы принесёте ему положительные эмоции и сделаете его счастливым.

МУЗЫКА И ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик . Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общим переживанием. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами , т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Как и другие виды искусства музыка имеет познавательное значение, активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение, заставляет мыслить и творить.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека , вызывая реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчёркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. Умелое использование мелодического и ритмического компонента музыки помогает человеку во время работы и отдыха.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи – логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих, регулирует и углубляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное - это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки - вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Уже на первом году жизни педагог организует общение детей с музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым понятием - музыкальность. “Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления” (Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. –М.; Просвещение, 1981г.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. – М, 1982г.
  3. Метлов Н.А. Музыка – детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. – М.: 1972г.
  5. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. – М.; 1986г
  6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 1977г.
  7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1989г.

Испокон веков мамы пели своим деткам колыбельные, и неважно было, есть у мамы голос, слух, музыкальное образование - ребенку важна сама суть мелодичного «мурлыканья» мамы, даже если слов он еще не понимает, а о таком понятии, как музыка и вовсе еще не слыхивал. Однако сами звуки мы слышим даже тогда, когда мама носит нас под сердцем, ведь малыши еще в утробе слышат, как с ними разговаривают, так или иначе реагируют на громкую и неприятную или на тихую и мелодичную музыку. Исходя из всего этого, маме нужно еще во время беременности задумываться о том, какую музыку она слушает, и как она может повлиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

С какого возраста ребенку можно слушать музыку?

Все мы знаем, что первые 1,5 недели малыш находится под охраной природы, то есть он еще плохо слышит и видит, дабы не испугаться шума и яркости этого мира. Однако он прекрасно ощущает доброту и нежность, ему приятны ласковые слова, медленные мелодии. Поэтому, музыку ребенок может слушать с первых дней его жизни, но самое главное - не переборщить с этим.

Мозг младенца получает такое колоссальное количество информации каждый день, что нужно помогать ему еще и правильно её усваивать. Чтобы у ребенка одинаково хорошо развивались оба полушария мозга, необходимо слушать музыку, потому что именно мелодия воспринимается обоими полушариями, улучшая межполушарные и внутриполушарные связи.

Какую музыку можно включать детям?

Музыка для новорожденных должна быть мелодичной и негромкой. Детям можно включать приятную классику (Бетховен, Моцарт, Вивальди), современную инструментальную спокойную музыку, или приобрести специальные мелодии для детей, которые мастерами звука уже переделаны в приятные для слуха композиции. Слыша мелодичную музыку, малыш сразу же успокаивается и затихает, прислушивается к понравившемуся ритму. Если же музыка веселая, то и движения малыша будут более оживленными, он начнет улыбаться.

Чем больше спокойной и мелодичной музыки будет слышать ребенок с первых дней жизни, тем более уравновешен он будет в дальнейшем. Когда вы укладываете малыша спать, пейте ему колыбельные или просто разговаривайте с ним, а на фоне негромко включите музыку - это успокоит малыша, и он быстрее уснет сладким сном. К тому же, доказанным является и тот факт, что под приятную спокойную музыку пищеварение происходит быстрее и лучше, что чрезвычайно важно для самочувствия и хорошего сна наших крох.

Когда вы выбираете музыку для своего малыша, отказывайтесь от мелодий, где звучат ударные инструменты. На ребенке они будут сказываться зомбирующе (впрочем, как и на психике взрослого человека), поэтому малыш может быть капризным, нервным, беспокойным.

Помните, что детки тоже любят веселье, и им под хорошее настроение нравится ритмичная музыка «для ног», под которую хочется плясать. Малыши, которые только научились стоять на своих маленьких ножках, уже стараются сгибать коленки в такт музыке, или громко смеются от услышанных необычных звуков, которые сейчас можно скачать из интернета. Под ритмичную музыку ребенку хочется двигаться, играть, а это воспитывает в нем жизнерадостную и подвижную личность. Малыши, которые слушают музыку с самого детства, намного быстрее развиваются и познают мир. Однако музыка должна быть разнообразной - и классика, и эстрадная, и джаз, и в народном исполнении - с разнообразием в музыке ребенок впитывает в себя разнообразие в жизни, всесторонне развивается.

Музыкальные сказки

Помимо просто музыки (классической или эстрадной) ребенку нужно слушать музыкальные сказки, мультфильмы, в которых поют и играют на музыкальных инструментах. Ведь все жизненные мудрости, весь мир ребенок познает через сказки, через мультяшных героев - они занимают его и доносят до понимания больше слов, чем вы можете себе представить. Так, например, мультфильм «Как Черепаха и Львенок пели песенку» учит ребенка дружбе, и малыши с удовольствием повторяют песенку о том, как львенок «на солнышке лежит». Не менее поучительна «Сказка о Царе Салтане», которая легко запоминается своими стихами, и в особенности песенкой белочки, которая «орешки всё грызет». Добрые песни в сочетании с интересными сказками воспитывают в ребенке отзывчивую и приятную личность.

Влияние классической музыки на ребенка

Мнения взрослых разделяются на два лагеря - одни говорят, что для маленьких деток классическая музыка слишком сложна, а другие настаивают, что именно классика воспитывает в детях эстетический вкус. Однако детям неважно, как вы относитесь к этой музыке - каждый малыш интуитивно тянется к тому или иному звучанию, независимо от ваших личных предпочтений. Так, например, многие малыши затихают, когда слышат мелодии Чайковского, Бетховена, Вивальди, а вот к Баху с его несколько тяжеловатой для восприятия органной музыкой, дети относятся с настороженностью, потому что столь глубокое звучание вызывает у них тревогу.

Положительное влияние классической музыки на детей доказано учеными, и они говорят, что именно определенная частота акустических волн классических произведений воздействует на центры удовольствия ребенка, способствует развитию мозговой деятельности. Так, например, музыка Моцарта облегчает восприятие всего нового для малыша и стимулирует память, поэтому его произведения можно включать малышу в перерывах между познавательными играми.

При помощи классических произведений можно даже корректировать эмоциональное состояние малыша. Так, например, чтобы успокоить ребенка, можно включить ему произведения Бетховена, Брамса, Шуберта, чтобы улучшить настроение включите ему Чайковского, для поднятия активности пускай малыш слушает Листа, Моцарта, Хачатуряна, а для уменьшения чувства неуверенности и тревоги рекомендуется включать вальсы Штрауса, Рубинштейна, произведения Шопена.

Насильно принуждать ребенка к прослушиванию классической музыки не стоит, ведь даже не каждый взрослый способен осилить 10 минут прослушивания классики. Старайтесь каждый день включать малышу разные произведения и присмотритесь, как он на них реагирует. Наверняка от одних он будет успокаиваться, а другие наоборот будут побуждать его к необъяснимым капризным поступкам. Через время вы уже сможете подобрать список произведений, которые наиболее благотворно влияют на малыша.

Нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу?

Если хотя бы один из родственников ребенка имеет хороший голос и слух, то вполне закономерен тот факт, что и ребенок не обделен музыкальными данными. Убедиться в этом можно, отдав ребенка в музыкальную школу. На сегодняшний день намного престижнее учить ребенка английскому, быстрому чтению и письму, нежели музыкальной грамоте, однако музыка играет далеко не последнюю роль в развитии личности ребенка. Возможно, малышу понравится выбор инструмента, который вы ему предложите, а может он и сам присмотрел себе фортепиано или скрипку. Зачастую дети стремятся подражать своим кумирам, и если любимый актер вашего чада в каком-то фильме сидит в черном фраке за фортепиано и наигрывает красивую мелодию, то малыш может проникнуться к этому инструменту и попросить вас научить его играть на нем.

Что получит ребенок в музыкальной школе? В первую очередь - это музыкальная грамота, эстетический вкус и понятие красоты. Немногие дети в раннем возрасте понимают истинный смысл произведений классиков, но они изо всех сил стараются по-своему донести их до слушателей. Ребенок учится слышать тончайшие изменения в музыке, разбираться в её оттенках, в настроении, и со временем он научится слышать эти изменения и в человеческой речи - замечать малейшие перемены в интонации мамы или никому не заметное недовольство учителя. Ребенок при помощи музыки учится общаться с людьми, улавливать настроение собеседника, его эмоциональное состояние. К тому же, влияние музыки на развитие ребенка неоспоримо в развитии усидчивости, терпеливости, систематического труда.

Однако заблуждением будет думать, что если вы отдадите свое чадо в музыкальную школу, то он сразу же станет прилежным и чувственным. Многие дети и года не выдерживают в музыкальной школе, потому что им там скучно, нужно учить много непонятных им терминов, разбираться в них, изо дня в день повторять одни и те же мелодии дома. Так что если ваш малыш воспротивится подобным учениям - не ругайте его, ведь не все вырастают известными музыкантами, многим музыкальное образование дает просто еще одну страницу разнообразия в жизни, и ничего более.

Не вся музыка одинаково полезна

Если музыка для вашего ребенка подобрана правильно, то вы обеспечите улучшение моторной координации своего ребенка, кратковременной памяти, формирование хорошего настроения.

Но что будет с чувствами ребенка, если вы включите ему рок или другую тяжелую музыку? Как и любое живое растение, животное, человек реагирует на тяжелый рок с полным непониманием происходящего. От громкого и мрачного исполнения растения не хотят расти, коровы не хотят давать молоко, а снежинки превращаются в настоящее безобразие, теряя свою идеальную симметричную форму. Люди - часть природы, и влияние тяжелой музыки на развитие ребенка также губительно, потому что при прослушивании подобных рок-композиций выделяется стресс-гормон, который способен стирать информацию из мозга.

Как музыка влияет на развитие личности ребенка?

  • Воспитывает чувство музыкального вкуса;
  • Прививает эмоциональную отзывчивость;
  • Ребенок с большим удовольствием будет делать физические упражнения под музыку, нежели без неё. Ритмичные упражнения под музыку улучшают координацию движений, осанку ребенка, четкость движений и ходьбы;
  • Пение под музыку укрепляет голосовые связки, развивает речь, правильная поза поющего углубляет его дыхание;
  • Игра на музыкальных инструментах, пение, танцы развивают в детях внимание, организованность, быстроту реакций, мелкую моторику пальцев;
  • Музыкальные сказки воспринимаются детьми намного легче, чем просто прочитанные мамой, поскольку их быстрее запоминать. Они расширяют кругозор малышей;
  • Легковозбудимым детям рекомендуется слушать спокойную музыку, чтобы уравновесить свой внутренний мир;
  • Музыкальные занятия в группе поднимают ребенку настроение, под влиянием правильно подобранной ритмичной музыки, разнообразных игр и занятий дети учатся играть и общаться друг с другом, проходит страх «новых людей»;
  • Юноши и девушки, которые имеют музыкальное образование, умеют играть на музыкальных инструментах, петь, реже попадают в плохие компании, нежели те дети, которые далеки от музыки. Музыка воспитывает в ребенке дисциплинированную и ответственную личность, отвлекает познавательный мозг от опасных увлечений и дает ему позитивное правильное направление в жизни.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

От рождения до 2 лет

Как известно, слуховое восприятие (не в пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос. Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересует. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг. Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При их покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек, В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т.п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция -стимул», развивая тем самым кору головного мозга.

Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные. Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гер-швина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, нок-тюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне.

Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», шутку из оркестровой сюиты Баха. Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия. В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, по-нравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).

2-3 года — первые инструменты

В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами .

Барабан , можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, «В тра ве сидел кузне чик, совсем как о гуре чик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет «Песенка водяного», в частности фраза «А мне лета-а-ать охота» или «Крылатые качели», то есть медленные мелодии. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут «А может быть ворона», «Песенка Красной Шапочки», «Танец маленьких утят». Медленный темп отлично проиллюстрируют «Песенка водяного», «Песенка Черепахи и Львенка», «Колыбельная медведицы». Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только «добрые» взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи — личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению. Следующий шаг — показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на один удар левой — два удара правой. Теперь предложите малышу «заменить» вашу левую руку — сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами — тандем ударников! Дальше меняетесь «партитурами», убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т.д.

А теперь — ложки . Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»).

Если вдруг найдете в продаже трещотку , ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать «Частушки бабок ежек»).

После 3 лет можно предложить малышу металлофон . Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество-подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимая, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши «ловят» не сразу, но со временем все начнет получаться.

4 года — слушаем музыку

Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки . Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки задействовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное. Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами «мажор» и «минор». Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять «Болезнь куклы» Чайковского, а для мажора «Турецкое рондо» Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный, Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и «поставить диагноз». Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — «Первая утрата» Шумана, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». Мажор — «Итальянская полька» Рахманинова, «Клоуны» Кабалевского, «Чунга-чанга». Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук «говорит» отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки «перетекают» один в другой. Например, «Во поле березка стояла» — очевидное легато, песня «Улыбка» — бесспорное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента. Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, «Хоровод гномов»), музыка Грига к пьесе Ибсена «Пер Гюнт», Сен-Сане «Карнавал животных». Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и «живым» звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. Далее выбирайте музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Рикки-Тикки-Тави», «Огниво». Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент «В художественном музее вместе с мамой», «Игры со звуками и красками». Для 4-летних малышей предлагается абонемент «Встречи с прекрасным». В Московском международном Доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт «Конек-Горбунок» и «Сказку о царе Салтане» по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу «Кошкин дом». Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей. Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре «Эксперимент Ъ». Наибольшим успехом пользуются постановки «Котенок по имени Гав», «Летучий корабль», «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, «Спектральная сюита» Стива Халперна, «Вечерняя серенада» Шуберта, «Песня Сольвейг» Грига. Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую: «Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех сво- им теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. .. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…» Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет. В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.

5-6 лет — все «по-взрослому»

В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению . Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы. Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами, Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации. В этом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша, Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6 летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:

  • при переутомлении — «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при плохом настроении — «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта.
  • при выраженной раздражительности — «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского.
  • при снижении внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.

Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.