Главная · Православные церковные праздники · День успенской богородицы. Успение пресвятой владычицы нашей богородицы.

День успенской богородицы. Успение пресвятой владычицы нашей богородицы.

Успение Богородицы — один из самых значительных религиозных праздников в жизни верующего человека. Традиции празднования этого дня издавна передавались народом из поколения в поколение. Благодаря этому в сознании людей сохранились важность и значимость этого события.

Предание об Успении Богородицы

После вознесения своего сына, Иисуса Христа, Дева Мария возносила непрестанные молитвы Господу, чтобы скорее воссоединиться с сыном. И однажды с небес к ней спустился архангел Гавриил, чтобы сказать, что Бог скоро позволит ей вознестись, и это станет концом ее земной жизни.

Перед смертью Богоматерь простилась с двенадцатью апостолами. Сам Христос пришел за ее душой, чтобы помочь ей отправиться сразу на небеса. После кончины апостолы отнесли гроб с телом Девы Марии в Гефсиманию, захоронили в глубине пещеры и еще три дня не уходили, непрестанно молясь. К погребению не успел вовремя апостол Фома. Чтобы позволить и ему проститься с покойной, апостолы открыли гроб и обнаружили, что тела Богородицы там нет. Так они узнали о ее чудесном воскресении. Чистая душа и сохраненное девство уготовили ей нетленную кончину.

Праздничные традиции Успения

На Руси праздник Успения Богородицы отмечали 28 августа . В этот день завершали Успенский пост и заканчивали жать хлеба. Последний сноп по традиции ставили рядом с иконами. Его наряжали в красивый сарафан и украшали лентами — так сознании народа символический «последний сноп» закреплялся за образом Богородицы. Этим же днем было принято освящать семена, зерна и колоски разных хлебов, чтобы на столе всегда было изобилие.


Традиционным в этот день является праздник в складчину, когда каждый вносил посильный вклад в общее празднование. Совместно пеклись пироги и готовились праздничные напитки, а богатые угощали бедных. Поэтому и сейчас широкое застолье и от чистого сердца розданные милостыни будут уместными и сейчас.

Считается, что с этого дня начинается бабье лето, а с ним и пора заготовки овощей на зиму. Помочь в этом просили Богородицу: обращались к ней всегда с уважением, называя Госпожой или Владычицей.

По окончанию полевых работ водили хороводы, а девушки присматривались к парням: считалось, что жених, встреченный в это время, станет достойным человеком и хорошим мужем. Отправлялись в лес за грибами, орехами и ягодами. И в наши дни эти продукты обязательно нужно иметь на столе в такой значительный день.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из (от славянского «дванадесять » — двенадцать), то есть самых больших , посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение » на современный русский язык можно перевести как «смерть », но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой , а разговляются после поста на следующий день.


Успение Пресвятой Богородицы. История праздника

Как мы знаем из Евангелия, умирая на Кресте, Господь вручил Пресвятую Богородицу попечению апостола Иоанна Богослова . «Же́но, се сын твой », — сказал Господь Богородице, указывая на своего любимого ученика. Затем, обратившись к нему, сказал: «Се мати твоя ». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе » (Ин. 19:26-27). О жизни Богородицы после мы знаем только из церковного предания. Имеются пространные апокрифические сказания, например, «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы », а также слова́ (проповеди) преподобного Андрея Критского , Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина . Все эти источники датируются VIII веком. Существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Богородицы известны в православной Церкви с апостольских времен. Еще в I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит , ученик апостола Павла . По мнению церковных историков, праздник этот был установлен в конце VI века при византийском императоре Маврикии , который правил в 592-602 гг. Скорее всего, до этого времени праздник Успения был в Константинополе местночтимым, а затем уже стал общецерковным.

Жизнь Пресвятой Богородицы после Вознесения Господня

Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил , вручил пальмовую ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится её земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для неё смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом. Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Апостолы приветствовали Пресвятую Богородицу, и она возрадовалась и прославила Бога, что Он услышал её молитву и исполнил желание её сердца. Настал час Успения Богородицы , и Сам Господь пришел взять её душу. Неземной свет осиял горницу, в которой стоял благолепно украшенный одр с лежащей на нем Богородицей, окруженный апостолами. Увидев это, Божия Матерь произнесла:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о́ Бозе, Спасе Моем,
яко призре на смирение рабы Своея...

и, поднявшись с ложа, поклонилась Господу, после чего без всякого телесного страдания Пресвятая Дева предала душу в руки своего Сына и Бога, как бы уснув.

Погребение Богородицы

Оплакав свою разлуку с Богородицей, апостолы приступили к погребению её пречистого тела. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр с телом Пречистой. Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, которую принес Богородице Архангел Гавриил, а множество христиан сопровождали их с пением, свечами и кадилами. Для бо́льшего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верой прикасавшихся к священному одру.

Торжественное шествие направлялось в Гефсиманию, где покоились родители Пресвятой Богородицы (святые Иоаким и Анна ) и праведный Иосиф Обручник . Озлобленные почестями, воздаваемыми Божией Матери, первосвященники и книжники послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и са́мое тело Богородицы сожгли. Но произошло чудо: облачный венец, по воздуху сопровождавший шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил всех христиан. Преследователи слышали шаги и пение, но никого не видели. Многие были поражены слепотой. Иудейский священник Афония из зависти и ненависти хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Афония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и стал христианином.

Погребальная процессия достигла Гефсимании. Там апостолы положили тело Богородицы в гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем. По промыслу Божию лишь апостола Фомы не было при погребении Богородицы. Придя на третий день, он очень сожалел, что не удостоился благословения Богоматери и не смог проститься с ней. Апостолы, сожалея об этом, решились открыть гроб, чтобы он смог поклониться пречистому телу Божией Матери, но нашли в нем только погребальные пелены — тело Богородицы было взято на небо.

Успение Богородицы. Богослужение

В стихерах на праздник Успения описы-вается подробно событие Успения, собрание апостолов для поклонения и лобызания тела Матери Божией, появление самого Спасителя с ангелами для принятия души Богоматери. Последнее обстоятельство показывает, что Успение Божией Матери не есть смерть, а переход Ее к истинной жизни. Стихеры праздника Успения были написаны патриархами Цареградскими Анатолием (V в.) и Германом (VII-VIII вв.), преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII в.) и Феофаном Начертанным (VIII-IX вв.).

Канон передает событие в виде драмы-диалога: слова Божией Матери, взывающей к Своему возлюблен-ному Сыну о скорейшем взятии Ея на небо; слова Спасителя, нисшедшего с ангелами взять Пречистую душу Родившей Его по плоти и отнести к Отцу; надгробные песни св. апостолов, собравшихся со всех концов все-ленной почтить достойным погребением Пречистое Тело. Каноны празднику написали в VII веке преподобные Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин.

В тех приходах, где праздник Успения является храмовым (престольным), совершается особый чин погребения Богоматери. Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию Боготелесного погребения в Великую Субботу.

Тропарь и кондак Успению Богородицы

Издавна христиане молятся Богородице как заступнице и ходатаице перед Богом. Об этом говорится и в тропаре праздника Успения.

Церковно-славянский текст

В ъ ржcтвЁ дв7ство сохрани1ла є3си2, и3 во ўспeніи ми1ра не њстaви бцdе. престaвибосz к8 животY, м™и сyщи животA. и3 моли1твами твои1ми, и3збавлsеши t смeрти дш7а нaша.

Русский текст

Родив Сына, сохранила девство, и после смерти, Богородице, Ты не оставила мира, потому что перешла к жизни, явившись Матерью Жизни (т. е. Господа), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В ъ мlтвахъ не ўсыпaющую бцdу, и3 в8 заступлeніихъ и3звёстное ўповaніе, гр0бъ и3 смeрть не ўдержaста. но ћкw животY м™рь, на жив0тъ престaви, и4же во ўтр0бу всели1выисz, приснодв7ственную.

Русский текст

Непрестанно молящуюся за весь мир Богородицу, известную всем заступницу и надежду, гроб и смерть не удержали. Но как Матерь Бога, Источника жизни, к жизни перенес Тот, Кто родился от ее девственной утробы.

Народные традиции в день Успения Богородицы

В крестьянском быту день Успения Пресвятой Богородицы считался днем окончания жатвы, и в церковь, на литургию, мужчины считали долгом принести колосьев нового хлеба, чтобы «Успенье-Матушка» благословила их труды и помогла благополучно управиться с молотьбой, оградив свезенный хлеб от пожаров и всякого несчастья. Женщины же, покончившие с жнитвом, «купались» в этот день по сжатой полосе и говорили: «Жнивка, жнивка, отдай ты мою силушку на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено ». Этот обычай, характеризующий трудность женских полевых работ, во многих местах заканчивался крестьянскими пирушками, которыми жнецы как бы вознаграждали себя за изнурительную работу.

День Успения также считался не только постным, но даже траурным днем, по крайней мере старухи-крестьянки любили в этот день одеваться во все черное, в воспоминание праведной кончины Богоматери.

Успение Богородицы. Иконы



Храмы Успения на Руси

Начиная от самого Крещения Руси праздник Успения Пресвятой Богородицы был особенно почитаем. Существовал многовековой обычай освящать во имя этого праздника кафедральные соборы, т. е. главные храмы государства. В Софийских соборах в Киеве и Новгороде престольным праздником было Успение. Также и построенные впоследствии соборы во Владимире, Москве, Ростове Великом, Ярославле и других городах были освящены в честь этого праздника.

Храмы Успения и старообрядческие монастыри

Традиция особого почитания праздника Успения Пресвятой Богородицы сохранилась и в Русской Православной старообрядческой Церкви. Престольный праздник на Успение Пресвятой Богородицы отмечают старообрядческие общины ,


Старообрядческий храм-колокольня Успения Пресвятой Богородицы на Рогожском в Москве

С праздником Успения также связана непростая судьба храма-колокольни Рогожского поселка в Москве. Дело в том, что первоначально этот храм был освящен в начале ХХ века во имя Воскресения Христова. Однако после войны, в 1949 году, он был переосвящен как Успенский. Мотивы этого переосвящения до сих пор непонятны и загадочны.

Некоторые утверждают, что храм был переосвящен, поскольку на Рогожском не хватало духовенства для празднования в кафедральном и одновременно в храме-колокольне , как престольного праздника. Другие полагают, что храм был переосвящен, поскольку в старообрядчестве не принято освящать храмы во имя Воскресения Христова. Третьи высказывают версию, что храм был осквернен во время большевистских гонений на религию и потребовалось его повторное освящение, что и было сделано на праздник Успения. Будем надеяться, что профессиональные историки рано или поздно установят истинную причину этого необычного события. Историческое имя храма-колокольни было возвращено 1 февраля 2015 года: после завершения реставрации его во имя Воскресения Христова.

Храмы Успения у старообрядцев поморского согласия

Многие общины и других старообрядческих согласий также празднуют престольный праздник на Успение Пресвятой Богородицы. В частности, этот праздник чрезвычайно почитаем у поморцев Литвы, — там во имя Успения Богородицы освящено 15 храмов. В Белоруссии действует 14 таких поморских молелен. Четыре Успенских храма имеется в Латвии, в том числе и самый известный — Успенский храм Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины .

В США во имя Успения освящен поморский храм г. Вифлеем (Вудборн, Орегон). Подробнее об американских старообрядцах этого региона можно прочитать в статье « ».

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского , Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дам аскина . Все эти источники датируются VIII веком.

Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ар еопагит . Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона , епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский .

Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?

Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.

Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

Георгий Битбунов

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама". По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.

Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.

Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.

При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.

Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.

Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.

Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.

Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.

12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".

Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.

"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"

Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.

В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.

О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле - "Журнал Московской Патриархии", 1979, N 3.

Праздник Успения Богородицы - 28 августа (15 августа по старому стилю) относится к двунадесятым непереходящим и отмечается каждый год в один и тот же день.

Одной из особенностей праздника Успения Пресвятой Богородицы является то, что его предваряет пост. Успенский пост не очень продолжительный - с 14 по 27 августа, однако по строгости он уступает только Великому посту . Установлен он в честь Пресвятой Богородицы, Которая на протяжении всей своей жизни усердно постилась и молилась Богу. Основу постного стола составляют овощи и фрукты, растительное масло разрешается только по субботам и воскресеньям. 19 августа - в праздник Преображения Господня - разрешается вкушение рыбы, растительного масла и вина, даже если это среда или пятница.

Вообще на период поста приходится сразу два больших церковных праздника. Так, в самом начале его - 14 августа, в день празднования Происхождения честных древ Креста Господня , - во всех православных храмах освящают мед. Собственно поэтому этот день в народе называют первым, или Медовым Спасом . 19 августа, в день Преображения Господня, в храмах освящают виноград и яблоки, поэтому этот день еще называют Яблочным Спасом .

После Вознесения Христа Матерь Божия жила на земле и, скорее всего, еще достаточно долго. Всё, что мы знаем об этом времени, сохранилось только в Предании Церкви. Сколько Богородица прожила до Своего успения, доподлинно не известно. Некоторые исследователи полагают, что около десяти лет, другие говорят о двадцати двух годах. Свои дни Она проводила в доме святого апостола Иоанна Богослова, который, по обетованию Самого Господа, должен был заботиться о Ней как родной сын. Однако не только для него Богородица была духовной Матерью: все апостолы (а позднее и все верующие вообще) стали почитать Ее как свою Матерь. Вместе с Пречистой апостолы молились Богу, слушали Ее рассказы об Иисусе Христе.

Известно, что когда проповедь о Спасителе распространилась на соседние с Израилем земли, послушать рассказы Божией Матери приходили верующие из других стран. Помимо молитв и бесед с апостолами и другими христианами Она также любила посещать места Иерусалима, связанные с земной жизнью Своего Сына: Голгофу, Гроб Господень, гору Елеон. В этих местах Богородица также усиленно молилась и просила Христа взять Ее поскорее к Себе. В один из таких дней, на Елеонской горе, Богородице явился архангел Гавриил и, как некогда возвестил Ей о рождении Спасителя, теперь принес весть о Ее скором успении.


Вестник Божий явился Богородице с финиковой ветвью в руках (символ райского сада) и сказал, что через три дня Она покинет этот мир. Услышав такое, Пречистая обрадовалась, рассказала все Иоанну Богослову и стала готовиться к кончине. Она также пожелала увидеться со всеми апостолами, однако их в тот момент не было в Иерусалиме, так как они проповедовали в разных землях. Произошло чудо - Господь Своей силой перенес всех учеников, кроме апостола Фомы, в Иерусалим.

Далее произошло одно важное событие. Узнав, для чего они оказались все вместе в святом городе, апостолы опечалились, однако Матерь Божия утешила их. Она обещала, что после Своей земной смерти будет всегда предстоять перед Христом и молиться за всех христиан. Именно на этом свидетельстве основана вера Церкви, что Богородица постоянно молится за всех христиан перед Своим Сыном.

По Преданию Церкви, в момент кончины Божией Матери комнату, где находились все собравшиеся, осиял яркий свет. В этом небесном свете, в окружении ангелов, явился Сам Христос, Который и принял душу Своей земной Матери. Когда апостолы несли тело Пречистой Девы ко гробу, за ними шло множество простого народа. Иудейские учителя - первосвященники и книжники - пытались разогнать толпу, однако это никак не удавалось сделать: шествующих Своей невидимой силой оберегал Сам Христос.

Известен эпизод, когда один из иудейских священников по имени Афоний подбежал к одру Божией Матери и попытался его перевернуть. В этот момент невидимый ангел отрубил Афонию обе руки. Пораженный таким происшествием, священник раскаялся в своем намерении, после чего апостол Петр его исцелил. Как заранее попросила Богородица, апостолы похоронили Ее пречистое тело в Гефсиманском саду - во гробе, где были захоронены Ее родители и Иосиф Обручник.

В момент похорон произошло немало чудесных событий, которые еще раз засвидетельствовали необычность происходящего. Так, предание доносит до нас историю о том, как от прикосновения к ложу Матери Божией прозревали слепые, из одержимых изгонялись бесы, исцелялись другие недуги. Спустя три дня после успения Богородицы в Иерусалим пришел апостол Фома. Узнав, что он не успел ко дню погребения, апостол опечалился. Встретившись с другими апостолами, Фома попросил их показать ему гроб Пречистой. Когда все пришли ко гробу и отвалили камень, оказалось, что тела Божией Матери там нет, а лежит только Ее плащаница.

Апостолы удивились, не увидев тела Богородицы, и стали молиться о том, чтобы Господь открыл им, что произошло. Вечером же, после общей трапезы, во время молитвы они услышали пение ангелов. Посмотрев вверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь. Окруженная ангельскими силами, она была вся в сиянии небесного света.

По Преданию Церкви, Богородица сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Таким образом, Она еще раз пообещала молиться за всех христиан. Апостолы обрадовались, увидев Матерь Божию, и ответили: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Как учит Православная Церковь, Христос воскресил Своей силой Пречистую, взял Ее к Себе в Небесное Царство и поставил выше всех ангельских чинов.

Икона Успение Богородицы

Традиционно на иконе Успения Богородицы пишется сразу целый ряд лиц и сюжетов. Центр образа - изображение ложа (одра), на котором лежит усопшая Божия Матерь, перед Ней фронтально пишется фигура Иисуса Христа, Который держит в Своих руках душу Богородицы.

Душа Пречистой изображается в виде ребенка в белых пеленах. По бокам от ложа, справа и слева, расположены плачущие жены и апостолы. На некоторых иконах рядом с ложем Богородицы также пишутся фигуры предстоящих пред Ней ангелов.

Справа от ложа (в ногах у Божией Матери) пишется святой апостол Павел, а слева (у изголовья) - святой Петр. Эти апостолы возглавляют всю группу людей, стоящих у одра Богородицы.

В верхней части образа еще раз изображены фигуры апостолов, которые восседают («путешествуют») на облаках. Также вверху находятся парящие в небесах ангелы. Все это символизирует Царство Небесное.

Вознесение Богородицы изображается в центре верхней части иконы Успения. Здесь Матерь Божия пишется в круге (по традиции - в голубом) Славы Божией, который с двух сторон поддерживают летящие ангелы. Этот сюжет иконографии основан на отрывке из толкования праздника Успения святым Андреем Критским: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию»

Объединяющим началом традиционного типа иконографии Успения является изображение Пречистой Богородицы в трех состояниях: телесной смерти, живой души, вознесения после успения в Царство Небесное.

"О Пресвятая Богородице Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых Кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прохождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых Покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице, рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей, Боголепная Девице, Нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный Престоле Невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, Горлице Богогласная, Голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, развергающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, не рук отворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение! О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице, услыши нас, молящихся Тебе,и яви милость Твою на людей Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди,благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя о ран и, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания с нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша. Разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же — Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний. О Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплошагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, поклоняющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в Небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных, Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь".

Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы

Глас1. В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2. В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание. Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Задостойник, глас 1. Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо. Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и Живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.

Акафист Успению Богородицы