Главная · Вера и религия · Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин. Описание Татьяны в романе «Евгений Онегин Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин. Описание Татьяны в романе «Евгений Онегин Отношения между Татьяной и Онегиным – основная сюжетная линия романа

Всех нас в школе заставляли читать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но в таком возрасте большинство детей вряд ли задумываются над глубинным смыслом этого произведения, глядя на отношения Онегина и Татьяны через призму своего чувственного опыта. Однако и многие критики не могут понять задумки автора, предпочитая ограничиться поверхностным анализом исключительно действий персонажей, не акцентируя внимания на духовной составляющей.

Антитеза

С первого взгляда может показаться, что два центральных персонажа «Евгения Онегина» противопоставляются друг другу. Татьяна Ларина - высокоморальный, духовный человек, она чиста духом и телом. И Онегин - петербургский денди, искушенный в уже знакомый со страстью и ее последствиями. Они притягиваются друг к другу, как одноименные заряды, между ними возникает определенное взаимопонимание, потому что оба переросли свою среду и ищут истину в чем-то другом, непонятном и даже пугающем.

Особенности воспитания

Сравнение Онегина и Татьяны можно начать с рассмотрения того, в каких условиях они выросли. Любимица Пушкина появилась на свет в богатом доме, пусть и находящемся в глуши. В младенчестве и детстве за ней ухаживала няня, выбранная родителями из живших рядом крестьян. Она пела колыбельные, рассказывала сказки и, конечно, читала над девочкой молитвы. Это привязало Татьяну к народу сильнее, чем можно было себе представить. По натуре задумчивая и молчаливая, девушка мало времени проводила со сверстниками, избегала шумных игр и забав. Ее больше увлекали книги, созерцание природы и размышления. Младшая дочь Лариных жила согласно народным обычаям, вставала рано, чтобы успеть встретить рассвет, верила в приметы и выполняла традиционные обряды, несмотря на религиозность.

Онегин же вырос в европейском обществе. Няню ему заменил гувернер, воспитавший мальчика согласно своему представлению о светском человеке. Рано повзрослев, Евгений с головой окунулся в блестящую и шумную жизнь, приобретя статус юного повесы. Образованность и любовь к популярным авторам придавала ему шарм и обещала благосклонность дам. Он быстро понял все тонкости чувственной любви и научился ими манипулировать. Стал скептически относиться к проявлению человечности, доброты, сострадания. Подвергал критике и сомнению все, что происходило с ним и вокруг него, как того советовали европейские авторы.

Мир через окно

Характеристика Татьяны в «Евгении Онегине» не может обойтись без упоминания о природе. Описывая панорамные виды, Пушкин делает это, как бы глядя из окна комнаты, принадлежащей главной героине. Любой пейзаж в романе отражает душевное состояние девушки. По мере развития сюжета меняется не только время года и погода на улице, но и та часть суток, которую Татьяна проводит в размышлениях о своем избраннике.

Байроническая и сентиментальная литература

Проследить различия между Евгением и Татьяной можно еще и по книгам, которые они читали. Для Онегина примером для подражания был Байрон, иронично и скептично смотревший на мир. Именно таким представлялся юноше идеальный мужчина. Эгоистичный, обаятельный, немного саркастичный и язвительный. Европейская литература того времени культивировала подобный образ мыслей.

Татьяна Ларина, наоборот, обращает внимание на сентиментальные романы, показывающие ценность искренности, доброты и отзывчивости. Конечно, они несколько наивны для девушки, которая будет вращаться в высшем обществе, но благородство и честь, воспитанные благодаря им, долгие годы помогали ей сохранить себя неизменной под воздействием обстоятельств.

Именно о герое из сентиментального романа мечтает девушка. И когда в их краях появляется презираемый и гонимый отовсюду Онегин, она принимает его за идеал, который так долго ждала.

Письмо

Письмо Татьяны к Онегину отражает ту возвышенную любовь, которую питала девушка к своему избраннику. Именно в нем хорошо можно проследить особенности характера девушки: искренность, доверчивость, впечатлительность. У нее нет поводов сомневаться в своем выборе. Для юной красавицы союз с таким человеком, как Евгений - это не только исполнение заветного желания и долгожданное воссоединение с любимым, но и возможность духовного роста, самосовершенствования.

Онегин, напротив, видит во влюбленной Татьяне только наивную, восторженную простушку, которая вдохновилась его рассказами и внешностью. Он не принимает всерьез ее чувство, хоть и подозревает, что так просто оно не пройдет. Светские «игры в любовь» раньше времени сделали его сердце невосприимчивым к подобным знакам внимания. Возможно, если бы не богатый жизненный опыт на этом поприще, у пары все могло сложиться иначе.

Письмо Татьяны к Онегину пронизано чувствами, которые девушка уже не может держать в себе. Она признает, что пропасть в воспитании, образовании и опыте между ними огромна, но надеется когда-нибудь преодолеть ее, чтобы быть ближе к любимому.

Отказ

Как известно, Евгений отказал Лариной, мотивируя это тем, что он ее не достоин, так как столь возвышенных чувств не испытывает и не хочет ее оскорбить неизменностью своих побуждений. По мнению большинства критиков, именно отказ Онегина вызывает отторжение у читателя. Это был, возможно, самый благородный поступок за всю его жизнь, но светила литературы смотрят на эту ситуацию несколько иначе. Они считают, что страх побудил молодого повесу отказаться, разум возобладал над чувствами, которые «русская душою» Татьяна пробудила в нем.

Встречи

Онегин и Татьяна в романе встречаются трижды. В первый раз - когда Евгений приходит в имение Лариных. Второй - когда он вынужден объясниться с Татьяной относительно ее письма, и последний - на ее именинах, через год после трагических событий. И каждая подобная встреча меняет что-то в душе Онегина, не дает ему остаться в стороне, отмахнуться от чувств и эмоций. Страшась того, что с ним происходит, повеса предпочитает уйти и выбросить из головы образ девушки, чем быть рядом с ней и измениться.

Дуэль

Именно отношения Онегина и Татьяны делают характер произведения несколько мрачным. Главный герой сердится: на себя, на Ларину, на лучшего друга Ленского, на судьбу, которая привела его в это поместье, на дядю, умершего так не вовремя. Это толкает его на безрассудные поступки, например, на флирт с Ольгой. Конечно, дуэль была необходима, но убивать друг друга было не обязательно. Однако события сложили именно таким образом, что из-за всевозрастающего ненавистного чувства Владимиру пришлось отойти в мир иной.

Последний бал

Сравнение Онегина и Татьяны продолжается на протяжении всей последней сцены романа. Бал в честь именин в поместье Лариных будто копирует страшный сон девушки о своей свадьбе с Евгением. Больного, недовольного, угнетенного угрызениями совести мужчину окружают гротескные персонажи, которые настолько контрастируют с его внутренним миром, что создается впечатление, словно они издеваются над ним.

Не в силах перенести эти муки, Онегин уезжает, мотивировав это тем, что им овладела охота к перемене мест.

Петербург

Прошло совсем немного времени, и главные герои встречаются вновь, теперь уже на светском рауте в Петербурге. Отношения Онегина и Татьяны практически не изменились. Они стали сложнее, но внутренний жар все еще продолжает пульсировать у обоих. Ларина вышла замуж, стала княгиней и теперь высоко держит голову. Теперь уж нет и следа той сельской девушки, которая пылко признавалась в своих чувствах молодому повесе.

Ситуация оборачивается против Евгения, так как он понимает, что влюблен, и страдает от этого. Он пишет письма предмету своего обожания, пытается вернуть все обратно, но девушка непреклонна. Так эту ситуацию видит Пушкин. Онегин к Татьяне испытывает чувства, но теперь она пытается избежать отношений. В конечном итоге девушка отказывает мужчине в тайной связи, мотивируя это тем, что дала клятву быть верной другому мужчине, несмотря на то, что до сих пор любит Евгения. Это ставит последнюю точку в романе но, по мнению некоторых критиков, финал все-таки остается открытым.

Отношения Онегина и Татьяны складывались сложно, они были запятнаны кровью друга, отказами и признаниями... Но в итоге их любовь продолжила жить даже тогда, когда они вместе подписали ей смертный приговор.

Можно ли говорить о развитии отношений Онегина и Татьяны как об эволюции? Этот термин предполагает поступательное движение, развертывание от простого к сложному, более совершенному, качественно новому. Давайте разберемся.

Тайная сфера души

История отношений Онегина и Татьяны - это история любви. Чувства героев развиваются с момента первой их встречи, но происходит это по-разному. Чтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - увлекательное путешествие по лабиринтам человеческой души. Интересно вглядываться, как меняются внутренне и внешне персонажи, вдумываться, почему же счастья, которое казалось Татьяне Лариной «таким возможным», не случилось.

Роковой визит

Татьяна и Онегин встретились в доме Лариных. Сюда по настоянию Владимира Ленского, влюбленного в Ольгу, приехали приятели. Визит был коротким, но последствия его оказались роковыми для Татьяны. О впечатлении Евгения мы узнаем лишь то, что он «выбрал бы другую», не Ольгу. Автор использует нестандартный прием: об отношении Евгения Онегина к Татьяне он говорит через характеристику Ольги, в чертах которой тот не увидел «жизни». Значит, старшая сестра все же слегка заинтересовала героя. Но и только.

Любовь с первого взгляда?

Для Татьяны, напротив, начинается новый этап. Зарождается и стремительно развивается влюбленность. Но уделим внимание тому, что послужило для этого причиной. В 6-й строфе 3-й главы говорится о том, что соседи стали прочить Татьяне жениха, и конечно, в лице Онегина, ведь у младшей сестры дело уже шло к свадьбе. Эти сплетни Татьяна слушала «с досадой», но в душу «дума заронилась». Пушкин психологически точно описал главный фактор, заставивший молоденькую девушку окунуться в океан романтического чувства: пришло время, и она влюбилась. Зерна упали в готовую почву. Страстная поклонница романов Татьяна Ларина словно попала в их мир, воображая себя и Онегина героями книг.

Судьбу мою тебе вручаю…

Об Онегине автор с усмешкой говорит, что он не «Грандисон», то есть вовсе не похож на добродетельного героя английского романа С. Ричардсона, который жадно читала Татьяна. По поводу пылкого романтического отношения Татьяны Лариной к Онегину автор роняет горестную и емкую фразу «Увы!» (8-я строфа, 3-я глава).

Пока предмет страсти скучает у себя в усадьбе, Татьяна испытывает каскад противоречивых чувств. Отрада сменяется грустью, мечтательные порывы - смятением. Идея писать Онегину рождается спонтанно, просто потому, что искренность берет верх над благоразумием. Какие могут быть условности, если она любит «не шутя»?

Он ее не достоин

Затаив дыхание, читаем мы строчки, в которых Евгений, тронутый доверчивостью и простодушием Татьяны, мягко отказывает девушке. Пестрая карусель светских любовных развлечений убила в молодом человеке способность к душевному волнению и всколыхнула былые эмоции только на миг. В 4-й главе мы найдем в подтверждение этому много цитат. Отношение Онегина к Татьяне, тем не менее, остается трогательным и нежным. Светский ловелас и не думает воспользоваться откровенностью милой девушки. Он и не соблазнит Татьяну, и не женится на ней. Онегин честно описывает перспективу их совместной жизни такой, какой она ему видится, и благородно не предает огласке неосторожный порыв девушки. Доводы возлюбленного ни в чем не убеждают Татьяну, а его прилежную речь Пушкин называет проповедью (17-я строфа, 4-я глава). Себе Онегин легко выносит вердикт: Татьяниной любви он «не достоин!». Если бы ему тогда знать, какой сюрприз приготовила жизнь.

Страсть несчастной девушки, конечно, не остыла, а разгорелась сильней. В святочном сне сплелись ее желания, думы о Евгении и грозное предчувствие. Явившись на именины Татьяны, Онегин лишь на мгновение дарит ей нежный взор и продолжает скучать. Не принимая в расчет чувств Татьяны к нему, Ленского - к Ольге, жестокий Онегин начинает бессовестно волочиться за невестой друга. Этот поступок - убийственная характеристика героя, которому, видимо, не доступны высокие переживания. В приземленности Евгений гораздо ближе Ольге, не случайно оба они не могут взять в толк, почему внезапно умчался Ленский, и не понимают, как безнравственно оба поступали на балу. Ольга по моральным характеристикам не достойна поэта, так же как Онегин не заслуживает Татьяны.

Бездушная выходка героев влечет за собой трагические последствия. Бессмысленно погибает на дуэли Ленский: светские предрассудки мешают Евгению Онегину помириться с другом, признать вину. Дуэлянт тотчас покидает деревню. Весной Ольга уезжает в полк с новоиспеченным мужем-уланом. Татьяна тяготится одиночеством и не утихающей страстью.

Сомнение

С трепетом девушка переступает порог онегинской усадьбы и перечитывает его книги, которые открывают Лариной подлинный облик ее кумира. Вот тут-то и намечается поворот в отношениях Татьяны и Онегина, внезапно представшего в ее глазах жалкой пародией на великолепного героя. Глубокое чувство душевно одаренной девушки не померкло, однако теперь она вынуждена смириться с тем, что любит человека пустого и недостойного.

В плену зазеркалья

Успех Татьяны в среде московской знати отмечен автором в конце 7-й главы, где ее непосредственная прелесть пленяет немолодого генерала. Участь юной сельской дворянки решена. Мы встретимся с нею только через два года, когда она станет блестящей светской дамой с безупречным вкусом и манерами. Такой ее после своих бесцельных скитаний по миру увидит Онегин, и его «холодную ленивую душу» поразит и перевернет вспыхнувшая страсть к неприступной княгине.

История отношений Татьяны и Онегина повторяется теперь с зеркальной точностью. Он взволнован, грустен, все мысли - о ней, пишет ей письмо с признанием, вручая Татьяне (как когда-то она ему) свою судьбу. Долго ждет ответа и получает, наконец, такую же отповедь, которой подверг юную Таню «в глуши далекого селенья» несколько лет назад.

Почему Татьяна, не скрывая того, что продолжает любить Евгения, отказывает ему? Своему несчастному поклоннику она прямо говорит, что не доверяет его чувству, усматривая в нем лишь азарт светского повесы. Открывает Татьяна и другую причину: она останется верной своему супругу, такова целомудренная основа ее характера.

Так что это было?

Чтобы решить, можно ли назвать эволюцией отношения Татьяны и Онегина, необходимо понять, права ли княгиня, что не верит в искренность Евгения. Если он и впрямь ищет лишь победы в трудном любовном состязании, о качественно новом этапе в душевной жизни героев не может быть и речи. Но все же думается, что Татьяна ошибается - Онегин действительно созрел для глубоких и сильных переживаний. Чувство Татьяны тоже переживает новый этап - она сознательно выбирает отказ от личного счастья в пользу долга перед другим человеком, и в этом ее нравственная победа.

Где весь роман просто пронизан темой любви. Эта тема близка каждому, поэтому и произведение читается с легкостью и удовольствием. Знакомит же работа Пушкина с такими героями, как Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно их история любви показана читателям и мы с удовольствием следим за этими сложными отношениями. Но сегодня давайте поговорим не о любви героев, а дадим краткую характеристику этой замечательной девушке, главной героини, которую автор назвал Татьяной.

Татьяна Ларина — милая, добрая девушка из провинции, которая хоть и росла в достаточно просторном поместье, не зазналась и не имела чувства самодовольства. Татьяна очень привязана к няне, той самой женщине, которая рассказывала разные истории и сказки.

Чтобы дать полную характеристику Татьяне, давайте обратимся к тем цитатам, которые используются в романе. Они и раскроют нам образ девушки, что была влюблена в Онегина.

Татьяна Ларина характеристика героя с цитатами

Итак, Таня немного дикая, чаще печальная и молчаливая, нежели веселая. Старается быть вдали от общества людей, замкнута и предпочитает оставаться в одиночестве. Татьяне нравится пребывать на природе в лесу, где с деревьями она, как с друзьями, любит беседовать. Если и дальше говорить о Лариной и характеризовать ее образ, то стоит сказать что Татьяна девушка с истинно русской натурой. У нее русская душа, она любит русскую зиму, хотя при этом, как и многие представители дворянского сословия, Татьяна плохо знает русский, но хорошо владеет французским языком. Она верит в гадания и предания, ее тревожат приметы.

В детстве девушка не играет, как остальные дети, в куклы и игры, зато она начитанная, образованная и умная. При этом ей очень нравится читать именно любовные романы, где герои постигают пламенную любовь. Вот как раз такого героя из своего романа увидела Татьяна в Онегине. Девушка влюбляется в Евгения и даже решается написать письмо. Но здесь мы не видим легкомысленности в поступке, напротив, мы видим простоту ее души и смелость девушки.

Как мы уже говорили, это милая девушка. Автор не дает ей образ красавицы, в котором нам показана ее сестра Ольга. Тем не менее Татьяна, со своей искренностью, добротой души, своими качествами намного интереснее своей сестры. Вот только Евгений сразу не смог по достоинству оценить Татьяну, ранив ее своим отказом.

Проходит время. Теперь мы видим Татьяну не робкой девушкой, а замужней женщиной, которая уже в сказки не верит, умеет себя вести в обществе, она держится величественно и недоступно. Вот здесь

Картина Ю. Кушевского «Онегин и Татьяна»

Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к своему умирающему богатому дяде, досадуя на предстоящую скуку. Двадцати­че­ты­рехлетний Евгений получил в детстве домашнее образование, его воспитывали французские гувернеры. Он свободно изъяснялся по-французски, легко танцевал, немного знал латынь, в разговоре умел вовремя промолчать или блеснуть эпиграммой - этого было достаточно, чтобы свет отнесся к нему благосклонно.

Онегин ведет жизнь, полную светских забав и любовных приключений. Каждый день он получает по нескольку приглашений на вечер, едет гулять на бульвар, затем обедает у ресторатора, а оттуда отправляется в театр. Дома Евгений много времени проводит перед зеркалом за туалетом. В его кабинете есть все модные украшения и приспособления: духи, гребенки, пилочки, ножницы, щетки.

Онегин вновь спешит - теперь на бал. Праздник в разгаре, звучит музыка, «летают ножки милых дам»…

Вернувшись с бала, Евгений ложится спать рано утром, когда Петербург уже пробуждается. «И завтра то же, что вчера». Но счастлив ли Евгений? Нет, все ему наскучило: друзья, красавицы, свет, зрелища. Подобно байроновскому Чайльд-Гарольду, он угрюм и разочарован, Онегин, запершись дома, пробует много читать, пробует писать сам - но все без толку. Им вновь овладевает хандра.

После смерти отца, жившего долгами и в конце концов разорившегося, Онегин, не желая заниматься тяжбами, отдает фамильное состояние заимодавцам. Он надеется унаследовать имущество своего дяди. И действительно, приехав к родственнику, Евгений узнает, что тот умер, оставив племяннику имение, заводы, леса и земли.

Евгений поселяется в деревне - жизнь хоть как-то изменилась. Сначала новое положение его развлекает, но скоро он убеждается, что и здесь так же скучно, как в Петербурге.

Облегчая участь крестьян, Евгений заменил барщину оброком. Из-за таких нововведений, а также недостаточной учтивости Онегин прослыл среди соседей «опаснейшим чудаком».

В то же время в соседнее поместье возвращается из Германии восемна­дца­тилетний Владимир Ленский, «поклонник Канта и поэт». Его душа ещё не испорчена светом, он верит в любовь, славу, высшую и загадочную цель жизни. С милым простодушием он воспевает «нечто, и туманну даль» в возвышенных стихах. Красавец, выгодный жених, Ленский не желает стеснять себя ни узами брака, ни даже участием в житейских беседах соседей.

Совсем разные люди, Ленский и Онегин тем не менее сходятся и часто проводят время вместе. Евгений с улыбкой выслушивает «юный бред» Ленского. Полагая, что с годами заблуждения сами улетучатся, Онегин не спешит разочаровывать поэта, пылкость чувств Ленского все же вызывает в нем уважение. Ленский рассказывает другу о своей необыкновенной любви к Ольге, которую знает с детства и которую ему давно прочат в невесты.

На румяную, белокурую, всегда веселую Ольгу совсем не похожа её старшая сестра, Татьяна. Задумчивая и печальная, она предпочитает шумным играм одиночество и чтение иностранных романов.

Мать Татьяны и Ольги в свое время была выдана замуж против воли. В деревне, куда её увезли, она сначала плакала, но потом привыкла, освоилась, стала «самодержавно» управлять хозяйством и супругом. Дмитрий Ларин искренне любил свою жену, во всем ей доверяя. Семейство почитало старинные обычаи и обряды: в пост говели, в масленицу пекли блины. Так спокойно протекала их жизнь, пока «простой и добрый барин» не умер.

Ленский посещает могилу Ларина. Жизнь продолжается, одни поколения сменяются другими. Придет время, «…наши внуки в добрый час / Из мира вытеснят и нас!».

В один из вечеров Ленский собирается в гости к Лариным. Онегину такое времяпро­вождение кажется скучным, но потом он решает присоединиться к другу, чтобы взглянуть на предмет его любви. На обратном пути Евгений откровенно делится своими впечатлениями: Ольга, по его мнению, заурядна, на месте юного поэта он выбрал бы скорее старшую сестру.

Между тем неожиданный визит друзей дал повод сплетням о будущей свадьбе Евгения и Татьяны. Сама Татьяна тайком думает об Онегине: «Пора пришла, она влюбилась». Погрузившись в чтение романов, Татьяна воображает себя их героиней, а Онегина - героем. Ночью она не может заснуть и заводит разговор о любви с няней. Та рассказывает, как была выдана замуж в тринадцать лет, и понять барышню не может. Вдруг Татьяна просит перо, бумагу и принимается за письмо к Онегину. В нем доверчивая, послушная влечению чувства, Татьяна откровенна. Она в своей милой простоте не ведает об опасности, не соблюдает осторожность, присущую «недоступным» холодным петербургским красавицам и хитрым кокеткам, заманивающим поклонников в свои сети. Письмо написано по-французски, поскольку дамам в то время гораздо привычнее было изъясняться именно на этом языке. Татьяна верит, что Евгений ей «послан Богом», что никому другому она не может вверить свою судьбу. Она ждет от Онегина решения и ответа.

Утром Татьяна в волнении просит няню Филипьевну отослать письмо соседу. Наступает томительное ожидание. Приезжает Ленский, наконец, за ним - Онегин. Татьяна быстро убегает в сад, там девушки-служанки поют, собирая ягоды. Татьяна никак не может успокоиться, и вдруг - перед ней появляется Евгений…

Искренность и простота письма Татьяны тронули Онегина. Не желая обманывать доверчивую Таню, Евгений обращается к ней с «исповедью»: если бы он искал спокойной семейной жизни, то выбрал бы себе в подруги именно Татьяну, но он не создан для блаженства. Постепенно «исповедь» становится «проповедью»: Онегин советует Татьяне сдерживать чувства, иначе неопытность доведет её до беды. Девушка в слезах выслушивает его.

Приходится признать, что Онегин поступил с Таней довольно благородно, как бы ни честили его враги и друзья. Мы в своей жизни не можем положиться ни на друзей, ни на родных, ни на любимых людей. Что же остается? «Любите самого себя…»

После объяснения с Онегиным Татьяна «увядает, бледнеет, гаснет и молчит». Ленский и Ольга, напротив, веселы. Они все время вместе. Ленский украшает рисунками и элегиями Ольгин альбом.

А Онегин тем временем предается спокойной деревенской жизни: «прогулки, чтенье, сон глубокий». Северное лето быстро проходит, наступает скучная осенняя пора, а за ней - и морозы. Зимними днями Онегин сидит дома, в гости к нему заезжает Ленский. Друзья пьют вино, беседуют у камина, вспоминают и о соседях. Ленский передает Евгению приглашение на именины Татьяны, увлеченно рассказывая об Ольге. Уже намечена свадьба, Ленский не сомневается в том, что он любим, поэтому он счастлив. Его вера наивна, но разве лучше тому, в ком «сердце опыт остудил»?

Татьяна любит русскую зиму: катание на санях, солнечные морозные дни и темные вечера. Наступают святки. Гадания, старинные предания, сны и приметы - во все это Татьяна верит. Ночью она собирается ворожить, но ей становится страшно. Татьяна ложится спать, сняв свой шелковый поясок. Ей снится странный сон.

Она одна идет по снегу, впереди шумит ручей, над ним - тонкий мосток. Внезапно появляется огромный медведь, который помогает Татьяне перебраться на другой берег, а потом преследует её. Татьяна пытается бежать, но в изнеможении падает. Медведь приносит её к какому-то шалашу и исчезает. Опомнившись, Татьяна слышит крики и шум, а через щёлку в двери видит невероятных чудовищ, среди них как хозяин - Онегин! Вдруг от дуновения ветра дверь раскрывается, и вся шайка адских привидений, дико смеясь, приближается к ней. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Евгений привлекает Татьяну к себе, но тут появляются Ольга и Ленский. Разгорается спор. Онегин, недовольный незваными гостями, хватает нож и убивает Ленского. Темнота, крик… Татьяна просыпается и сразу пытается разгадать сон, листая сонник Мартына Задеки.

Приходит день именин. Съезжаются гости: Пустяков, Скотинины, Буянов, мосье Трике и другие забавные фигуры. Приход Онегина приводит Таню в волнение, а Евгения это раздражает. Он негодует на Ленского, позвавшего его сюда. После обеда начинается бал. Онегин находит предлог отомстить Ленскому: он любезничает с Ольгой, постоянно танцует с ней. Ленский изумлен. Он хочет пригласить Ольгу на следующий танец, но его невеста уже дала слово Онегину. Оскорбленный Ленский удаляется: только дуэль сможет теперь разрешить его судьбу.

На следующее утро Онегин получает от Ленского записку с вызовом на дуэль. Письмо привозит секундант Зарецкий, циничный, но неглупый человек, в прошлом буян, картежный вор, заядлый дуэлист, умевший и поссорить и помирить друзей. Теперь он мирный помещик. Онегин принимает вызов спокойно, но в душе остается недоволен собой: не нужно было так зло шутить над любовью друга.

Ленский с нетерпением ждет ответа, он рад, что Онегин не стал избегать поединка. После некоторых колебаний Владимир все же отправляется к Лариным. Его как ни в чем не бывало весело встречает Ольга. Смущенный, умиленный, счастливый Ленский больше не ревнует, но спасти возлюбленную от «развратителя» он все же обязан. Если бы Татьяна знала обо всем, она, быть может, предотвратила бы предстоящий поединок. Но и Онегин, и Ленский хранят молчание.

Вечером юный поэт в лирическом жару слагает прощальные стихи. Немного задремавшего Ленского будит сосед. Евгений же, проспав, опаздывает на встречу. Его давно ждут у мельницы. Онегин представляет в качестве секунданта своего слугу Гильо, что вызывает недовольство Зарецкого.

Словно в страшном сне, «враги» хладнокровно готовят друг другу гибель. Они могли бы помириться, но приходится платить дань светским обычаям: искренний порыв был бы принят за трусость. Закончены приготовления. Противники по команде сходятся, целятся - Евгений успевает выстрелить первым. Ленский убит. Онегин подбегает, зовет его - все напрасно.

Быть может, молодого поэта ждала вечная слава, а может быть - и обыкновенная скучная жизнь. Но как бы там ни было, юный мечтатель мертв. Зарецкий увозит оледенелый труп домой.

Пришла весна. У ручья, в тени двух сосен, стоит простой памятник: здесь покоится поэт Владимир Ленский. Когда-то сюда часто приходили погрустить сестры Ларины, теперь это место забыто людьми.

Ольга после гибели Ленского недолго плакала - полюбив улана, она обвенчалась, а вскоре и уехала с ним. Татьяна осталась одна. Она по-прежнему думает об Онегине, хотя должна была бы ненавидеть его за убийство Ленского. Гуляя однажды вечером, Татьяна приходит в опустевшую усадьбу Онегина. Ключница проводит её в дом. Татьяна с умилением разглядывает «модную келью». С тех пор она часто приходит сюда, чтобы читать книги из библиотеки Евгения. Внимательно разглядывает Татьяна отметки на полях, с их помощью она начинает яснее понимать того, кого так обожала. Кто же он: ангел или бес, «уж не пародия ли он»?

Мать Татьяны тревожится: дочь отказывает всем женихам. Следуя советам соседей, она решает поехать в Москву, «на ярмарку невест». Татьяна прощается с любимыми лесами, лугами, со свободой, которую ей придется сменить на суету света.

Зимой Ларины наконец заканчивают шумные сборы, прощаются со слугами, усаживаются в возок и отправляются в долгую дорогу. В Москве они останав­ливаются у постаревшей кузины Алины. Все дни заняты визитами к многочисленным родственникам. Девицы окружают Таню, поверяют ей свои сердечные тайны, но та ничего не рассказывает им о своей любви. Пошлый вздор, равнодушные речи, сплетни слышит Татьяна в светских гостиных. В собрании среди шума, грохота музыки Татьяна уносится мечтой в свою деревню, к цветам и аллеям, к воспоминаниям о нем. Она не видит никого вокруг, но с нее самой не сводит глаз какой-то важный генерал…

Через два с лишним года в Петербурге на светском рауте появляется одинокий и безмолвный Онегин. Вновь он остается чужим для общества. Люди готовы осуждать все странное и необычное, лишь посредственность им по плечу. И того, кто, избавившись от ненужных мечтаний, вовремя добивается славы, денег и чинов, все признают «прекрасным человеком». Но грустно глядеть на жизнь как на обряд и послушно следовать за всеми. Онегин, дожив «без службы, без жены, без дел» до двадцати шести лет, не знает, чем заняться. Он уехал из деревни, но и путешествия ему надоели. И вот, вернувшись, он попадает «с корабля на бал».

Всеобщее внимание привлекает появившаяся в сопровождении важного генерала дама. Хотя её и нельзя назвать прекрасной, все в ней мило и просто, без малейшей доли вульгарности. Смутные догадки Евгения подтвер­ждаются: это та самая Татьяна, теперь княгиня. Князь представляет супруге своего друга Онегина. Евгений смущен, Татьяна же совершенно спокойна.

На следующий день, получив от князя приглашение, Онегин с нетерпением ждет вечера, чтобы поскорее увидеть Татьяну. Но наедине с ней он вновь чувствует неловкость. Появляются гости. Онегин занят только Татьяной. Таковы все люди: их влечет лишь запретный плод. Не оценив в свое время прелесть «девчонки нежной», Евгений влюбляется в неприступную и величавую «законода­тельницу» высшего света. Он неотступно следует за княгиней, но не может добиться внимания с её стороны. В отчаянье он пишет Татьяне страстное послание, где оправдывается за свою былую холодность и умоляет о взаимности. Но Онегин не получает ответа ни на это, ни на другие письма. При встречах Татьяна холодна и не замечает его. Онегин запирается в кабинете и принимается за чтение, но мысли постоянно уносят его в прошлое.

Однажды весенним утром Онегин оставляет свое заточение и отправляется к Татьяне. Княгиня одна читает какое-то письмо и тихо плачет. Сейчас в ней можно узнать прежнюю бедную Таню. Онегин падает к её ногам. Татьяна после долгого молчания обращается к Евгению: настала его очередь слушать. Когда-то он отверг любовь смиренной девочки. Зачем же преследовать её теперь? Потому ли, что она богата и знатна, что её позор принес бы Онегину «соблазни­тельную честь»? Татьяне чужды пышность, блеск светской жизни. Она была бы рада отдать все это за бедное жилище, за сад, где впервые она встретила Онегина. Но её судьба решена. Ей пришлось, уступив мольбам матери, выйти замуж. Татьяна признается, что любит Онегина. И все-таки он должен её оставить. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» - с этими словами она уходит. Евгений поражен. Внезапно появляется муж Татьяны…

Пересказала

Сочинение

При всем многообразии проблематики романа "Евгений Онегин" Пушкина занимал вопрос об идеальном герое, которого настойчиво искала русская литература начала века. Раздумья писателя нашли воплощение в главных героях романа — Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Действительно, с первых страниц произведения именно они выделяются на фоне суетной и блестящей жизни светского общества и медлительного застойного существования деревенских помещиков.

И Онегин, и Татьяна остро ощущают свое отчуждение от среды, в которой они вынуждены жить. Это выражается в том, что Татьяна "в семье своей родной казалась девочкой чужой", и в онегинской хандре. Значит, у Евгения и Татьяны есть черты, которые сближают их. Неудовлетворенность окружающей жизнью погружает их в прекрасный мир книг. В сентиментальных любовных романах Татьяна видит иную, яркую, интересную жизнь, которая так резко отличается от убогого мира гвоздиных, пустяковых и скотининых.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Пушкин дает подробное описание онегинской библиотеки, в которой нет места сентиментальным романам. Из художественной литературы Евгения привлекают романтические поэмы Байрона, так как эта литература стала очень популярной в среде столичной интеллигенции и, кроме того, герои байроновских поэм — мрачные, одинокие, разочарованные люди — были близки и понятны Онегину, ибо он нередко испытывал сходные чувства и настроения. Круг чтения Евгения — труды Смита, Гиббона, Гердера, Руссо — говорит о его интересе к серьезным экономическим, историческим и философским проблемам.

И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом и наблюдательностью. Наивная, неопытная девушка сразу увидела непохожесть Евгения на знакомых ей провинциальных помещиков, почувствовала незаурядность его натуры. Онегин с первого знакомства с Татьяной не позволял себе с ней пошлых заигрываний, как с Ольгой, потому что уважал ее чувства, ценил в ней искренность и чистоту.

Вообще все отношения Онегина и Татьяны проникнуты честностью и правдивостью. Татьяна пишет Евгению письмо, в котором признается в любви малознакомому человеку не только потому, что не может сдержать своих чувств, но и потому, что верит в его порядочность и благородство. Евгений отвечает ей "признаньем также без искусства". Герои честны друг с другом и во время последней встречи. Татьяна искренна не только в сфере личных отношений. Став "равнодушною княгиней", "законодательницей зал", в душе она остается прежней Татьяной, но условности петербургского света заставляют ее скрывать свои истинные чувства, в которых она откровенно признается Онегину:

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад...

В этих словах Татьяны проявляется самостоятельность и независимость ее суждений. Резко отрицательная оценка высшего света тоже роднит ее с Онегиным. Евгений не скрывает своего отношения ни к петербургской элите, ни к деревенским помещикам. В разговорах с Ленским он совершенно свободно подвергает все суду, даже уклоняется от общения с назойливыми соседями, не заботясь о том, какое о нем сложится мнение.

Но, обладая некоторыми сходными качествами, Онегин и Татьяна во многом различны меж собой. Онегинскому высокомерию и эгоизму противопоставляется душевная щедрость Татьяны. Эти качества героев ярче всего проявляются в любви. Онегин с юных лет усвоил "науку страсти нежной", которая подменила истинные чувства.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!

Постоянное притворство стало его второй натурой, глушило в душе способность искренне и сильно любить. Не это чувство проснулось в нем после пережитых страданий! Однако, добиваясь любви Татьяны-княгини, он думает прежде всего о себе.

Татьяна принадлежит к тем богатым и возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Она всецело отдается своему чувству, его сила и глубина оказываются выше общепринятой морали и условностей. Мотивы последнего поступка Татьяны можно трактовать по-разному. Но несомненно одно — отказаться от любимого человека ей велит сильно развитое чувство долга. Такая чистая и цельная натура, как Татьяна, просто не способна лгать и притвориться или обрести счастье ценой унижения и позора ни в чем не повинного человека — ее мужа. Значит, Татьяна в отличие от Евгения думает прежде всего о людях. А он, напротив, полностью погружен в собственный душевный мир. Многие его поступки продиктованы эгоизмом и себялюбием. Но, пожалуй, наиболее рельефно это проявляется в его отношениях с Ленским. Например, не заботясь о его чувствах, Евгений откровенно высказывает свое нелицеприятное мнение об Ольге. На именинах у Лариных он ухаживает за невестой Ленского, причиняя страдания не только другу, но и влюбленной в него девушке. Что заставляет его делать это? Прихоть, минутный каприз, который заканчивается трагедией. И произошло это только потому, что Евгений озабочен прежде всего репутацией среди загорецких, петушковых, буяновых, презираемых им.

По-разному относятся герои не только к людям, но и к природе, к русским национальным традициям. Онегин, воспитанный гувернерами-французами в шумной столичной суете, не способен чувствовать прелесть сельской природы, уважать язык и обычаи своего народа. Татьяна, выросшая среди привольных полей и дубрав, общаясь с народом (самым близким ей человеком была крепостная няня), на всю жизнь сохранила нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к "бедным поселянам".

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.

Природа здесь как бы оживает, придавая законченность внутреннему портрету Татьяны. Может быть, эта связь с родной природой, простонародным русским бытом наделяет героиню высокими нравственными качествами, придает прелесть и неповторимость ее облику и заставляет нас увидеть в Татьяне идеальный образ русской женщины.