Главная · Календарь стрижки · Анималистический жанр изобразительного искусства и методика ознакомления с ним учащихся специальной (коррекционной) школы. Основные жанры живописи русских художников с примерами картин Анималистический жанр в живописи графике скульптуре

Анималистический жанр изобразительного искусства и методика ознакомления с ним учащихся специальной (коррекционной) школы. Основные жанры живописи русских художников с примерами картин Анималистический жанр в живописи графике скульптуре

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального

образования

«Кемеровский государственный университет»

Центр педагогического образования

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики, психологии

и теоретических основ обучения

Реферат на тему: Анималистический жанр изобразительного искусства и методика ознакомления с ним учащихся специальной (коррекционной) школы.

Выполнила: студентка ЛЗУ 13-03 Боташова Наталья Владимировна

Проверила:

Костикова Дина Алексеевна

Новокузнецк 2013

1. Анималистический жанр изобразительного искусства………………….3

2. История появления анималистического жанра…………………………….4

3. Анималистика в русском искусстве………………………………………...5

4. Анимализм в странах мира…………………………………………………10

5. Методика ознакомления с анималистическим жанром учащихся специальной (коррекционной) школы………………………………………..11

6. Используемая литература…………………………………………………...16

1. Анималистический жанр изобразительного искусства.

Анималистический жанр – (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.

В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», т. е. наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы.

Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и народного искусства (резьбы по дереву, кости, камню, глиняной игрушки, вышивки) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Анималистический жанр, наверное, самый древний стиль искусств, который только существовал на земле. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник - анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания: декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры.

Наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя определяется стремление к точному изучению животных, часто в естественной обстановке их жизни или к их яркой пластической характеристике. Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира, сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов.

Стилизованные, порою магические, изображения животных были широко распространены в искусстве народов Океании, Африки, Америки, Древнего Востока.

В Средневековой Европе образы животных черпали из фольклора, сказаний и легенд, где они представали в сказочно-гротескном образе. Постепенно от аллегорического изображения животных начали переходить к реалистическому. Уже в эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры.

Окончательно анималистический жанр сформировался в Голландии и Бельгии в XVII веке. В это время художники-анималисты старались передать как природную грацию и пластику животных, так и романтическое восхищение их ловкостью и силой.

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека.

2. История появления анималистического жанра.

Анималистический жанр зародился ещё в первобытную эру, о чём говорят наскальные рисунки, которые сохранились во многих частях мира. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов. Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов. На наскальных картинках изображали зверей, птиц и сцены охоты. Именно в Китае в VIII в. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя.

Впервые термин “анимализм” был употреблен по отношению к скульптуре в 1831 году, когда три молодых французских скульпторов – Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен и Александр Жуйонне – выставили в Парижском Художественном Салоне небольшие фигурки животных». Большим многообразием мотивов, сюжетов, типов анималистическое искусство начало отличаться в XX в.. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя.

В изделиях скифского «звериного стиля» фигурки животных и людей сплетаются в причудливый орнамент. Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли). В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа. Эта символика сохранялась, но вместе с тем жажда новых знаний побуждала художников пристально изучать облик и повадки животных, зарисовывая их с натуры. Звери, появляются в альбомных набросках и живописи, А. Дюрер с точностью учёного воссоздаёт каждую шерстинку в пушистой шкурке зайца, с упоением зарисовывает экзотического зверя. (А. Дюрер. «Зайчонок»).

Как самостоятельный жанр анимализм сложился в 17 в. в Голландии и Фландрии (Бельгия), в 18 в. – во Франции, Англии, России.

В иллюстрациях к басням И. А. Крылова, созданных В. А. Серовым, звери очеловечивались. Эта традиция продолжилась в творчестве иллюстраторов детских книг Н. А. Тырсы, Е. И. Чарушина, А. Ф. Пахомова. Пути анимализма в 20 в. определили В. А. Ватагин и И. С. Ефимов.

3. Анималистика в русском искусстве.

С утверждением в России XVIII века "светского" искусства внимание художников параллельно с интересом к образу человека, обращается и к миру животных. При царском дворе создаются портреты четвероногих любимцев, "высокородных" животных увековечивают в фарфоре. В России восемнадцатого века даже существовала квалификация - "звериного художества мастер". Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц мастеров XVIII века, подготовили расцвет анималистики в следующем столетии.

В XIX веке в произведениях искусства во главу угла ставится точность воспроизведения внешнего вида и объективное отражение проявлений натуры животного. Беспристрастный взгляд художника на "звериную модель" сохранялся многие десятилетия. В этот период образы домашних животных преобладают в станковых композициях - это сцены крестьянского быта, картины войн и парадов. Дикие звери и птицы появляются в охотничьих сюжетах или путевых набросках.

Развитие анималистики в живописи связано в первую очередь с именами Н.Е.Сверчкова поднявшего в своих произведениях зоологическую тему до уровня портрета и жанровой картины. П.П.Соколова, в живописных холстах которого и в акварелях, изображающих охотничьи сцены, животные всегда занимают ведущее положение. В рисунках и картинах А.С.Степанова, анималиста и пейзажиста, жизнь зверей, раскрывается в естественной для них среде обитания. Соколов и Степанов принесли свое видение природы и в искусство книжной иллюстрации.

"Звериные образы" появляются и в медальерном искусстве, где животные предстают не только представителями конкретной породы, но и носителями характеров, а иногда и определенных.

Новый этап в истории жанра анималистики наступает на рубеже XIX и ХХ веков, когда изображение "братьев меньших", начинает основываться и на потребности художника сопереживать, выражать свое отношение к животным. В это время свои лучшие произведения создает А.Л.Обер ("Белый медведь", 1898). в творчестве которого впервые появляется интерес к передаче индивидуальных характеров животных.

В 1900-1910-е годы домашние животные становятся полноправными участниками городских сцен. Образы домашних животных выдвигаются живописцами на первый план, вне зависимости от принадлежности художника к тому или иному художественному течению, будь то рассказ о бытовых коллизиях. Дикие звери и птицы постепенно перестают быть героями драматичных картин охоты и все чаще предстают как объекты заботы человека, живущие на свободе или обитающие в зоопарке.

Второй непревзойденный мастер-анималист, сыгравший большую роль в развитии жанра на протяжении почти всего ХХ века - И.С.Ефимов. Его, ученика В.А.Серова, называли "королем животных". В 1930-е годы Ефимов нашел новый для себя материал для рисования - мягкий литографский и итальянский карандаш. А его отношение к скульптурным материалам, способствовало сближению пластического и декоративно-прикладного искусств, проявившееся позже в анималистическом жанре. В середине 1920-х годов в Детгизе под руководством В.В.Лебедева начинает активно работать плеяда молодых творцов, среди которых анималистами по призванию можно назвать Е.И.Чарушина и В.И.Курдова. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей. Литографированные листы, выполненные в 1930-е годы, предназначались для украшения "детского" интерьера.

Увлечение лошадьми свойственно было многим художникам ХХ века, и отнюдь не только анималисты, отдали им дань в своем творчестве. Это Р.Р.Френц ("Охота ХV века, "Битюг", 1922), В.И.Тюленев ("Весеннее утро. Рассвет", 1976), К.М.Симун ("Лошадь", 1960-е), Д.В.Прасолов ("Табун", 2002). Потомственным казаком был Н. А. Тырса, вероятно, поэтому он так хорошо знал все лошадиные повадки.

А начиная с 1970-х годов, все чаще в поле зрения художников попадают собаки и кошки (А.И.Хаустов. "Кот", 1976; О.Ю.Скарайнис. "Кот", 1982; Д.Н.Тугаринов. "Кавказская овчарка", 1987) и начинают играть ведущие роли даже в портретах или композициях с участием людей.

С конца 1970-х годов восприятие животного как самоценного творения природы играет все меньшую роль. Изображения животных наполняются метафорическим смыслом, становятся выразителями размышлений художников разных направлений, о жизни, судьбе, человеке. Триптих Н.В.Богушевской "Жизнь птицы" (1980) по существу являются притчами о жизни и смерти. Все чаще человек отождествляет себя с животным, причем не обязательно в драматическом. К 1990-м годам все эти раздумья объединяет глобальная тема экологии (В.А.Данилов. "Рыба", 1992). Теперь становится несущественным разделение на диких и домашних, поскольку человек - тоже животное. Чувствуют и страдают все одинаково. Дикие звери приходят в город, домашние персонифицируются, поднимаются выше своих хозяев (В.А.Данилов. "Кот и рыба", 1993).

Интересные имена

Василий Алексеевич Ватагин . Получил образование биолога. Он закончил естественный факультет Московского университета. Однако основной стала для него профессия художника. Следует добавить, что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Ватагина своему детскому пристрастию, так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных. Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь. Страницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с набросками развалин Акрополя, Олимпии, Микен, акварельными пейзажами Палермо, Неаполя, Помпеи. Он оставил несколько десятков увесистых папок с рисунками и акварелями, по ним можно проследить всю сложную и многообразную «географию» его жизни.

Ефимов Борис Ефимович никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей. Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией". В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

Чарушин Евгений Иванович - советский график и писатель, заслуженный деятель искусств. Кроме своих собственных книг ("Волчишко и другие", "Васька", "Про сороку") Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочные одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии. Главным он считал создание образа, "а если нет образа, так и изображать нечего.

Степанов Алексей Степанович. Во второй половине 1880-х гг. Степанов несколько летних сезонов работал вместе с И. И. Левитаном - сначала под Звенигородом, потом на Волге. Наряду с Левитаном он считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но и психологизируст пейзаж, переносит в него собственные мысли и переживания. Работы Степанова носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами ("Краски поменьше", - советовал он позднее своим ученикам). Степанов любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги. Любил изображать крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир - голый, бедный, осенний, но родной и. С увлечением писал охотничьи сцены. Степанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию. М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова. Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в МУЖВЗ. Около двадцати лет Степанов руководил там "классом животных". Ученики любили его до обожания.

Хлебников Валерий Иванович. Родился 16 мая 1950 года в городе Вышний Волочек Тверской области. Отец - Хлебников Иван Прокофьевич – военный летчик. Мать - Мария Ивановна – домохозяйка. В 1951 г. отца перевели на о. Сахалин, где семья проживала в течение 4-х лет. Именно там Валера в трехлетнем возрасте сделал свои первые наброски… кота! Родители говорили, получилось необычно В 1955 г. семья вновь переехала, на этот раз – в город Луховицы Московской области. Как оказалось позже – окончательно и бесповоротно. До 16 лет Валерий занимается рисованием самостоятельно, а в дальнейшем - в организованной при местном ДК «Старт» изостудии под руководством Ероша Владимира Васильевича. В 1969 г. Хлебников поступает в московское Художественное училище 1905 г. Но практически сразу уходит служить в военно-морской Северный флот. В военкомат Валерий Иванович отправился прямиком… из-за мольберта. Именно там, а не в шумной компании друзей, Хлебников, заканчивая очередную работу, провел свой последний вечер на «гражданке». В 1972 г., получив дембель, переводится в Рязанское художественное училище им. Г.К. Вагнера, куда его принимают без экзаменов. Получив диплом в 1976 году, сразу же сделал в городе Луховицы, который к тому моменту уже стал для художника родным, свою первую персональную выставку.

В искусстве Валерия Хлебникова счастливо соединились два его пристрастия – любовь к животным и любовь к рисованию. Хлебников создает удивительно привлекательный мир образов «братьев наших меньших», в котором реальность и узнаваемость персонажей причудливо переплетаются с затейливой фантазией художника. Его звери наделены всеми чертами человеческих характеров, эмоций, чувств. Они грустят и сердятся, задумываются и смеются. От его произведений исходит импульс доброты и лукавого веселья.

4. Анимализм в странах мира.

Греция и Рим. Для художников Древней Греции и Древнего Рима главным объектом искусства становится человек; изображения животных существенной роли в античном искусстве не играют.

Раненая львица. Фрагмент рельефа «Большая, львиная охота» из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. Известняк. Британский музей. Лондон.

В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практикуют натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Китай. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. Сформировался жанр. В Европу и Россию он пришёл немного позднее в XVII-XVIII вв.

Анималистический жанр и художники- анималисты появились в Китае в периоды Тан и Сун.

Техника “гохуа” (дословно - китайская живопись) - водяными красками на свитках из шелка и бумаги. Эта техника возникла на основе приемов традиционной китайской живописи (изображение предмета с помощью пятен цвета и тонких линий на нейтральном фоне).

В живописи гохуа традиционно существует освященное вековой традицией деление на стили. К наиболее популярным стилям относятся “цветы и птицы”, “горы и воды”, изображения животных, лошадей а также - карпов, креветок, насекомых, бытовые сцены.

В отличие от европейской живописи, китайские картины ценятся не столько за красоту, сколько за особое, почти неуловимое ощущение, присутствующее в помещении, где висит картина. Картины, с соответствием с представлениями китайцев, создают настроение, приносят удачу, ограждают от неприятностей, отгоняют злые силы и воздействия. Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и “энергию”. Китайская живопись имеет две отличительные особенности: так называемые "ицзин", то есть передача замысла, и "бимо", то есть применение туши и кисти.

Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров.

Голландия. В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов. В XIX веке выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близким художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX - XX вв. швед Б. Лильефорс изображает диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявляет интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк, в своих произведениях возрождает героику образов диких животных.

5. Методика ознакомления с анималистическим жанром учащихся специальной (коррекционной) школы.

Обучение изобразительной деятельности детей коррекционной школы имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных.

Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у детей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить.

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных. Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности дошкольника по отношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на занятиях «Познаю мир», «Учусь говорить», в труде, проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картины, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида.

Особенности учащихся коррекционной школы, обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ. Ребенок перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру.

Большое значение в развитии изобразительной деятельности отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид животного, но и охарактеризовать особенности его жизни и поведения в тех условиях, в которых оно обитает. Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д.

Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующих этапов овладения рисованием.

Рисование животных – достаточно сложный и длительный процесс, который имеет свои особенности в каждой возрастной группе. Так дети начале обучения рисованию умеют только держать карандаш или кисть и работать ими, изображая вертикальные и горизонтальные линии, они не в состоянии еще изобразить правдоподобное животное. Рисунки таких детей зачастую лишены смысла. На данном этапе воспитатель учить узнавать и называть предметы, изображения на рисунках, устанавливать связь между рисунком и процессом рисования. Дети учатся изображать отдельные предметы. При этом воспитатель использует такие приемы и методы обучения, как поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого, объяснение в целом; частичная демонстрация изображения; словесное объяснение; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (например, хвостик у собачки).

При дальнейшем обучении рисованию животных ученикам сначала предлагается назвать форму туловища и головы животного, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их фому (туловище – овальное, голова – круглая, клюв, хвост и т.п.). За образец животных берутся простые по форме и строению игрушки.

Анализ строения тела животного педагог проводит, показывая игрушку или рисунок.

Пример алгоритмической схемы рисования домашнего животного – кошки с помощью геометрической фигуры – круга. Нарисовать круг, внутри круга в нижней его части нарисовать круг поменьше – это голова. На голове с помощью небольших треугольничков нарисовать ушки. Рисуем мордочку – две параллельные точки – глаза, одна жирная точка пониже – носик. С помощью горизонтальных линий рисуем усы. Дугообразной линией изображаем рот. Добавим с помощью небольших овалов две лапки и хвостик. Лишние линии нужно стереть, рисунок раскрасить по желанию ребенка.

Рисование животных в предполагает использование самых разных методических приемов, которые позволяют учитывать особенности данных детей, развивать их творческие способности, что положительно влияет на результат продуктивной изобразительной деятельности.

Главная задача педагога при этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В коррекционной школе у ребенка по-другому закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.

Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных

Анималистические темы занимают достаточно большое место в процессе обучения учеников рисованию. В связи с этим встает вопрос применения наряду с традиционными - нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

    мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

    изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Рисование животных может быть достаточно сложной деятельностью для ребенка коррекционной школы. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра; сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие); музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Учитывая особенности школьников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для начала при рисовании животных уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля. Затем можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в дальнейшем дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В заключении хотелось бы добавить, что в каждом конкретном случае, педагог коррекционной школы самостоятельно подбирает методы и приемы, тщательно продумывает и прорабатывает каждый этап урока, который будет в полной мере соответствовать уровню развития и потребностям каждого ребёнка. Ведь именно от качественной, грамотной работы педагога зависят многие важные аспекты жизни детей.

Используемая литература:

    Пенова В. П. « Рисуем карандашом». М.: «Клуб семейного досуга», 2008. – 112 с.

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.

    Изобразительное искусство. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.

    Живопись: Энциклопедия. М.: 1999.

    Плотникова Н. Энциклопедия искусства. М.: РОСМЭН- 2007.

    Педагогическое творчество №9 А.В. Мерзлов. М.: 2007.

Анималистический жанр

(от лат. animal - животное), вид изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных. Об острой наблюдательности древних охотников свидетельствуют рисунки зверей и птиц в первобытном искусстве. Ярко жизненны стилизованные фигуры животных в искусстве Древнего Востока, памятниках "звериного стиля" в Европе и Азии (в том числе у скифов, саков, сарматов и др.), в искусстве Африки, Океании, древней Америки, в народном искусстве многих стран. Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, гротесковые и сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собственно анималистический жанр и первые художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, VIII в.) и Сун (Му-ци, XIII в.), а в Европе - в XVII в. в Голландии (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в XVIII в. во Франции (Ж. Б. Удон, России (И. Ф. Гроот) и др. В XIX - начале XX вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Бари во Франции) возрастает стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России) или к их яркой пластической характеристике (Ф. Помпон во Франции). Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар, Д. В. Горлов, Рачёв Е. М., Г. Е. Никольский, В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьёв, А. Старкопф, А. В. Марц и другие).



В. А. Ватагин. "Медведь". Дерево. 1956.
Литература: В. А. Ватагин, Изображение животного, М., 1967; Анималисты России. Скульптура. Живопись. Декоративно-прикладное искусство. Каталог Республиканской художественной выставки. Сост. Г. К. Пилипенко, М., 1980; Dember S., S. A. and J. Н., Drawing and painting the world of animals, v. 1-2, Indianapolis, 1977.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - ЖАНР - определенный вид литературного произведения...

    Словарь литературных терминов

  • - исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - ЖАНР - в русской поэтике под словом Ж. разумеется определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду. Различаются три рода художественной литературы - эпос, лирика и драма...

    Поэтический словарь

  • - , исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества...

    Художественная энциклопедия

  • - изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Художники, работающие в этом жанре, называются анималистами...

    Энциклопедия культурологии

  • - 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж, в литературе – роман, поэма...

    Энциклопедия культурологии

  • - В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии -- поэма, сонет, баллада...

    Музыкальный словарь

  • - АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ жанр - изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала...

    Большой энциклопедический словарь

  • - изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение животных...

    Современная энциклопедия

  • - БОН ЖАНР * bon genre. 1. Хороший тон. Ср. Bon ton. - Мои отношения к Прасковье Алексеевне вы знаете? Она сама губернаторше ни ботонностью и ничем не уступит, такая comme il faut и bon genre, что чудо! И. Аксаков в его письмах 2 168. 2...
  • - анималисти́ческий прил. 1. соотн. с сущ. анимализм I, связанный с ним 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - анималист"...

    Русский орфографический словарь

  • - АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. animaliste ? Отн. к анимализму, анималистам, связанный с изображением животных. БАС-2. - Лекс.БАС-1 1948: анималисти/ческий...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ДЕ ЖАНР * de genre. То же, что жанровая картина. Обращаясь к картинам de genre, укажем на замечательнейшия из них. БДЧ 1850 104 3 85. Что же касается до рода, так называемого de genre, то кто превзошел его <брюллова>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Анималистический жанр" в книгах

«Низкий» жанр

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

«Низкий» жанр 1980 год. Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов. В городе Ереване.Меня пригласили с «Местом встречи». Фильм уже два раза прошел по Центральному телевидению; страна вымирала, все сидели у телевизоров. «Ну, - думаю, - обязательно что-нибудь дадут! Не

Жанр

Из книги Ближний взгляд.Тексты этих лет автора Юрский Сергей Юрьевич

Жанр Нельзя сказать, что никогда ничего подобного не было на телевидении раньше. И все-таки жанр этих фильмов был особенный. Во-первых, УРОВЕНЬ ВСЕХ составляющих, во-вторых, ПОСТОЯНСТВО выхода и появления фильмов на экране, и в-третьих (это главное), СООТНОШЕНИЕ

ЖАНР

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

ЖАНР Михаил Бахтин говорил о памяти жанра. У этого жанра короткая память: ему не исполнилось и ста лет. Книге «Пушкин в жизни» (1926–1927) В. В. Вересаев дал подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Так появился биографический монтаж, жанр в

«Рваный» жанр

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

«Рваный» жанр В 1882 году Владимир Иванович Немирович-Данченко, родной брат будущего основателя МХТа, написал песню «Умирающий»: Отворите окно… отворите!.. Мне недолго осталося жить; Хоть теперь на свободу пустите, Не мешайте страдать и любить! Горлом кровь показалась…

Особый жанр

Из книги автора

Особый жанр Артистические байки – особый жанр. Занимательные истории, передаваясь из уст в уста, со временем обрастают новыми деталями и превращаются в отточенный анекдот. И уже не знаешь – было это на самом деле или нет, а если было, то, порой выясняется, иногда с

Как начинается жанр

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Как начинается жанр Приведу пример: к моему больному сыну ходила массажистка. Все, что было связано с моей жизнью, с ним, с ней, было миром стены, к которой я стоял лицом, - обычным, знакомым мне миром… Но как-то, кончив сеанс, массажистка вздохнула и сказала: «Бегу к своему

Новый жанр

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Новый жанр А. Довженко смотрел фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и после красно-черного эпизода плясок опричников изрек:- Опера.Его сосед по просмотровому залу напомнил:- Вы это уже говорили по поводу «Александра Невского».- То была опера днем, а это - опера

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР

Из книги Отрывки из Ничего автора Ванталов Борис

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР Одна знакомая рассказывала недавно несколько часов о несчастной любви.То есть любовь была взаимной, страстной, но в силу целого ряда обстоятельств не могла увенчаться браком.Оба действующих лица романа по сию пору понимают, что упустили главную удачу

Жанр

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Жанр Одновременно с расцветом барочного искусства, в Венеции же зародилась та форма живописи, которая должна была с течением времени сделаться доминирующей во всей Европе. Мы говорим о бытовой живописи, более известной под уродливым наименованием жанровой. Черты

Жанр

Из книги Паралогии [Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000 годов] автора Липовецкий Марк Наумович

Жанр Иногда спрашиваешь себя: «А как-нибудь еще возможно?», и кажется в тот момент, что вроде бы и возможно. Л. Рубинштейн, «Элегия» «Поэзия на карточках», картотека или «каталог» как жанр был придуман Рубинштейном, разумеется, в докомпьютерные времена. Оговорка эта - на

Жанр

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Жанр Жанр (франц. Genre), бытовая живопись, занимается изображением сцен из общественной и частной жизни. Древние греки и римляне не знали этого рода живописи, который, как самостоятельный, возник только в ближайшие к нам времена, после эпохи Возрождения. У фламандцев и

Анималистический жанр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Жанр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖА) автора БСЭ

9. Жанр

Из книги К теории театра автора Барбой Юрий

9. Жанр Мы согласились с М.М. Бахтиным, что художественные произведения - это высказывания, и что в каждой сфере есть свои устойчивые типы таких высказываний. Бахтина нетрудно понять так, что жанры и являются этими типами. Так оно и есть, только надо принять во внимание, что

Жанр

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Жанр В предыдущем разделе я намеренно говорил несколько неопределенно о том, что «к форме письма было адаптировано произведение другого литературного жанра» (§1) и - о «вдохновляющем изложении некоторых аспектов учения Павла» (§3). Сходство с письмом здесь минимальное,

Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» - «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.

Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.

В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения - от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, львов, лошадей украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты.

Рельефы дворцов в древних Ниневии и Сузах с поразительной силой передают характер животных, особенно львов, которые в сценах охоты изображаются достойными соперниками могущественных царей.

Для художников Древней Греции и Древнего Рима главным объектом искусства становится человек; изображения животных существенной роли в античном искусстве не играют.

Раненая львица. Фрагмент рельефа «Большая, львиная охота» из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. 669- ок. 663 до н. э. Известняк. Британский музей. Лондон.

В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практикуют натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер .

В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов. В XIX в. выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близкий художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX - XX вв. швед Б. Лильефорс изображает диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявляет интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк в своих произведениях возрождает героику образов диких животных.


В. А. Серов. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Лев и Волк» Графитный карандаш, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Первым анималистом России был в XVIII в. И. Ф. Гроот. В XIX в. Н. Е. Сверчков, Е. А. Лансере и в особенности П. К. Клодт (скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге) достигают большой выразительности в изображениях коней. Высшим достижением русского анималистического жанра становятся виртуозные графические иллюстрации к басням И. А. Крылова, исполненные В. А. Серовым . В них острота натурных зарисовок животных сочетается с мягким юмором.


П. Поттер. Ферма. 1649. Холст, масло. Государственный Эр­митаж. Ленинград.

Творчество советских анималистов в живописи, станковой и парковой скульптуре, а также в книжной графике отличает глубокое постижение мира природы. Старейший скульптор и график В. А. Ватагин с научной наблюдательностью передает привлекательную живость своих пернатых и четвероногих героев. Скульптор И. С. Ефимов предпочитает декоративные решения. В сказочных иллюстрациях Ю. А. Васнецова и других мастеров отразились традиции народного декоративного искусства, образы которого живут до сих пор в резьбе по дереву, кости, камню, глиняной игрушке народной и вышивке .


В. А. Ватагин. Мамонты. 1946. Дерево.

Изображение животного

Знание анатомии, жизни и повадок животного - необходимые условия для создания полноценного образа. Это знание приобретается постепенно, и не следует упускать ни одного случая пополнить его.

Рисунок с живой натуры основной способ познания животного.

Впечатления, почерпнутые непосредственно из жизни,- единственный, ничем не заменимый, подлинно живой материал для дальнейшей творческой работы художника.

Знакомство с рисованием животного лучше начать с учебного наброска. Набросок передает самыми общими и скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорции животного, а также отдельные части его. При исполнении наброска не следует обращать внимание на подробности, тушевать тоже не надо. Набросок - это самый скорый способ закрепить на бумаге свои первые впечатления от натуры.

Линия - основной элемент наброска, она должна наноситься на бумагу легко и свободно, сохраняя четкость. Для набросков лучше брать гладкую тонкую бумагу и карандаш средней мягкости. На шероховатой бумаге линия мягкого карандаша разбивается на точки, легче смазывается и теряет свою четкость. Начинающему лучше наносить легкие линии, не черня их: в таком случае можно оставлять неверные линии, не стирая, и заменять их более верными, а по окончании наброска стереть ненужное; таким образом начинающий привыкает реже пользоваться резинкой и не лохматить напрасно бумагу: не всякая бумага выносит резинку.

Для первого знакомства с каким-нибудь зверем или птицей удобно взять средней величины лист бумаги и начать делать наброски с левой верхней стороны, на одном листе - по нескольку, следуя изменяющимся позам натуры (не надо делать их слишком мелкими - на листе должно быть набросков пять или шесть).

Не следует во время работы разбрасываться. Выбрав натуру, следует сосредоточиться на ней возможно серьезнее и дольше.

Следует стремиться и к красоте линии, и к острому и верному выражению характера изображаемого, т. е. смысловому содержанию наброска.

Пожалуй, самый первый, с которым познакомилось человечество. Хотя оно об этом даже не догадывалось, но кожу, меха и перья люди носили круглый год за неимением ничего другого. Общества защиты животных в те времена еще не существовало, животных на планете было достаточно, поэтому население пользовалось этим в полной мере. Так что в соответствии с нынешними представлениями наши предки были довольно стильными и модными людьми).

Анималистический стиль непосредственно связан с использованием в качестве материала кожи и меха различных животных. И так как он существует на всем протяжении развития человеческой цивилизации, то по праву может считаться , однозначно проверенным временем.

Название его происходит от латинского слова Animalia (животные) или английского animal (животные). В наше время существуют специализированные фермы, где выращивают животных именно для этих целей. Обрабатывая их шкурки специальным образом, люди используют их для изготовления самых различных вещей: от обуви до шляп. Одним словом, можно сказать, что одеться в этом стиле с ног до головы и для современного человека не представляет сложности.

В различных местах проживания люди использовали разные виды кожи и меха, в зависимости от того, какие животные водились на данной территории. Но когда стали возможны перемещения на дальние расстояния многие народы стали торговать этим ценным товаром. Он никогда не был дешевым, поэтому приобретать хорошую качественную кожу или редкий мех могли позволить себе только состоятельные люди.

Эти материалы обладаю многими ценными качествами, за это их и любят. В первую очередь это удобство и гигроскопичность. Как все натуральные материалы кожа «дышит», а мех прекрасно согревает. Для некоторых случаев это очень важное обстоятельство и в сильный мороз человек будет чувствовать себя в шубе более защищенным, чем в другой одежде. Хотя при помощи современных технологий создают довольно теплые изделия, но мех не сдает своих позиций и пользуется неизменной популярность. Одним из ярких подтверждений этому, есть ношение меховых изделий даже в относительно теплое время года, когда необходимости в этом нет, но зато красиво и шикарно!)

Активным пропагандистом и любителем этого оригинального стиля был Ив Сен-Лоран , французский кутюрье, родившийся в Алжире. Его детство прошло в Африке, поэтому дух и пестрота красок саванны всегда была ему близка. Он создавал не раз коллекции с африканской тематикой, благодаря которым в конце 60-х годов появился на свет , а анималистический получил новое, обновленное продолжение.

Дизайнеры не перестают эксплуатировать эти натуральные материалы, создавая из них огромное количество товаров, одежду и аксессуары. Но благодаря современному производству мех и кожа, являющиеся воплощением роскоши, стали доступны абсолютно всем. Огромный выбор искусственной кожи, прекрасного качества, порой не отличимой на вид от натуральной позволяет расширить свой гардероб женщине с любым достатком. А для того, чтобы научиться их отличать надо . С мехом в этом отношении немного сложнее. Искусственный от натурального все же можно отличить без особого труда.

Современная мода пошла еще дальше, она дополнила этот стиль множеством тканей, имитирующих кожу животных и рептилий. Оригинальные набивки, полностью повторяющие рисунки на животных, принты, цветовая гамма которых может быть настолько разнообразной, что поражает воображение своей пестротой. У женщин в этом плане есть прекрасный выбор начиная от трикотажных материалов до легких, прозрачных шифонов.

Кстати, обратите внимание на , в котором дизайнеры предлагают нам вспомнить про незаслуженно забытый мех в непривычных для него расцветках и летящие платьица на осень с анималистическими рисунками.

Надо отметить,что одежда этого направления все же не является повседневной. Она достаточно броская и запоминающаяся. Если Вы появитесь в платье с леопардовым или змеиным принтом на какой либо вечеринке, то в ближайшее время можете про него забыть, потому что все остальные его уж точно не забудут. Анималистические рисунки накладывают на образ определенное впечатление. Они добавляют ему сексапильности и харизматичности. Женщину с сильным характером они только украсят и преобразят, а вот нерешительную и хрупкую сделают еще более беззащитной. Если у Вас в душе щебечут птички и Вы ощущаете себя милым цветочком, то в одежде с «боевой раскраской» Вы будете чувствовать себя нелепо и не защищено. Если уж очень хочется приобщиться к этому запоминающемуся стилю, то лучше начинать с небольших аксессуаров: платков, обуви или сумок.

Но есть компромисс, который позволяет приручить животную одежду для обычных повседневных случаев. Создав умеренные версии, то есть комплекты в которых будет не более двух вещей в анималистическом стиле, сочетающиеся с простыми однотонными вещами, то образ может получиться очень оригинальный и элегантный. Total look в этом случае будет выглядеть агрессивно и неоднозначно. Не поддавайтесь соблазну броских комплектов, которые дизайнеры представляют на подиуме. В жизни они не очень уместны.

Известные дивы как всегда поддерживают популярные тренды, хотя и у них зачастую это выходит не очень хорошо.

Анималистический стиль не выходит из моды, он постоянно обновляется интересными находками. У каждой женщины наверняка есть любимое животное и любимый рисунок этого направления. Примерьте на себя кожу змеи, мех леопарда или зебры. Не обязательно приобретать изделие из натурального материала. Вполне возможно пополнить свой гардероб имитацией, это добавит Вашему образу изюминки и экстравагантности. А Вы обращали внимание на то, что анимальные рисунки в большей степени предпочитают носить женщины, чем мужчины? Как Вы думаете, с чем это связано?

Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на новости и рассказывайте друзьям об интересной информации!

И реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста могут быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, изображение антропоморфных персонажей сказок и басен).

Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля , в искусстве Древнего Востока , Африки , Океании , древней Америки , в народном творчестве многих стран .

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами .

Известные анималисты

  • И Юаньцзи (около 1000 - около 1064) - китайский художник, особенно известный за своё мастерство в рисовании обезьян.
  • Чжу Чжаньцзи (1398-1435) - китайский император и мастер рисования собак и обезьян .
  • Альбрехт Дюрер (1471-1528) - немецкий живописец и график.
  • Франс Снейдерс (1579-1657) - фламандский живописец.
  • Ян Вильденс (1586-1653) - фламандский живописец.
  • Вацлав Холлар (1607-1677) - чешский график и гравёр.
  • Ян Фейт (1611-1661) - фламандский художник и гравер.
  • Паулюс Поттер (1625-1654) - голландский живописец.
  • Давид Конинк (1636-1699) - фламандский живописец.
  • Иван Грот (1717-1801) - российский живописец.
  • Джордж Стаббс (1724-1806) - английский живописец.
  • Мори Сосэн (Mori Sosen , 森狙仙) (1749-1821) - японский мастер рисования обезьян.
  • Жак-Лоран Агас (1767-1849) - швейцарский живописец.
  • Карл Кунтц (1770-1830) - немецкий живописец и гравёр.
  • Антуан-Луи Бари (1797-1875) - французский живописец и скульптор.
  • Эжен Делакруа (1798-1863) - французский живописец и график.
  • Кристоф Фратен (1801-1864) - французский скульптор.
  • Эдвин Генри Ландсир (1802-1873) - английский живописец и скульптор.
  • Пётр Клодт (1805-1867) - российский скульптор.
  • Эдвард Лир (1812-1888) - художник-анималист, поэт, представитель поэзии нонсенса.
  • Филипп Руссо (1816-1887) - французский живописец.
  • Йозеф Вольф (1820-1899) - немецкий график и живописец.
  • Огюст Николя Каэн (1822-1894) - французский скульптор.
  • Эмманюэль Фремье (1824-1910) - французский скульптор.
  • Брайтон Ривьер (1840-1920) - английский живописец.
  • Евгений Лансере (1848-1886) - российский скульптор.
  • Генрих фон Цюгель (1850-1941) - немецкий живописец.
  • Франсуа Помпон (1855-1933) - французский скульптор.
  • Генрих Хардер (1858-1935) - немецкий живописец и иллюстратор.
  • Фридрих Вильгельм Кюнерт (1869-1921) - немецкий живописец и иллюстратор.
  • Август Гауль (1869-1921) - немецкий скульптор.
  • Франц Марк (1880-1916) - немецкий живописец-экспрессионист.
  • Василий Ватагин (1883-1969) - русский живописец и скульптор .
  • Евгений Чарушин (1901-1965) - русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Константин Флёров (1904-1980) - русский палеонтолог, график и живописец, доктор биологических наук.
  • Николай Кондаков (1908-1999) - русский биолог, иллюстратор, кандидат наук.
  • Андрей Марц (1924-2002) - известный советский и российский скульптор-анималист, Заслуженный художник РСФСР.
  • Алексей Цветков (1924-2011) - советский и российский скульптор-анималист, заслуженный художник РФ.
  • Роберт Бейтман (род. 1930) - канадский художник-анималист.
  • Рьен Пуртвлиет (1932-1995) - нидерландский художник-иллюстратор.
  • Акулов Владимир Иванович (род.1954) - известный белорусский художник, график и живописец, создатель ряда масштабных анималистических циклов.
  • Марина Ефремова (род. 1961) - российский художник-анималист.

См. также

Напишите отзыв о статье "Анималистика"

Примечания

Ссылки

  • - Экспозиция «Анималистика» в Мадридском университете Комплутенсе

Отрывок, характеризующий Анималистика

– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.