Главная · Вера и религия · Отцы и дети тезисный план по главам. И. С. Тургенев «Отцы и дети». План. ХХIV глава — кульминация личностных отношений

Отцы и дети тезисный план по главам. И. С. Тургенев «Отцы и дети». План. ХХIV глава — кульминация личностных отношений

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Глава I. В мае 1859 года помещик-вдовец сорока с небольшим лет Николай Петрович Кирсанов , представитель прежнего поколения «отцов», мягкий, мечтательный романтик, ждёт на постоялом дворе недалеко от своей усадьбы приезда сына Аркадия, который только что окончил университет.

Глава II. Аркадий приезжает со своим университетским приятелем, студентом-медиком Евгением Базаровым . Длинное и худое лицо этого человека с бакенбардами выражает самоуверенность и волю. (См. Описание Базарова .)

Аркадий, его отец и Базаров едут в имение Кирсановых, Марьино.

Базаров. Иллюстрация художника П. Пинкисевича к роману Тургенева «Отцы и дети»

Глава III. От встречи с сыном Николай Петрович приходит в радостное, почти восторженное настроение. В оживлённом дорожном разговоре с Аркадием он даже начинает цитировать строки из «Евгения Онегина » о весне. (См. Описание пейзажа в главе 3 .)

Однако, заметно, что молодой Аркадий держится более трезвых и прозаичных воззрений на жизнь. Он и Базаров начинают по пути курить такой крепкий табак, что Николай Петрович с трудом выдерживает его запах.

Глава IV. В Марьине их встречает брат Николая Петровича, Павел Петрович Кирсанов , человек лет 45-ти, породистый, безукоризненно чисто одетый, полный строгости и корректности на английский манер. Это – ещё один яркий типаж идеалистичной эпохи «отцов», не сентиментальный , как Николай Петрович, а «благородно-рыцарственный».

Павлу Петровичу сразу не нравится бесцеремонный Базаров, но и тот, со своей стороны, относится к обоим братьям-Кирсановым со скептической насмешкой. Отец Аркадия кажется ему непрактичным рохлей, а Павел Петрович поражает странным для деревни «щегольством». Об этом Евгений прямо говорит Аркадию в вечерней беседе наедине.

Глава V. Базаров утром уходит ловить лягушек для своих медицинских опытов. Аркадий, чья мать давно умерла, ещё по пути узнаёт, что его отец живёт в имении с молодой девушкой Фенечкой . Теперь Аркадию становится ещё известно, что Фенечка родила от Николая Петровича сына. По свободомыслию нового поколения и из желания казаться самому себе великодушным, Аркадий не осуждает поведения отца.

За утренним чаем Аркадий рассказывает Павлу Петровичу и отцу, что Базаров – «нигилист», человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и традициями. У Павла Петровича, который считает, что твёрдо установленные принципы должны определять всю людскую жизнь, неприязнь к Базарову ещё возрастает.

Глава VI. Пришедший с пруда Базаров присоединяется к завтраку семейства Кирсановых. Павел Петрович раздражённо завязывает с ним спор. Ему не нравится, что Базаров малопатриотичен: он признаёт превосходство немецкой науки над русской, да ещё без стеснения утверждает, что порядочный химик в 20 раз полезнее любого поэта, даже и великого. Разговор едва не кончается ссорой.

Павел Петрович и Николай Петрович уходят, а Аркадий, чтобы смягчить Базарова рассказывает романтическую историю жизни своего дяди.

Глава VII. В молодости очень красивый и самоуверенный, Павел Петрович был баловнем петербургского общества. Ему прочили блестящую военную карьеру, однако всё разрушила его несчастная любовь к княгине Р., женщине загадочного и взбалмошного характера, которая то и дело бросалась от бурных страстей и рискованных увлечений мужчинами к отчаянию и раскаянию. Одно время княгиня вступила с Павлом Петровичем в связь, но потом оставила его и уехала за границу. Бросив службу, он четыре года ездил за княгиней по всей Европе, но поняв наконец бесполезность своих усилий, вернулся на родину и стал вести в столичных салонах жизнь праздного и разочарованного человека. Лет через десять Павел Петрович узнал, что его возлюбленная умерла. Он уехал тогда жить в деревню к брату, однако и здесь не утратил воспоминаний о былом и сохранил прежние аристократические манеры.

Базарова рассказ Аркадия ничуть не впечатляет: человек, который позволил своей жизни разбиться от трагической любви, кажется ему напыщенным комедиантом или слабаком.

Глава VIII. После разговора с Базаровым Павел Петрович задумчиво идёт по дому и, немного поколебавшись, входит в комнату Фенечки. Он просит показать ему малыша, своего племянника. Немного поглядев на ребёнка, он так же рассеянно выходит, возвращается к себе в кабинет, садится на диван и глубоко задумывается с грустным и даже отчаянным выражением лица.

Тургенев рассказывает далее читателю историю знакомства Фенечки с Николаем Петровичем. Её мать Фени служила у Николая Петровича экономкой. Тот вначале не обращал внимания на молодую девушку, но раз пригляделся к ней, мало-помалу влюбился и после смерти её матери от холеры поселил у себя в доме. Несмотря на разницу в возрасте, она сблизилась с добрым и скромным барином не по расчёту, а по сердечной склонности.

Глава IX. С Фенечкой теперь знакомится и Базаров. Вместе с Аркадием он раз заходит в беседку, где она сидит с младенцем-сыном Митей и служанкой Дуняшей. Базаров, как доктор, проверяет, режутся ли у Мити зубы. Мальчик доверчиво идёт к нему.

Продолжая прогулку, Аркадий и Базаров слышат, как Николай Петрович в своей комнате играет на виолончели Шуберта . Утончённая музыка посреди глухой деревни вызывает у Базарова новую насмешку – особенно ввиду того, что хозяйство в имении ведётся явно неумело.

Глава X. Отношения между «отцами» и «детьми» становятся всё сложнее. Николай Петрович случайно подслушивает разговор Аркадия и Базарова. «Твой отец добрый малый, – говорит Базаров, – но он человек отставной, его песенка спета. Читает ерунду вроде Пушкина. Ты лучше дай ему Stoff und Kraft Бюхнера». Аркадий вскоре действительно приносит отцу Stoff und Kraft – изложение материалистической системы.

Николай Петрович рассказывает обо всём этом брату. За вечерним чаем Павел Петрович ещё яростнее схватывается с Базаровым. «Вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, но это всё проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга». – «Вы вот уважаете себя, – отвечает Базаров, – и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества?» – «Вы вот отвергаете всё теперешнее. А что же вместо этого хотите строить?» – «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». – «Вы и весь русский народ презираете?» – «Что ж, коли он заслуживает презрения! Наши так называемые передовые люди много болтают об искусстве, парламентаризме, об адвокатуре, когда дело идет о насущном хлебе, когда свобода едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться в кабаке». – «Да вас всего четыре человека с половиною, а тех – миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования». – «Посмотрим. От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела. А ваш Рафаэль гроша медного не стоит вместе со всеми установлениями, которые вы так почитаете: общиной, семьёй и прочим».

Аркадий с Базаровым уходят. Николай Петрович считает, что, может, и правда, пришло время «отцам» уступать место новому поколению. Но Павел Петрович уверен в своей правоте и сдаваться не собирается.

Глава XI. Базаров с Аркадием решают съездить в соседний губернский город, к родственнику Кирсановых, Колязину, который занимает там крупный чиновный пост.

Глава XII. В городе Колязин принимает Аркадия добродушно. Он приглашает его на бал, который послезавтра даёт губернатор.

На улице Базарова и Аркадия вдруг окликает молодой человек пустоватого и недалёкого вида. Это знакомый Базарова, Ситников. Он чтит Базарова как своего учителя в свободомыслии, которому «обязан перерождением». Ситников приглашает пойти к местной эмансипе Кукшиной. Пренебрежительный к Ситникову Базаров вначале отказывается, но соглашается, когда узнаёт, что у Кукшиной будет шампанское.

Глава XIII. Неопрятная дворянка Кукшина встречает гостей в плохо убранной комнате. Её манеры крайне неестественны. Она тщетно старается удивить новых знакомых своими познаниями в естественных науках, без умолку сыплет фамилиями учёных и писателей.

Базаров и Евгений почти не принимают участие в глуповатом разговоре, лишь пьют шампанское. Под конец Кукшина начинает играть на рояле и петь сиплым голосом, а Ситников повязывает голову шарфом и изображает замирающего от восторга любовника. Базаров, зевнув, выходит, даже не простившись с хозяйкой. Ситников подобострастно догоняет его и Аркадия.

Глава XIV. На балу у губернатора Аркадий вдруг замечает вошедшую красавицу лет 28-ми, спокойного, величавого вида. Это Анна Сергеевна Одинцова .

Он подсаживается к ней. Одинцова разговаривает с Аркадием любезно, но и с видом некоторого превосходства. Она явно немало повидала в жизни, имеет богатый опыт.

Аркадий рассказывает ей о Базарове. Одинцова внимательно смотрит на стоящего поодаль Евгения. Она приглашает Аркадия к себе в имение, просит привезти и Базарова: «Очень любопытно повидать человека, который имеет смелость ни во что не верить».

Аркадий рассказывает Базарову про своё знакомство с Одинцовой. Тот отзывается о ней довольно цинично: один барин сказывал ему, что эта госпожа – «ой-ой-ой».

Глава XV. История Одинцовой. Её отец, известный аферист и игрок, под конец проигрался в прах и был вынужден уехать из Петербурга в деревню. Вскоре он и его жена умерли, а 20-летняя Анна осталась почти без гроша с 12-летней сестрой Катей. Вскоре она по трезвому расчёту вышла замуж за 46-летнего богача Одинцова. Лет шесть спустя тот умер, оставив ей всё своё богатство и загородное имение Никольское.

Визит Базарова и Аркадия к Одинцовой в городскую гостиницу. Аркадий с удивлением замечает, что ничем никогда не смущавшийся Евгений в присутствии красивой Анны Сергеевны ведёт себя стеснённо. Она явно тоже замечает это.

На улице Базаров отзывается об Одинцовой: «У неё вид владетельной особы. Но в переделе была, нашего хлеба покушала. Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр».

Три дня спустя они едут к Одинцовой в Никольское.

Глава XVI. Усадьба Анны Сергеевны великолепна. Она знакомит Аркадия и Базарова со своей милой, застенчивой сестрой Катей.

Аркадий уже успевает влюбиться в Одинцову. Но в разговоре она явно отдаёт предпочтение не ему, а Базарову, который нравится ей независимостью суждений, хотя она далеко не во всём с ним согласна. Аркадия же Анна Сергеевна отсылает слушать фортепианную игру Кати. Аркадий слегка обижен на это, но, впрочем, замечает, что Катя при её робком виде весьма недурна собой.

Одинцова – женщина без предрассудков, но и не склонная к бурным страстям. Она может порой увлечься, но тут же остывает, возвращаясь к свойственным ей уравновешенности и спокойствию. Теперь Базаров ей весьма интересен, однако нельзя сказать, что кровь её особенно кипит.

Глава XVII. Базаров чувствует, что увлёкся Одинцовой. Прежде он любил говорить: «Нравится тебе женщина – старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись». Но с Одинцовой «толку» пока нет, и в то же время ему не хочется её оставлять.

Чтобы пересилить себя, Базаров решает уехать из Никольского в деревню своих родителей, которая недалека отсюда. Анна Сергеевна, узнав об этом, старается удержать его. Она решается на нечто вроде объяснения с Базаровым. «Я очень несчастлива. Во мне нет охоты жить. Позади меня много воспоминаний, и впереди – длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти». – «Вам хочется полюбить, – отвечает Базаров, – а полюбить вы не можете. Впрочем, тот, с кем случается эта штука, достоин сожаления».

Евгений уходит, не давая ей до конца высказаться. Но слова Одинцовой сильно волнуют его.

Тем временем «третий лишний» – Аркадий – поневоле сближается с Катей.

Глава XVIII. На следующий день Одинцова зовёт Базарова к себе продолжить вчерашний разговор. «Вы человек не из числа обыкновенных. И я прошла много испытаний. Возможно, я сумела бы понять вас. Но вы слишком сдержаны в моём присутствии. В чём причина?». – «Причина в том, что я люблю вас, глупо, безумно…» – вдруг отвечает Базаров.

Она протягивает к нему руки. Но он не берёт их с трепетом, а, полный жадной, голодной страстью, привлекает её к себе на грудь. Горящий в его глазах животный инстинкт пугает Анну Сергеевну. Она вырывается и отходит в угол, с испугом говоря, что он её не понял. Евгений выходит, закусив губы.

Глава XIX. После обеда Базаров подходит извиниться перед Одинцовой. Она предлагает ему остаться друзьями. Общую напряжённость разряжает нежданный приезд глуповатого Ситникова. Базаров решает завтра же ехать к родителям. С ним уезжает и Аркадий. Увязывается и Ситников, но по пути отстаёт.

Базаров в дороге выглядит больным. «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца, – говорит он Аркадию. – Мужчина не должен заниматься такими пустяками».

Глава XX. Они вдвоём приезжают в деревню родителей Базарова. Отец Евгения, Василий Иванович, – армейский лекарь, мелкопоместный дворянин. Мать, Арина Власьевна, – по характеру простая русская женщина. В них обоих мало помещичьего. Отец прост в обращении, но весьма деловит. Заметно, что он и знающ. Василий Иванович сыплет иностранными словами, цитатами из древних авторов, намёками на мифологию .

Родители очень радуются приезду сына, которого не видели три года, однако Базаров обращается с ними довольно высокомерно и пренебрежительно. Случай с Одинцовой всё не выходит у него из головы.

Глава XXI. Рано утром в разговоре с отцом Базарова Аркадий высказывает высокое мнение о его сыне. Старик чуть не плачет от восторга.

После полудня Базаров и Аркадий отдыхают в стогу сена. Аркадий слегка корит друга за чёрствость к родителям. «Мои мать с отцом, – отвечает Базаров, свыклись со своей ничтожной жизнью так, что ничтожества и не примечают. Настоящий человек тот, которого надобно слушаться или ненавидеть. Но ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..»

Аркадия неприятно поражает высокомерие Базарова. «А не слишком ли ты высокого мнения о себе?» – «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о себе». Друзья едва не вступают в резкую ссору, но её предотвращает внезапное появление Василия Ивановича, который зовёт молодых людей на обед.

По-прежнему не проявляя сыновних чувств к родителям, Базаров на следующий день уговаривает Аркадия вернуться к нему, в Марьино. Мать и отец Евгения поражены тем, что сын пробыл у них всего три дня, но их неподдельное горе не производит на Базарова никакого впечатления.

Глава XXII. Доехав до поворота на Никольское, Базаров и Аркадий ненадолго заезжают туда, а потом прибывают в Марьино. Николай Петрович очень рад их приезду.

Аркадий вскоре случайно узнаёт, что его мать была подругой матери Одинцовой и у отца есть остатки их прежней переписки. Под предлогом передать эти письма Анне Сергеевне, он один, без Базарова, едет в Никольское. Влюблённость к Одинцовой не остывает в нём. Анна Сергеевна и Катя встречают Аркадия приветливо.

Глава XXIII. Базаров тем временем старается забыться от несчастной любви в научных опытах. Павел Петрович по-прежнему очень неприязнен к нему. Зато с Евгением весьма приветлива Фенечка. Заметив это, Павел Петрович исподволь начинает за ней следить.

Раз утром Базаров случайно видит Фенечку в беседке. Он подходит к ней поговорить, нюхает одну из красивых роз у неё в руках и вдруг целует её в губы.

Как раз в этот момент рядом раздаётся кашель Павла Петровича. Ошеломлённая Фенечка спешить уйти.

Глава XXIV. Через пару часов Павел Петрович стучится к Базарову и вызывает его на дуэль. Базаров соглашается. Думая о причинах вызова, он приходит к мысли, что Павел Петрович не стерпел сцены с поцелуем, так как, видимо, сам питает к Фенечке нежные чувства.

Дуэль назначена в соседней роще. Следующим утром Базаров приходит туда. Роль секунданта играет слуга Пётр. Перед дуэлью Павел Петрович предупреждает, что намерен «драться серьёзно», не давая пощады.

Соперники сходятся. Пуля противника жужжит прямо у уха Базарова, но не ранит его. Он стреляет сам – и попадает Павлу Петровичу в бедро.

Рана оказывается неопасной. Пётр бросается в имение, и оттуда вскоре приезжает на дрожках Николай Петрович. Павла Петровича перевозят в имение. Он не рассказывает брату о причине дуэли, однако в жару ночью вдруг спрашивает его: «А ты никогда не замечал, что Фенечка очень похожа на княгиню Р.?»

На другой день Базаров уезжает из Марьина. Фенечка, ухаживая за Павлом Петровичем, клянётся ему, что происшествие в беседке было случайностью, и она любит одного лишь Николая Петровича. Павел Петрович, в приливе чувство, просит, чтобы она никогда не покидала его брата. «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!» Николая Петровича он уговаривает скрепить свою связь с Фенечкой законным браком, и тот с радостью соглашается. Сам Павел Петрович в убеждении, что его жизнь прошла зря, решает уехать из России и дожить последние годы в Европе.

Глава XXV. Тем временем Аркадий в Никольском с удивлением замечает, что Катя стала для него ближе Анны Сергеевны. Его поражает катин отзыв о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные. Он чужой нам…» Наблюдательная Катя замечает, что Аркадий, по-видимому, влюблён в неё.

В Никольское приезжает из Марьина Базаров. Аркадий узнаёт от него про дуэль с Павлом Петровичем и о том, что рана его дяди легка. Базаров объясняет, что направляется домой, а к Одинцовой завернул «…чёрт знает зачем». И Аркадий, и Базаров чувствуют: близится их расставание навсегда. Аркадий сильно взволнован этим, но Базаров ничуть не сожалеет о скорой разлуке.

Анна Сергеевна облегчённо вздыхает, когда Базаров уверяет её, что «опомнился и забыл прежние глупости». Одинцову теперь больше привлекает полный юношеской пылкости Аркадий.

Глава XXVI. Сидя в саду, Катя с Аркадием слышат разговор проходящих мимо Анны Сергеевны и Базарова. Она опять убеждает Евгения забыть то, что было между ними прежде. «Сначала мы заинтересовали друг друга, но… мы с вами уж слишком похожи. Однородному не следует тянуться к однородному. А вот Аркадий не похож на меня. Я гожусь ему в тетки, но в его молодом и свежем чувстве есть какая-то прелесть…»

Катя поникает при этих словах сестры. Однако когда Анна Сергеевна и Базаров уходят, Аркадий обращается к ней: «Катерина Сергеевна, я люблю вас, и никого не люблю, кроме вас. Всё другое давно исчезло без следа. Скажите же мне: "да"!» – «Да!» – отвечает Катя.

На следующий день Анна Сергеевна узнаёт, что Аркадий просит руки Кати. Она рассказывает об этом Базарову и, кажется, хочет возобновить любовную игру с ним. Однако тот гордо отказывается: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал».

Базаров прощается с Одинцовыми и с Аркадием, называя его перед расставанием «мякеньким, либеральным баричом», который не создан для «нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни». Анна Сергеевна, погоревав немного, быстро успокаивается.

Глава XXVII. Приехав к отцу и матери, Базаров снова обращается с ними грубовато и чёрство. Забыть любовь к Одинцовой в лихорадке работы ему не удаётся. Вскоре Евгений впадает в тоскливую скуку.

В соседней деревне умирает больной тифом крестьянин. Вскрывая его тело, Базаров случайно режется скальпелем, а дезинфекции под рукой не оказывается. Вскоре у Евгений появляются признаки ужасного заражения.

Тургенев картинно описывает, как мужественно и спокойно принимает нигилист страшную неизбежность своей близкой смерти. Причащаться Базаров не спешит, но просит отца послать гонца к Одинцовой с известием, что он близок к кончине.

Анна Сергеевна приезжает к больному, привозя с собой лекаря-немца. Однако тот убеждается, что для Базарова нет надежды. Одинцова прощается с Евгением, целуя его в лоб. На следующий день он умирает. (См. Смерть Базарова)

Смерть Базарова. Иллюстрация художника П. Пинкисевича к роману Тургенева «Отцы и дети»

Глава XXVIII. Через полгода в Марьине играют две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович сразу после этого уезжает в Дрезден и доживает там век, как благородный европейский джентльмен. Аркадий забывает прежние нигилистические увлечения и погружается вместе с отцом в заботы по имению. У него и Кати рождается сын Коля.

…А над могилой Базарова на кладбище в заброшенной деревушке часто приходят плакать его дряхлые родители. Цветы на могильном холме, безмятежно глядя своими невинными глазами, кажется, говорят им о вечном примирении и о жизни бесконечной…

20 мая 1859 года помещик Николай Петрович Кирсанов ждал возвращения из Петербурга сына Аркадия: тот окончил университет в звании кандидата. Николай Петрович и Павел Петрович - сыновья боевого генерала 1812 года, рано умершего от удара. Мать тоже вскоре ушла из жизни, поэтому сыновьям пришлось самим устраиваться в жизни.

Павел стал военным, как и отец, а Николай женился на дочери чиновника и был счастлив в браке. Супруги все время проводили вместе: читали, гуляли, играли на фортепиано в четыре руки, растили сына. Но жена умерла после 10 лет счастливой жизни, а вдовец занялся хозяйственными преобразованиями и воспитывал сына.

II

Аркадий знакомит отца со своим приятелем Евгением Васильевичем Базаровым . Молодой человек был высок ростом, его худое лицо с широким лбом, зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета выражало самоуверенность и ум. Волосы темно-белокурого цвета были густыми и длинными. Одет небрежно - в длинном балахоне с кистями. Аркадий уверяет отца, что Базаров - чудесный человек. Они с отцом садятся в коляску, а друг едет в тарантасе.

III

По дороге Аркадий расспрашивает отца о здоровье дяди, который тоже живет в имении Марьино, названном так Николаем Петровичем в честь умершей жены Марии, и рассказывает о своем друге. Он говорит, что Евгений занимается естественными науками и хочет сдать экзамены на доктора.

Отец сетует, что его мужики пьянствуют, плохо работают, оброк не платят. Он сообщает, что умерла няня Аркадия, а старый слуга Прокофьич еще жив. Перемен в Марьине почти нет, но Кирсанову пришлось продать лес, потому что нужны деньги. Аркадий видит, как все обветшало и требует явных перемен. Но возвращение домой наполняет его радостью. Через несколько минут оба экипажа останавливаются рядом с новым деревянным домом - это Марьино, или Новая Слободка, а у крестьян - Бобылий Хутор.

IV

Встречает Кирсановых только слуга Петр. Приходит Павел Петрович - дядя Аркадия. Даже в деревне он продолжает следовать английской моде, поэтому выходит в темном английском сьюте с модным низеньким галстуком, ноги в лаковых полусапожках. У него коротко подстриженные седые волосы и красивое лицо, особенно глаза. Кирсанов по-юношески строен. Он подает Аркадию красивую руку с ухоженными ногтями.

Дядя здоровается с племянником, пожав ему руку, а потом целует, то есть слегка прикасается душистыми усами к его щекам. Базарову он руки не подает, наоборот, убирает ее в карман. Молодые люди уходят «почиститься» с дороги, а Павел спрашивает у брата, кто «этот волосатый». После ужина Евгений говорит другу, что дядя у него чудаковат, а отец - «славный малый», но в хозяйстве ничего не смыслит. Молодые люди вскоре засыпают, а старшие Кирсановы долго не спят.

V

Рано утром Базаров уходит на болото за лягушками для опытов. Аркадий знакомится с Федосьей Николаевной, новой женой отца, и сводным братом Митей. Отцу неловко перед сыном, но Аркадий поддерживает его. У Павла Петровича с утра изящный костюм, он спрашивает у племянника, кто таков Базаров. Аркадий отвечает, что его приятель - нигилист. Братья решают, что это тот, кто ничему не верит, но Аркадий поправляет, что его друг не признает и не принимает никакие принципы на веру.

Федосья Николаевна приносит Павлу Петровичу какао в большой чашке. Она чувствует себя не слишком уверенно, но Аркадий подбадривает ее улыбкой. Приходит Базаров с мешком, полным лягушек, и идет переодеваться к завтраку.

VI

Во время завтрака между дядей Аркадия и молодым гостем начинается спор. Кирсанов говорит о роли искусства и естественных наук, и Евгений доказывает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Кирсанов возмущен бесцеремонностью сына уездного «лекаришки». Младший брат уводит разговор от опасной темы и просит советов по земледелию. Братья уходят, а Аркадий говорит, что Базаров оскорбил дядю. Он предлагает рассказать о жизни старшего Кирсанова, чтобы Евгений испытал к нему сочувствие.

VII

Получив домашнее воспитание, Павел Кирсанов стал офицером. Его ждала блестящая карьера, он был избалован женским вниманием, а мужчины втайне завидовали и мечтали уничтожить его. Но встреча с княгиней Р. стала для него роковой.

Эта светская дама была замужем, но сводила мужчин с ума. Кирсанов добился взаимности, но любовь княгини скоро прошла. Павел Петрович подал в отставку и преследовал ее за границей. После окончательного разрыва с княгиней он возвратился в Россию поседевшим и постаревшим. Проводил время за картами в клубе, а после ее смерти остался у брата в Марьине, так и не женившись.

VIII

Павел Петрович посещает Фенечку во флигеле. Она дочь бывшей экономки, умершей от холеры. Николай Петрович пожалел сироту, она стала его помощницей, а потом родила сына Митю, на которого и приходит посмотреть брат Кирсанова. Он смотрит на шестимесячного бутуза, пытается с ним поиграть, заметив очевидное сходство с Николаем Петровичем, который тут и является. А брат его идет к себе в комнату и с отчаяньем бросается на диван.

IX

Базаров тоже знакомится с Фенечкой, находя ее очень хорошенькой. Аркадий говорит, что отцу нужно оформить отношения с ней. Базаров считает отца не слишком хорошим хозяином: мужики его обманывают. Услышав, как сорокачетырехлетний отец семейства играет на виолончели, Базаров начинает хохотать, что коробит друга.

X

Жизнь в Марьине продолжается, даже к Базарову все привыкают. Только Павел Петрович не принимает его, считая плебеем. Молодой нигилист смущает и Николая Петровича: он случайно слышит, как тот назвал его «отставным человеком». Это обижает Кирсанова, и он говорит брату, что их песенка спета, но тот не хочет сдавать позиций - он еще вступит в «схватку с лекарем».

Вечером между ними разгорается спор. Кирсанов считает себя аристократом, ведь у него есть принципы. Базаров говорит, что от этого нет пользы обществу. Сейчас полезней всего отрицание. Аристократ Кирсанов возмущен: неужели нужно отрицать культуру, искусство, веру? Базаров утверждает: отрицать нужно все. Чтобы построить что-то новое, сначала «нужно место расчистить».

Кирсанов во время спора выходит из себя, а Базаров с холодной усмешкой прекращает спор. Приятели уходят, оставив «отцов» с невеселыми мыслями. Николай думает о том, что наследники дали понять: «Вы не из нашего поколения», а Павел остается в уверенности, что жизнь без принципов невозможна.

XI

После спора Николай Петрович погрузился в грустные размышления. Он ясно ощущает, что слишком стар, чувствует глубокую пропасть между ним и сыном. Брат не разделяет его переживаний. А молодые люди решают поехать на несколько дней в губернский город к знатному родственнику Кирсановых.

XII

Матвей Ильич Колязин, некогда попечитель братьев Кирсановых, встретил молодых людей радушно и предложил съездить с визитом к губернатору, а тот пригласил друзей к себе на бал. По дороге Базарова узнает Виктор Ситников, считающий себя его учеником. Он приглашает друзей к Евдокии Кукшиной - эмансипированной барышне, живущей неподалеку. Уверяет, что та накормит завтраком и напоит шампанским.

XIII

Авдотья Никитишна Кукшина встречает гостей, лежа на диване. В комнате царит беспорядок, да и сама хозяйка под стать: она считает себя «эмансипе», с мужчинами говорит жеманно, напрашивается на комплименты. Ситников с Евдокией ведут бессмысленный разговор, вставляя модные словечки. Базаров налегает на шампанское, а Кирсанов сравнивает обстановку с бедламом, и они с Евгением уходят. Ситников выскакивает следом.

XIV

Вскоре на балу у губернатора приятели видят Анну Сергеевну Одинцову - вдову, воспитывающую младшую сестру. Во время танца Аркадий успевает рассказать о своем друге, который ни во что не верит. Одинцова проявляет интерес и приглашает их на завтра к себе в гостиницу. Базарова эта женщина тоже не оставила равнодушным: он заявил, что она «на других баб не похожа», а потом довольно цинично высказался о ее «богатом теле», которое вполне можно поместить в анатомический театр.

XV

На другой день приятели приходят к Одинцовой. Анна и Катерина были дочерьми известного в прошлом красавца, афериста и игрока Сергея Локтева. Мать умерла рано, а сам Локтев проигрался окончательно и оставил детям небольшое наследство. В Анну влюбился Одинцов: он старше ее на двадцать пять лет, но она приняла предложение и шесть лет прожила в браке, забрав к себе младшую сестру. После смерти мужа она много путешествовала, но потом поселилась в любимом поместье Никольском. В городе о ней ходили всякие слухи, но Анна Сергеевна появлялась там редко и не придавала значения светскому мнению.

Молодая женщина встречает их в простом утреннем платье, приветливо здоровается. Дальше Кирсанов с удивлением замечает, что Базаров стремится занять разговором собеседницу и даже конфузится время от времени. Анна приглашает их к себе в Никольское.

XVI

Оказавшись в имении Одинцовой, друзья были слегка смущены строгим приемом, напоминающим министерские покои. Но знакомство с младшей сестрой Анны, Катериной Сергеевной, разрядило обстановку. Аркадий и Анна вспоминают его покойную мать, а Базаров от скуки рассматривает альбомы с живописью. Хозяйка предлагает о чем-нибудь поспорить, ведь она ужасная спорщица. Анна Сергеевна удивляется, как можно жить без художественного вкуса, но Базаров утверждает, что ему это не нужно, ведь он врач, а все больные для него одинаковы. Одинцова этого не принимает, ведь люди отличаются друг от друга. Базаров считает, что все пороки человека зависят от общественного устройства: если исправить общество, не будет и болезней.

Пришла тетушка Одинцовой, княжна Х…я, злобная старуха. На нее никто не обращал внимания, но обходились почтительно. Вечером Базаров играет в преферанс с Анной Сергеевной, и Аркадий вынужден находиться с Катей. Она играет для него сонату Моцарта, и Аркадий замечает, что Катя хороша собой. Анна вечером тоже думает о гостях, особенно о Евгении. Он понравился ей новизной взглядов и отсутствием позерства. С утра она зовет его «ботанизировать», а Аркадий вновь проводит время с Катей.

XVII

Пятнадцать дней прожили друзья у Одинцовой. Жизнь текла размеренно, и молодые люди обычно не виделись целый день. Как правило, Базаров уходил гулять с Анной, а Аркадий проводил время с Катей, но его это не тяготило. Вскоре Базаров чувствует, что его отношение к Одинцовой отличается от прежних его отношений с женщинами. Он все чаще представляет себе, как эта женщина будет принадлежать ему, и сознает романтика в самом себе.

Появляется Тимофеич (крепостной Базаровых) и рассказывает, как извелись родители, давно ожидая сына. Базаров использует этот предлог, для того чтобы покинуть Никольское и разобраться в своих чувствах. Накануне вечером он чуть не открывает своих чувств Анне.

XVIII

Утром Анна Сергеевна зовет Базарова к себе и продолжает прерванный накануне разговор, вынуждая его признаться в любви. Когда же Евгений бросается к ней, чтобы заключить в объятья, она говорит, что он не так понял ее. Оставшись одна, она заново переживает признание, испытывая даже чувство вины перед Базаровым, но решает, что спокойствие для нее все-таки дороже.

XIX

Одинцова чувствует себя неловко с Базаровым: она предлагает ему остаться, а он говорит, что остаться может только в качестве любимого человека. Появившийся Ситников разряжает обстановку. Вечером Евгений сообщает другу, что собрался к родителям. Аркадий предлагает поехать с ним. Следующим утром Анна Сергеевна прощается с Базаровым, но говорит, что они еще увидятся.

По дороге Аркадий отмечает, как осунулся и похудел его друг за эти дни. Евгений корит себя, что они глупо себя вели в женском обществе: нельзя позволять женщине завладеть даже кончиком пальца. Через двадцать пять верст, которые Аркадию показались «за целых пятьдесят», они добрались до небольшой деревеньки, где жили старики Базаровы.

ХХ

На крыльце приятелей встречает отец Базарова - Василий Иванович. Он пытается скрыть волнение и радость. А мать Арина Власьевна обнимает своего Енюшу, которого не видела три года. Базаров бережно отводит ее в небольшой скромный дом и по-мужски здоровается с отцом, бывшим военным лекарем. Аркадию отводят место в предбаннике, и не знают старики, чем потчевать дорогих гостей.

Евгений разговаривает с отцом о делах в имении, о его боевом прошлом, о том, как Василий Иванович лечит мужиков. Сын говорит полушутя, слегка подтрунивая над родителями, но Аркадий чувствует, что он их любит. Его мать очень набожная, мнительная, малообразованная женщина, верит в приметы и сны. Аркадию хорошо спится на мягком матрасе, а вот Базаров в эту ночь так и не уснул.

XXI

Поутру Аркадий долго беседует с Василием Ивановичем и понимает, что тот буквально боготворит сына. Но сын мается от скуки. Он не знает, чем ему заняться, поэтому при первом удобном случае срывается на Аркадия. Он рассуждает о смысле жизни, называет себя «самоломанным», но не терпит другого мнения. В итоге друзья чуть не подрались. На следующее утро молодежь уезжает, а старики горюют, ведь понимают, что сын вырос и живет своей жизнью.

XXII

По дороге они решили заехать к Одинцовой, но она встречает их холодно, и они вынуждены откланяться. В Марьине же все радуются приезду «молодых господ», даже Павел Петрович испытывает волнение. Дела его брата оставляют желать лучшего: мужики вовремя не платят оброк, ссорятся, пьют, а управляющий обленился и создает видимость работы.

Базаров берется за свои опыты, чтобы не думать об Одинцовой, а Аркадий, узнав о наличии писем матери Анны Сергеевны к его покойной матери, везет их в Никольское, чтобы вновь увидеться с Анной и … с Катей.

XXIII

Братья Кирсановы проявляют интерес к опытам Базарова, а он находит себе человека, с которым отводит душу. Это Фенечка, которая чувствует себя свободнее с Базаровым, чем с дворянами Кирсановыми, а она нравится ему своей непосредственностью, молодостью и красотой.

Как-то утром Базаров видит, что Фенечка разбирает в беседке розы. Они беседуют о науках, женской красоте, и Базаров просит подарить одну розу за врачебную помощь Мите. Они нюхают цветок, и Базаров целует Фенечку прямо в губы, свидетелем чего становится Павел Петрович.

XXIV

Через два часа Кирсанов-старший является в комнату Базарова с предложением стреляться на дуэли. Они договариваются на завтрашнее утро, чтобы никто не узнал. На роль секунданта берут слугу Петра. Базаров понимает, что Павел Петрович сам любит Фенечку.

Кирсанов приносит на дуэль пистолеты, а Евгений отсчитывает шаги. Кирсанов тщательно целится, но промахивается, а Базаров не целясь попадает в ногу Павла Петровича. Тот падает в обморок. Петр бежит за дрожками, на которых приезжает младший брат.

Мужчины объясняют причину дуэли политическими разногласиями, и Базаров уезжает. Павел Петрович в бреду вспоминает о княгине Р., на которую так похожа Фенечка. Он предлагает брату оформить брак с Федосьей Николаевной.

XXV

Аркадий много времени проводит с Катей. Она убеждает его, что без влияния Базарова он другой - «ручной». Аркадия это открытие удивляет. Когда же он сравнивает Катю с Анной, она обижается и просит не сравнивать с сестрой. Юноша пылко заявляет, что для него она лучше всех. У себя он обнаруживает Базарова, который приехал втайне от Анны. Он поведал о последних событиях в Марьине. Но Анна Сергеевна хочет видеть Базарова, и они решают, что останутся друзьями.

Старики Базаровы, совсем не ждавшие сына, очень ему обрадовались. Он заявил отцу, что приехал на шесть недель, чтобы поработать, и попросил ему не мешать.

Евгений запирался в отцовском кабинете, а старики боялись дышать и ходили на цыпочках, чтобы не потревожить его.

Но вскоре одиночество надоело ему, Лихорадка работы сменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством, и молодой человек начал искать общества: пил чай в гостиной, бродил по огороду с Василием Ивановичем и даже спрашивал об отце Алексее. Во Всех его движениях появилась какая-то усталость. что очень беспокоило отца.

Иногда Базаров отправлялся в деревню и разговаривал с мужиками, которые ответствовали с патриархально добродушной певучестью, а между собой посмеивались над ним и довольно грубо утверждали, что он ничего в их жизни не понимает. Наконец он нашел себе занятие: стал помогать отцу лечить крестьян. Василий Иванович был очень рад этому и с гордостью говорил, что сын его – самый замечательный врач из всех, кого он знал.

Однажды из соседней деревни привезли мужика, умирающего от тифа. Василий Иванович с сожалением сказал после осмотра, что ничем помочь уже не в силах, и действительно — больной умер, не доехав до дома.

Дня три спустя Евгений вошел к отцу в комнату и попросил у него адский камень, чтобы прижечь ранку. Оказалось, он порезал палец, помогая уездному врачу при
вскрытии того самого мужика, умершего от тифа. Прижигать было уже поздно, потому что поранился он еще утром и, возможно, уже заразился. С этого момента отец стал пристально наблюдать за сыном. Он не спал по ночам, и Арина Власьевна, которой он, разумеется, ничего не сказал, стала приставать к мужу, почему тот не спит.

На Третий день у Базарова пропал аппетит и начала болеть голова, его то бросало в жар, то знобило. Он сказал матери, что простудился, и вышел из комнаты.

Арина Власьевна занялась приготовлением чая из липового цвета, а Василий Иванович вышел в соседнюю комнату и молча схватился за волосы.
Евгений в этот день уже не вставал. Ему становилось все хуже и хуже. В доме установилась странная тишина, вокруг словно потемнело. С лица Василия Ивановича не сходило выражение изумления, Арина Власьевна начала сильно беспокоиться.

Послали в город за доктором. Базаров сказал отцу, что они оба отлично понимают, что он заражен и через несколько дней умрет. Отец пошатнулся, словно кто его по ногам ударил, и пролепетал, что это неправда и что Евгений всего лишь простудился. Базаров приподнял край рубахи и показал отцу выступившие на теле зловещие красные пятна, являвшиеся признакам и заражения.

Штаб-лекарь ответил, что вылечит его, но сын сказал, что родителям остается только молиться за него, и попросил отца послать нарочного к Одинцовой, чтобы передать ей, что он умирает и велел ей кланяться. Василий Иванович пообещал самолично написать письмо Одинцовой и, выйдя из комнаты, сказал жене, что сын умирает, и велел ей молиться.

Базаров, как мог, утешал родителей, но ему с каждым часом становилось хуже. У матери все валилось из рук, отец предлагал различные способы лечения. Тимофеич отправился к Одинцовой. Ночь прошла для больного тяжело, его мучил жестокий жар.

Утром Евгению стало легче. Он выпил чаю и попросил мать, чтобы та его причесала. Василий Иванович немного оживился: он решил, что кризис прошел и теперь дело пойдет на поправку. Однако перемена к лучшему продолжалась недолго, приступы болезни возобновились. Родители попросили у сына разрешения позвать к нему священника, но он считал, что спешить незачем. Вдруг послышался стук колес, и во двор въехала карета. Старик бросился на крыльцо. Ливрейный лакей отворил дверцу.

Из кареты вышла дама в черной мантилье и под черной вуалью. Она представилась Одинцовой и попросила провести ее к больному, сказав, что привезла с собой доктора. Василии Иванович схватил ее руку и судорожно прижал к своим губам. Арина Власьевна, ничего не понимая, выбежала из домика, упала к ногам приезжей и начала, как безумная, целовать ее платье. Опомнившись, отец провел врача в свой кабинет, где лежал Евгений, и сказал сыну, что приехала Анна Сергеевна. Базаров захотел ее увидеть, но сперва его осмотрел доктор.

Полчаса спустя Анна Сергеевна вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что больной безнадежен. Женщина взглянула на Базарова и остановилась у двери, до того поразило ее его воспаленное и в то же время мертвенное лицо.

Она просто испугалась и в то же время осознала, что если бы она любила его, то почувствовала бы совсем не то. Евгений поблагодарил ее за то, что приехала, сказал, что она очень красивая и добрая, и попросил ее не подходить к нему близко, потому что болезнь очень заразна.

Анна Сергеевна тут же быстро подошла к нему и села на кресло возле дивана, на котором лежал больной. Он просил у нее прощения за все, попрощался с ней.

Потом он стал бредить, а когда она окликнула его, попросил, чтобы Одинцова его поцеловала. Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу и тихо вышла. Она шепотом сказала Василию Ивановичу, что больной заснул.

Базарову уже не суждено было проснуться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер. Когда его соборовали, один глаз его открылся и на лице появилось выражение ужаса. Когда же он испустил последний вздох, в доме поднялось всеобщее стенание. Василий Иванович впал в исступление и стал роптать на Бога, но Арина Власьевна, вся в слезах, повисла у него на шее, и они вместе пали ниц.

Смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

I. Вступление

Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения («Герой нашего времени», «Мертвые души», «Война и мир» и др.).

К этому типу относится и заглавие романа Тургенева.

(См. также Словарик, ст. Заглавие.)

II. Главная часть

1. Первое значение содержащегося в заглавии образа – прямое: в романе действительно идет речь о взаимоотношении поколений, родителей и детей. Эти взаимоотношения склады­ваются непросто, порой конфликтно. Основной проблемой для Тургенева является здесь понимание между поколениями, взаимное признание отцов и детей, преодоление барьера меж­ду ними. Поначалу такое понимание не складывается: дети считают взгляды родителей «устарелыми», а отцы при всем желании не могут понять слишком уж «новаторских» идей молодежи. Эта проблема, вечная во все времена, раскрывается и романе прежде всего на образах отца и сына Кирсановых и Базарова и его родителей. И в том, и в другом случае герои сумели преодолеть возрастную разницу и пришли к понима­нию друг друга, и это, с точки зрения Тургенева, вполне правильно и необходимо и тем и другим.

2. Второе значение заглавия – переносное. Здесь ставится уже не проблема взаимоотношения «биологических» поколе­ний, а проблема конфликта поколений общественных – дво­рянства и разночинцев-демократов. С начала XIX века в России дворянство выполняло роль лидера практически во всех сферах общественной жизни: политике, идеологии, культуре и.т.д. Однако уже с 30-х годов начинают появляться разночин­цы, а к концу пятидесятых – началу шестидесятых они уже заявляют о себе как о силе, идущей на смену дворянству и готовой взять на себя культурное лидерство. Дворянство же в это время начинает в значительной мере утрачивать свою про­грессивность. Дворяне и разночинцы были антагонистами во всем: в происхождении, условиях и образе жизни, воспитании, в системе ценностей и т.п. Поэтому конфликт между ними был в основном непримиримым. Именно этот процесс и отра­зил Тургенев в своем романе.

3. Конфликт дворянства и разночинной интеллигенции во­площается в романе в столкновении Базарова почти со всеми персонажами-дворянами. Наиболее открытую форму конфликт обретает в столкновениях Базарова с Павлом Петровичем, но в конце концов пропасть обнаруживается и между Базаровым и Николаем Петровичем, Базаровым и Аркадием и даже Базаро­вым и Одинцовой. Конфликт общественных поколений дейст­вительно непримирим.

III. Заключение

Сочетание слов «отцы и дети» оказалось очень емким и удачным, оно стало в русском языке пословичным выражени­ем наряду с такими заглавиями художественных произведе­ний, как «Горе от ума», «Что делать?», «Война и мир» и др.

Здесь искали:

  • смысл заглавия романа отцы и дети
  • смысл названия романа отцы и дети
  • смысл заглавия романа тургенева отцы и дети

Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направления: демократы-разночинцы и либералы. Характер борьбы этих течений и отражен в произведении.

Роман (бессмертное произведение) имеет особую композицию: он построен в форме диалога, политических споров. Всего здесь 28 глав, причем последняя глава выполняет роль эпилога, а все главы следуют одна за другой по принципу "за" и "против".

Конфликтной основой является спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова (демократы - либералы).

Начинается роман с экспозиции. В Марьино приезжает Аркадий вместе со своим другом Евгением Базаровым. В этом произведении имеется несколько сюжетных линий, а именно: Базаров - Павел Петрович Кирсанов, Базаров - Одинцова, Базаров - Аркадий, Базаров - Ситников - Кукшина. Но основной является линия: Базаров - Павел Петрович.

В V главе начинают раскрываться некоторые подтекстовые моменты спора. Речь идет о нигилизме Базарова. Высказано несколько точек зрения. Объяснение нигилизма Николай Петрович пытается найти, обращаясь к этимологии этого слова. Павел Петрович в этот термин вкладывает пренебрежительный характер. И только Аркадий видит в данном слове общественный смысл. Нигилист - это человек, не признающий авторитетов, не склоняющийся перед ними.

В VI главе продолжаются споры между Базаровым и Кирсановым, и теперь они затрагивают науку и искусство. Базаров выступает как сторонник науки, но такой, которая приносит практическую пользу и ценность.

Конфликт постепенно обостряется и кульминацией идейного спора станет десятая глава.

Основным пунктом их расхождений является вопрос об отношении к существующей действительности. Базаров отрицает не только ее, но и строй, в котором они живут. Но Тургенев показал и слабые стороны этой программы. Дело в том, что Базаров и разночинцы предлагают программу-минимум: разрушить все, "место расчистить", а программы-максимума у них нет.

Второй вопрос - о народе, о русском мужике. Павел Петрович и Базаров сходятся в том, что русский народ патриархальный, религиозный, женственный и забитый. Но если Павел Петрович умиляется этими чертами, считает их исконными, то Базаров протестует против такого отношения к мужику. Он считает, что ему надо дать образование, сделать его просвещенным.

Третьим пунктом разногласий является отношение к существующим законам, постановлениям и нормам. Павел Петрович свято верит в то, что в России исполняются законы, а Базаров это отрицает.

Их спор носит идейный характер и отражает два противоположных взгляда на самые актуальные проблемы того времени.

После девятой главы общественные ситуации как бы отходят на второй план. Развязкой этой линии является дуэль Базарова с Павлом Петровичем, внешняя причина которой - поцелуй Фенечки. А внутренняя причина заключается в том, что эти два человека - антагонисты. Вся сцена дуэли дана в пародийном плане.

Тургенев психологически готовит Базарова к смерти, так как не находит ему места в жизни, показывает его депрессию.

Накануне смерти происходит встреча Базарова и Одинцовой. Эта сцена, одна из немногих в романе написанная в романтическом ключе, раскрывает личность Евгения с совершенно иной стороны, показывает его благородство.

В последней главе все сюжетные линии приходят к развязке. Николай Петрович и Аркадий в один и тот же день женятся, первый - на Фенечке, второй - на Кате Одинцовой. Кроме того, в эпилоге рассказывается о судьбе Павла Петровича Кирсанова. Автор показывает его не физическую, но нравственную смерть. Он живет в Дрездене, и единственное, что связывает Павла Петровича с Россией, - это пепельница в виде мужского лаптя. Мы видим, что он не нужен России.

Тургенев вводит в роман лирическую концовку, которая содержит философские размышления автора.

Он считал, что в жизни есть истины вечные, а есть приходящие и уходящие. Такой вечной истиной для него является природа, а человек - временная истина, поскольку он приходит в этот мир и уходит из него. Автор пишет о грешном и бунтующем сердце Базарова, ведь главный герой его произведения бросил вызов самой природе и самой действительности.

План

Базаров в имении Кирсановых. В губернском городе. В усадьбе Одинцовой. В доме родителей Базарова. Возвращение к Кирсановым. Последний раз у Одинцовой. Вновь в родном доме. Смерть. Эпилог.