Главная · Вера и религия · Святые сергий радонежский. Житие сергия радонежского в пересказе бориса зайцева. К великому заступнику прибегают в любой беде и в любом затруднении. Преподобный Сергий Радонежский имеет особую благодать помогать в молитвах о даровании смирения и укрощения

Святые сергий радонежский. Житие сергия радонежского в пересказе бориса зайцева. К великому заступнику прибегают в любой беде и в любом затруднении. Преподобный Сергий Радонежский имеет особую благодать помогать в молитвах о даровании смирения и укрощения

Люди называли Сергия Радонежского святым. Святой - это тот, кто служит Богу, никому не делает зла и молится о всех людях, а для себя не требует ничего.

Но сначала он был не святой, а обычный человек.

В детстве звали его Варфоломей. Родился он в старинном русском городе Ростове Великом. Когда его город был разорен во время жестокой вражды между князьями, его семья перебралась в небольшое селение Радонеж недалеко от Москвы. Здесь он и стал жить со своими родителями Кириллом и Марией и братьями Петром и Стефаном.

Аскет, он был очень скромен и имел твердую веру в помощь Бога. После его прославления монастырь, который он основал, стал известен как Святая Троица-Св. Сергий Радонежский родился в боярской семье под Ростовом. Дата его рождения неизвестна, и три года считаются его годом рождения. Его дата рождения традиционно проводится 3 мая, и его узнают с именем Бартоломью. Для его родителей, Кирилла и Марии, он был вторым из трех братьев, Стефан был старшим, а Петр - младшим. Поскольку семья стала обедневшей, когда Кирилл был лишен своих свойств под великим князем Иваном Даниловичем из Москвы, они переехали в деревню Радонеж, где вырос Баттоломью, его способность учиться не соответствовала его братьям.

В детстве Варфоломей очень долго не мог научиться читать. Буквы почему-то никак не хотели складываться в слова, и он не понимал того, что написано в книге. Он видел, как посмеивались над ним ребята, как переживали и расстраивались за него родители, но ничего не мог поделать.
Однажды на лугу он встретил под деревом необычного человека, одетого в черную монашескую одежду. Монах держал в руках маленький драгоценный ларец. Варфоломей решился подойти к нему и рассказал про свою беду. Монах, внимательно выслушав мальчика, открыл свой ларец и вложил ему в рот кусочек просфоры. «Отныне будешь читать и понимать написанное», - сказал этот необычный монах. С того самого дня Варфоломей стал легко и быстро читать любую книгу и скоро обогнал в учении всех ребят, а в сердце его зажглась неугасимая мечта - стать монахом.

Однажды он встретил старого монаха, который после того, как Бартоломью объяснил свои трудности, дал Варфоломею небольшой кусочек общения с благословением: «Возьмите и съедите это, это дано вам как знак благодати Бога и для понимания из Священного Писания». С этой встречи Бартоломью легче усвоить его уроки.

В поисках более уединенного места он и его брат нашли такое место в глубоком лесу возле холма Маровец и построили небольшую камеру и простую часовню, посвященную Святой Троице. Братья жили уединенной жизнью в лесу, и со временем Стивен усмирил жизнь уединения и оставил Сергия жить в Богоявленском монастыре в Москве. С уходом его брата Сергия жил один в течение нескольких лет. Дикие животные, казалось, узнавали его как пачки волков, а медведи приходили в его хижину, но не причиняли ему вреда. Один медведь подошел к своей хижине, чтобы передать Сергию «последний кусок хлеба вместе с ним».

После смерти родителей Варфоломей и старший брат Стефан решили уйти в лес, чтобы жить там отдельно от всех людей и служить одному только Богу. Несколько дней пробирались братья по глубоким оврагам и зарослям, пока не нашли подходящее место на склоне лесной горы. Называлась эта гора Маковец. Здесь они срубили из бревен домик-келью, а рядом возвели церковь Троицы - во Имя Бога Отца и Сына и Святого Духа.

Постепенно люди узнавали о Сергии и приближались к нему для духовного наставления. Вскоре эта ячейка выросла до небольшого скита из двенадцати монахов. духовный центр, который в конечном итоге стал Святой Троице-Сергиевой лаврой. По мере того, как монастырь рос, между монахами возникало различие мнений относительно того, следует ли продолжать жить в стиле скита или ввести общинный стиль жизни, который предпочитал Сергий. По мере того как разногласия возрастали, Сергиус решил начать другой монастырь рядом с Макришем, а не ссориться по этому вопросу.

Недолго прожили братья вдвоем: Стефан сказал, что больше не может жить в лесу, а хочет уйти в Москву в монастырь. На следующий день он ушел. Варфоломей, проводив его со слезами, остался один посреди дремучего леса. Терпел он зимой метели и стужу, а летом дожди и зной, стойко преодолевал все страхи и опасности, которые подстерегают человека в таком диком и безлюдном месте, но уходить отсюда не собирался.

После его отъезда первоначальный монастырь начал уменьшаться, и через четыре года монахи Святой Троицы умоляли Сергия вернуться. По мере того как Свято-Троицкий монастырь рос, Сергий начал посылать своих учеников, чтобы распространить Евангелие на выходцев по центральной и северной России во время правления Дмитрия Ивановича, называемого Донской. Количество монастырей, основанных этими учениками, приблизилось к 400, установленным в самых непрактичных местах. К ним относятся монастыри Борисоглебского под Ростовом, Ферапонтовым, Кирилло-Белозерским, Голутвиным в Коломне и Покровским под Боровском.

Здесь, в глухом лесу, исполнилась наконец мечта Варфоломея - он стал монахом. Один сельский игумен прочитал над ним особые молитвы и остриг на его голове прядь волос. Когда люди становятся монахами, они получают новое имя. И Варфоломей стал Сергием.

Все эти монастыри сформировали связи новой страны, сосредоточенной вокруг Москвы. По мере того как торговля, сосредоточенная на Свято-Троицком монастыре, увеличивалась, поселение было сформировано у ворот монастыря, которые выросли в город Сергиев Посад.

Известие о его жизни и чудесных произведениях распространилось повсюду. Патриарх Константинопольский Филофей послал ему чартер, подтверждающий новые правила общинной обители, установленные Сергием в Свято-Троицком монастыре. Алексий из Москвы почитал Сергия в качестве друга и поручил ему в решении вопросов примирения между князьями Москвы и России. Но эти почести не соответствовали Сергиеву «аскетической жизни», и он отказался от обоих.

Началась его монашеская жизнь.

Днем Сергий трудился в лесу и у дома: ходил за водой на родник, колол дрова, чинил одежду, работал на огороде. Шумели над головой высокие сосны, звонко выстукивал клювом дятел, порхали и пересвистывались в кустах лесные птицы. Ночью же Сергий тоже трудился дома или в церкви: читал молитвы и священные книги.

Победа Дмитрия в битве при Куликове была решающей в истории России. Со временем его монастырь стал одним из самых известных в России. Святой Афанасий Афонский, в Святом Крещении по имени Авраам, родился в городе Требезонд. Он был сиротой в раннем возрасте и, будучи воспитанным какой-то доброй и благочестивой монахиней, подражал своей приемной матери в привычках монашеской жизни, в посте и молитве. Выполнение его уроков стало легко, и он вскоре опередил своих сверстников в кабинете.

Если говорить о чудесах, которые творил Преподобный Сергий Радонежский, то он воскресил единственного у отца сына, он исцелил многих, очень многих духовно и физически больных людей, после его молитв чудесным образом появлялась пища, а также он предчувствовал будущее и умел общаться с другими святыми людьми на расстоянии

После смерти его приемной матери Авраам был доставлен в Константинополь, к суду византийского императора Романа Старшего, и был зачислен в качестве ученика под известным риториком Афанасиосом. Некоторое время студент овладел мастерством своего учителя и сам стал инструктором молодежи. Считая, что истинная жизнь поста и бдительности, Авраам вел строгую и абстинентную жизнь, он мало спал, а потом сидел только на табурете, а хлеб и вода ячменя были его питанием. Когда его учитель Афанасий через человеческую слабость стал ревновать к своему ученику, благословенный Авраам отказался от своего учения и ушел.

Тихо шелестели страницы… Слышно лишь, как потрескивает огонек смолистой лучины да ухает филин в чаще… Спал он совсем мало.

Прошли годы, и слух о Сергии как о бесстрашном и добром монахе стал приводить к нему тех, кто искал для себя уединенной монашеской жизни. Сергий разрешал им селиться рядом со своим жильем. Помогал отесывать бревна и строить кельи. Так образовался в лесу монастырь - будущая великая Троице-Сергиева Лавра.

В эти дни прибыл в Константинопольский святой Михаил Малеинос, игумен монастыря Кюминас. Авраам рассказал игумену о своей жизни и открыл ему свое тайное желание стать монахом. Священный Старейшина, проницательный в Аврааме, избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и многому научил его в вопросах спасения. Однажды во время их духовных бесед его племянник Никифор Фокас, военный офицер и будущий император, посетил святого Михаила. Высокий дух Авраама и глубокий ум произвели впечатление на Никифора, и всю жизнь он смотрел на святого с благоговейным уважением и любовью.

Жили монахи трудно, перенося болезни, голод, нужду… Но дружно. Трудились каждый своим трудом и учились жить чистой и мирной жизнью. А Сергия они избрали своим игуменом - начальником монастыря и называли его «авва», то есть «отец».

Стало известно об игумене Сергии по всей Русской земле. Люди рассказывали друг другу об удивительном монахе из Радонежа и говорили между собой: «Неужто и правда объявился среди нас человек, чистый пред Богом и помогающий всем своей сильной молитвой?»

Авраам был поглощен его рвением к монашеской жизни. Оставив все, он отправился в монастырь Кюминас и, падая у ног святого игумена, просил принять его в монашескую жизнь. Игумен с радостью выполнил его просьбу и постриг его именем Афанасиос. С длинными позами, бдениями, сгибанием коленей, с днями и днями работы Афанасий вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его за подвиг тишины в уединенном месте недалеко от монастыря. Позже, покинув Кюминас, он совершил раунды многих пустынных и одиноких мест и, руководствуясь Богом, он пришел в место под названием Меланос, на самой оконечности Афона, поселившись вдали от других монастырских домов.

В те времена Русь находилась под властью монгольских кочевников, которые называли себя Золотой Ордой. Это были коварные и очень умелые в бою воины. Русские же князья все время ссорились между собой: одни хотели быть самыми главными, а другие стремились править своими княжествами отдельно от остальных. Из-за этих раздоров князья не могли выступить единой силой, были разбиты поодиночке и платили теперь Золотой Орде большую дань: золотом, серебром и ценными мехами. Воины Золотой Орды совершали грабительские набеги на русские города и селения, не щадя ни женщин, ни детей, а многих уводили в плен и делали своими рабами.

Здесь монах сделал себя клеткой и начал жить аскетической жизнью в произведениях и в молитве, исходя из эксплойта, чтобы использовать его в высших монашеских достижениях. Враг человечества пытался пробудить в ненависти святого Афанасиса место, выбранное им, и напал на него с постоянными мыслями. Аскет решил покончить с собой в течение года, а затем, куда бы Господь ни направлял его, он ушел. В последний день этого года, когда святой Афанасий приступил к молитве, внезапно на него наполнился небесный свет, наполняющий его неописуемой радостью, все мысли рассеялись, и из его глаз исцелялись слезы.

Русские люди, жившие в постоянном страхе от вражеских нападений, уставшие от княжеских ссор, от злобы и ненависти друг к другу, приходили к Сергию отовсюду. Отыскав его обитель далеко в лесу, люди своими глазами видели, как мирно и дружно живут монахи, как они помогают друг другу, и говорили: «Смотрите, они живут как родные братья! Почему бы и нам не жить так же?»

С этого момента святой Афанасий получил дар нежности, и он стал так же сильно любить место своего уединения, как раньше его ненавидел. За это время Никифор Фокас, обладая достаточными военными подвигами, помнил, как его обет стал монахом, и из его средств он просил святого Афанасия построить монастырь, т.е. построить для него ячейки и братьев и церковь, где братья может поесть по воскресеньям Божественных Мистерий Христа.

Стремясь избегать забот и забот, Святой Афанасий сначала не согласился принять ненавистное золото, но, видя пылкое желание и добрые намерения Никифора и проницательный в этом воле Бога, он приступил к строительству монастыря. Он воздвиг большую церковь в честь святого Пророка и Предтечи Христа, Иоанна Крестителя и другого храма у подножия холма во имя Пресвятой Богородицы. Вокруг церкви были камеры, и чудесный монастырь возник на Святой горе. В нем были трапеза, хоспис для больных и для приема в странниках и другие необходимые структуры.

Всякого человека, кто бы он ни был - бедный или богатый, - встречал Сергий с любовью. Многие из простых людей оставались и поселялись неподалеку от его монастыря, расчищая лес под постройки и пашни.

Пришел как-то из одной деревни крестьянин и стал искать того, о ком столько слышал:
- Говорят, у вас великий пророк живет. Хочу поглядеть на него.
- Да вот он, - отвечают монахи, - в огороде.
Видит крестьянин на грядках худого монаха с мотыгой, в плохой одежке…
- Не может быть, чтобы такой великий человек ходил как последний нищий! Зачем вы смеетесь надо мной?! - обиделся он.
В ту минуту въехал в монастырские ворота князь со своей дружиной и, едва спрыгнув с коня, поклонился худому монаху в ноги, потому что это и был игумен Сергий. А вслед за князем поклонилась и вся дружина.

Братья стекались в монастырь повсюду не только из Греции, но и из других стран, простых людей и выдающихся сановников, обитателей пустыни, которые долгое время работали в аскетизме в пустыне, игумена из многих монастырей и иерархов, желающих стать простыми монахами в Афонской Лавре Святого Афанасия. Божественные службы служили со всей строгостью, и никто не смел говорить во время службы, не опаздывать и не покидать церковь без необходимости. Небесная покровительница Афона, Всечеловеческая Богоматерь, была любезно настроена к святому.

Много раз ему было очень приятно видеть Ее своими глазами. По Божьему устроению, однажды наступил такой голод, что монахи один за другим бросили Лавру. Святой остался в полном одиночестве, и в момент слабости он также решил уйти. Внезапно он увидел Женщину под эфирной завесой, навстречу ему. «Кто ты и куда идешь?» - тихо спросила она. Святой Афанасий из врожденного почтения остановился. «Я монах отсюда», - ответил святой Афанасий и рассказал о себе и о своих заботах.

Крестьянин же скинул шапку и стоял, онемев от удивления…
Люди просили Сергия, чтобы он научил, как им правильно жить, и слушали каждое его слово.
- Все мы дети Божии, - говорил народу игумен Сергий, - а значит, все мы братья и сестры. Будем жить мирно, не причиняя друг другу обид, и никакие враги не одолеют нас. Единением и любовью спасемся!
«Будем вместе, как одна большая семья, и Бог вернет нам свободу!» - отзывалось в русских сердцах. Люди поднимали головы, становились добрее, объединялись в надежде сбросить с себя чужеземный гнет и стать свободными.

Вы оставите монастырь, предназначенный для славы из поколения в поколение, только для кусочка сухого хлеба? Из трещины раздался источник воды, который существует и сейчас, в память об этом чудесном посещении. Братья выросли, и строительные работы в Лавре продолжались. Святой Афанасий, предвидя время своего отъезда к Господу, пророчествовал о своем надвигающемся конце и просил братьев не беспокоиться о том, что он предвидел. «Ибо Мудрость распоряжается иначе, как люди судят». Братья недоумевали и размышляли над словами святого.

Отдав братьям свое последнее руководство и утешив всех, святой Афанасий вошел в свою камеру, надел свою мантию и священный куколион, который он носил только на великих праздниках, и появился после продолжительной молитвы. Опасаясь и радостно, святой игумен поднялся с шестью братьями на вершину церкви, чтобы осмотреть строительство. Внезапно, через незаметную волю Бога, вершина церкви рухнула. Пять из братьев немедленно отдали свои души Богу. Святой Афанасий и архитектор Даниил, брошенные на камни, остались в живых.

Но сказано слово, и настал день.

Поднялся из южной степи Мамай, повелитель Золотой Орды. Он собрал огромное войско и повел его на Русь, чтобы навсегда захватить Русскую землю, а самому править ею. Загудела степь конным топотом и скрипом многих тысяч повозок.
Князь Дмитрий Московский сел на коня и поехал к Сергию за советом:
- Мы посылали большие дары Мамаю. Желали договориться миром, но он и слушать не хочет! Как велишь поступить нам?

Все слышали, как святой обратился к Господу: Слава Тебе, Боже! Господь, Иисус Христос, помоги мне! Братья с большим рыком начали выкапывать отца из обломков, но они нашли его уже мертвым. Звания Ангелов были в ужасе от вашей жизни во плоти, как, хотя и телесные, и одетые в земную глину, вы мужественно выступили с невидимыми войнами и борьбой и смело поразили полчища демонов смертными ранами. Поэтому Христос наградил вас обильными дарами взамен. Примите Его, чтобы наши души нашли спасение, О самый известный отец Афанасий.

Раскрытие Святых мощей нашего праведного отца Сергия Радонежского

Вы взяли на себя с верой ярмо вашего Христа, неся свой крест на своих плечах как истинный и непревзойденный эмулятор Его страшной страсти и соратник Его великой славы, принимая божественную и бесконечную радость, О Афанасий. Наш праведный отец Сергий родился в Ростове, к северу от Москвы, около года, названного Варфоломеем в Крещении, он воспитывался в Радонеже, а после смерти своих родителей он ушел в пустыню, чтобы стать монахом. Примечательно, что, будучи не обученным в монастыре, он был настолько духовным, чтобы иметь возможность начать рискованную эрематическую жизнь с самого начала, не впадая в заблуждение или уныние.

Сергий подошел к нему и сказал:
- Собирай русское войско, князь.
Отпустил с ним на подмогу двух монахов своих: Андрея Ослябю и Александра Пересвета. Оба они до прихода в монастырь были знаменитыми воинами. Только не бывало еще такого, чтобы монахов на бой посылали. Но, видно, страшная битва нам предстояла.
Князю же сказал на прощание:
- Ступай смело, и победишь.

Князья, забывшие прежние ссоры, стали собирать свои дружины в единое войско. Все крепкие духом ратники со всей Русской земли собрались с великим князем Дмитрием на Куликовом поле, между реками Непрядвой и Доном. Туда же пришел и Мамай со своими полчищами…

В тот день, когда решалась судьба Руси, игумен Сергий встал посреди монашеской братии и начал рассказывать им о ходе сражения, как будто сам он находился там, на поле боя…
Вот перед битвой из Мамаева войска выехал ордынский богатырь Челубей, вызывая русского воина на поединок. Был он огромен и страшен, и никто не мог победить его. Навстречу ему выступил наш богатырь Пересвет. Был он в монашеском одеянии и с могучим копьем наперевес. Разогнали богатыри коней, ударились копьями на полном скаку, и оба рухнули замертво на траву. Лишь успел Пересвет показать рукой на вражеские полки.


Так началась эта битва.

Всей своей грозной мощью вломились вражеские клинья в наши пешие полки, где бился князь Дмитрий. Мамай стремился смять и опрокинуть дружины русских. Рубились в тесноте отчаянно, убитых падало без счету… Упорство, ярость, звон мечей в гремящей над Доном сечи… Восемь часов по колено в крови русские бились за свою Родину, за свое будущее…
Вот конница Мамая прорвала последний поредевший строй на нашем левом фланге и вышла в тыл русского войска. Враг уже ликовал…

Но пробил час! Как молнии из тучи, из дубовой рощи по команде воеводы Боброка на них обрушился засадный полк князя Владимира Храброго. Ударили, сшиблись, ошеломили! Вместе с ними все русские полки перешли в атаку на врагов и переломили их силу!
Не выдержав такого натиска, Мамаево войско дрогнуло и обратилось в бегство, давя от страха друг друга. Их долго гнали, круша налево и направо последние остатки. Мамай все бросил и бежал до самого Крыма…

Разгром был полный.

Князя Дмитрия с трудом нашли под грудой тел. Он оказался жив, а его доспехи были покрыты вмятинами от ударов.
- Князь, ты слышишь, твоя победа!!!
За победу в этой битве на Дону прозвали князя Дмитрием Донским.
А вечером того великого дня игумен Сергий отслужил панихиду по павшим воинам, называя каждого героя по имени…
Слава сошла на Русскую землю. Освободившись от страшной угрозы, русский народ воспрял духом и расправил плечи.
Князь Дмитрий Донской не раз обращался к Сергию за помощью в государственных делах. Сергий мирил князей, гасил между ними вражду и ссоры, и они, оставив обиды, помогали Московскому великому князю укреплять русское государство.

Бывало, приезжал к нему князь с просьбой:
- Желал бы иметь я в краю своем монашескую обитель. Помоги, отче! Покажи, где бы нам устроить ее…
Тогда выходил Сергий из Троицкого монастыря, шел по ближним и дальним лесам, выбирая место для будущего монастыря.

И многие ученики преподобного Сергия расходились по всей Русской земле, положив начало многим новым монастырям - хранилищам чистоты и крепости народного духа.
Не было на Руси такой семьи и такого дома, где бы не знали имя святого Сергия Радонежского. Люди шли к нему, как к родному отцу.

Один человек прошел много горестных верст в великой надежде на Сергия. Принес к нему умирающего сынишку, положил в келье на лавку. Стали было печку топить, глянули на ребенка, а тот уж не дышит. Несчастный отец, увидев мертвого сына, взял топор и пошел делать гроб. Сергий же, преклонив колена, положил свои ладони на тело мальчика и начал молиться о нем…
Наступила напряженная тишина… Лишь было слышно, как чуть потрескивает в тиши свечной огарок… Вдруг умерший ребенок пошевелился, вздохнул и открыл глаза…
Вошел почерневший от горя отец с тесаным гробиком, да так и выронил из рук: сынишка его сидит на лавке живой и здоровый.

Многие искали у Сергия правды и защиты от злых людей.

Однажды пришел к нему бедный крестьянин с обидой на богатого соседа. Этот богач был известен своей жадностью и презрением к бедным. Он приказал своим людям забрать у бедняка его единственную свинью и заколоть ее для себя. Сначала он обещал заплатить бедняку за мясо, но потом от жадности переменил свое обещание и ничего не заплатил ему.
Сергий призвал обидчика и сказал ему:

Чадо, разве ты не слышал, что за каждое злое дело мы дадим ответ перед Богом? На что ты надеешься, обижая того, кто слабее тебя? Не думаешь ли, что зло, которое ты причинил человеку, минует тебя? Знай же: все нажитое обманом истлеет в прах и не принесет тебе ничего хорошего.
Богатый попросил прощения и вышел от Сергия с твердым намерением заплатить сироте за свинью и за нанесенную обиду. Но по дороге в сердце его снова вспыхнула жадность, и он передумал. Придя к себе, зашел он в сарай, где хранилась свиная туша, и вдруг увидел, что вся она, несмотря на мороз, покрыта червями. Охваченный ужасом, он приказал немедленно отдать деньги соседу. И долго еще боялся показываться Сергию на глаза.

Шли годы, Свято-Троицкий монастырь преподобного Сергия по праву стал духовным центром всей Руси, а потом и России.

Люди видели, как Сергий заботится о них, и любили его. Всем он служил, всем помогал, за всех молился. И всегда трудился: носил из источника воду, пек хлеб, колол дрова.

Жизнь Сергия достигла такой чистоты, что взору его было открыто многое, скрытое от других.
Однажды Сергий стоял пред иконою Богородицы. Долго молился он, не слыша ни комариного звона, ни криков ночной птицы… Присел было отдохнуть. Но тут же встал и сказал монаху Михею, который помогал ему в келье:

Бодрись, чадо, сейчас сойдет на нас чудесное посещение…
«Пречистая грядет!» - раздался небесный голос.
Поспешил он в сени, да тут и застыл, объятый сильным сиянием. Видит, стоит перед ним, блистая светлее солнца, Пречистая Богородица. А рядом с Ней апостолы Петр и Иоанн.
Богородица коснулась рукой склоненного Сергия:
- Не бойся, избранник Мой, Я пришла навестить тебя. Услышана молитва твоя об учениках и монастыре. Отныне не беспокойся, Я возьму эту обитель под Свой покров, подавая все необходимое, и не покину его.
И с этими словами стала невидима.



Потрясенный Сергий, едва сознавая себя, помог подняться с пола еле живому от страха ученику. И долго еще оба пребывали в великом изумленье и трепете…
Молва о святой жизни Сергия и его чудесах достигла других народов и стран.
Некий епископ, прибывший в Москву из Константинополя, был из тех, кто не верил в святость Сергия Радонежского. Он отправился в Свято-Троицкую обитель, чтобы убедиться в этом своими глазами. «Погляжу я, какой у них «святой» тут завелся», - думал он по дороге.

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью.

С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.