Главная · Женские тайны · Кто руководит цирком на цветном бульваре. Максим Никулин: биография, семья, личная жизнь. Цирк на Цветном бульваре. Кузнецы всемирной славы цирка

Кто руководит цирком на цветном бульваре. Максим Никулин: биография, семья, личная жизнь. Цирк на Цветном бульваре. Кузнецы всемирной славы цирка

Московский цирк имени Юрия Никулина, расположенный на Цветном бульваре – это один из самых первых цирков в России. Здание его появилось на свет в 1880 году, и оно не просто живо по сей день: оно функционирует. Счастливый первый рубль, который был заработан цирком на Цветном, не просто хранил его, но и помогал преумножать богатство его владельцев, развивать таланты и навыки работников. Первый зритель вошел в это мистическое здание 20 октября 1880 года. Изначально зале было всего лишь пять рядов удобных кресел, были ложи, даже был построен бельэтаж. Для людей попроще были организованы вторые места на деревянных лавках и место для зрителей, наслаждающихся представлением стоя. На этих местах не было нумерации. В 1919 году он получил статус первого государственного цирка. Здание на Цветном бульваре неоднократно достраивалось, переделывалось, были организованы пристройки и приделы. Но в итоге он приобрел тот облик, который мы не можем увидеть сегодня. В 1985 году старинное здание было разрушено, а на его месте построено новое. Именно его мы и видим сегодня.

Как в старину, таки сегодня, цирк на Цветном бульваре всегда вел поиск чего-то нового: новых номеров, новых артистов, новых талантов, новых представлений.

Новый старый цирк на Цветном бульваре

Цирк на Цветном бульваре стал носить имя Юрия Никулина в 1996 году. Это было решено в честь 75-летнего юбилея величайшего артиста. Сегодня здание вмещает более 2 000 зрителей. Внутренняя часть цирка была спроектирована заново, стремясь сделать удобным нахождение в нем зверей, артистов, а также сделать комфортной работу всех артистов, в том числе и администрации.

Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 году, это здание на Цветном бульваре построила для цирка Альберта Саламонского контора купца Данилова. Говорят, первый рубль, вырученный за билет, Саламонский вставил в рамку и повесил в кассе. Когда 20 октября 1880 года цирк принял первых зрителей, там было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Потом здание не раз подстраивалось и достраивалось, но весь свой долгий век служило цирку.

Самые знаменитые артисты выступали на его манеже. Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильмямс Труцци со своими вышколенными лошадьми. Непревзойденные прыгуны Сосины. Первокалссные жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук. Грациозная танцовщица Марта Сур. Акробаты Океанос. Несравненные эквилибристки сестры Кох. Знаменитый "хитрец" Кио, завороживший всех мальчишек. Цирк прославили его знаменитые режиссеры, и каждый был неутомим в поиске. Арнольд Арнольд привел клоунов в таинственный аттракцион Кио. Борис Шахет заставил изящных танцовщиц сделать своими партнерами громадных корниловских слонов. Успеху цирка во многом способствовала работа в нем Художественного руководителя Ю.С.Юрского, который прогремел своими театрализованными парадами-прологами, главного режиссера М.С.Местечкина, режиссера-постановщика А.Г.Арнольда, директоров Н.С.Байкалова и А.В.Асанова.

Худоужественный руководитель студии циркового искусства Изяслав Немчинский создал на московском манеже подлинное откровение века - "Медвежий цирк" Валетниа Филатова. Марк Местечкин в одну прекрасную зиму заставил клоунов с наружного циркового балкона, или, как его называли в старину, рауса, распевать на весь Цветной бульвар озорные куплеты:

Цирки строили на рынке - Такова история.

Мы живем не по старинке - Рынок к нам пристроили.

Цирк на Цветном бульваре и в самом деле жил и работал не по старинке. Он все время вел поиск. Поиск новых номеров. Поиск новых спектаклей. Поиск новых имен. В 1919 году по декрету В.И.Ленина цирк был национализирован. Бывший цирк Саламонского стал первым государственным цирком.

Этот по-домашнему уютный цирк, где, как никогда часто, рождатся молодое, в разное время открывал нам имена дрессировщиков Сарвата и Ольги Бегбуди, эквилибристов Леонида Костюка и Алексея Сарача, жонглера Сергея Игнатова, воздушных гимнастов Надежду Дроздову, Валерия и Юрия Пантелеенко.

Можно сказать, что московский цирк уже давно стал постановочным, выпуская на цирковой конвейер новые номера, аттракционы, спектакли, большие пантомимы, специальные детские представления. Здесь в конце пятидесятых годов восстановили водяную пантомиму. Один за другим появились три спектакля - "Юность празднует" (1956), "Счастливого плавания" (1059), "Карнавал на Кубе" (1962). Здесь же надежно утвердились детские спектакли, которые как правило, идут в дни каникул.

И какой уважающий себя цирк обойдется без собственных клоунов! Здесь началась неувядаемая слава Карандаша. В те годы "Правда" давала объявления театральной Москвы. И каждый день лишь одна строка среди них была неизменной: "На манеже - Карандаш". Не единожды выступал в старом цирке "солнечный клоун" Олег Попов. В 1946 году была создана студия клоунады. Много ее питомцев вышло в разные года на манежи страны. Юрий Котов и Борис Романов. Леонид Куксо, Собачий Айболит Александр Попов, руководитель собачьего "хора" Сергей Боуслаев... На московском манеже засияла звезда Леонида Енгибарова, который называл себя заочным учеником Чарли Чаплина. Он вдохновенно показывал людям свои, похожие на сказки, мимические сценки. Его называли "клоуном с осенью в сердце".

Но бесспорно, самыми знаменитыми клоунами, которых московский цирк подарил свету, стали студийцы второго выпуска Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Иной раз только ради них люди брали билеты в цирк, не обращая особого внимания, кто еще значится в программке. Во время войны 1941-45 гг. цирк не прекращал свою работу. Работали номера, ставились новые программы. Особое место в постановках занимали трюковые эпизоды, связанные с военными действиями. На арене, в знаменитой пантомиме "Трое наших", происходили бои мотоциклистов, борьба за лошадь, акробатическая клоунада двух немецких солдат. В финале на манеж выезжал настоящий танк и давил вражеские доты. В клоунских репризах блестящего клоуна Карандаша в гротесково-сатирическом стиле высмеивались фашистские вояки.

В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. 13 августа 1985 г. состоялось последнее представление в старом здании цирка. Это представление стало грандиозным запоминающимся событием для всех москвичей. После этого старое здание было сломано.

19 октября 1987 года была произведена закладка первого камня для строительства нового здания, и туда же замурована капсула. А через несколько лет, 29 сентября 1989 г. состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой "Здравствуй, Старый цирк!" (режиссеры В.Крымко, Н.Маковская).

В июле 1996 г. Главным режиссером цирка был назначен Заслуженный деятель искусств Валентин Гнеушев. В декабре 1996 г. после 75-летнего юбилея Юрия Никулина цирку было присвоено имя "Московский цирк Никулина на Цветном бульваре". В августе 1997 г., после кончины Ю.В.Никулина, Генеральным директором был избран его сын Максим Никулин.

В новом здании цирка сейчас современное техническое оснащение, по-новому оборудованы административные кабинеты, гримерные, помещения для животных, словом, всю внутреннюю часть. Необыкновенно красивым стало новое зртительское фойе. Зрительный зал, лишь с небольшими изменениями, постарались воспроизвести также как он был до реконструкции. Сегодня Старый Московский цирк на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.

В одном из своих интервью он поделился тем, что, несмотря на то что в самом названии цирка можно усмотреть некий пренебрежительный подтекст, люди добровольно идут в эту профессию, оставаясь в ней навсегда и по 5-6 раз на дню рискуя собственной жизнью. Поэтому он с неким трепетом называет таких людей ненормальными, с неким отклонением от общепринятых норм. Они абсолютно сознательно живут в непрекращающемся экстриме, который получают не ради куража. Для них это просто любимая работа. Итак, Максим Никулин, сын великого и актёра, проработавшего много лет директором цирка на Цветном бульваре, Юрия Никулина.

Они с отцом старались сделать так, чтобы для зрителей стал настолько знакомым и даже родным, чтобы каждый из них мог сказать: «Да, это мой цирк».

Детство сына клоуна

В семью Татьяны Николаевны и Юрия Владимировича Никулиных пришла радость: 15 ноября 1956 года у них родился сын Максим. Хоть он и рос в семье очень знаменитых родителей, в школе учился самой обыкновенной. Как и остальные ребятишки, Максим мог похулиганить, получить двойку или даже разбить стекло в окне. И тогда педагоги применяли свой излюбленный прием против непослушного школьника: грозили, что напишут письмо папе на гастроли. Мальчик, конечно же, понимал, что они этого никогда не сделают хотя бы потому, что отец мотался по стране и писать, в общем-то, было некуда. Но все равно на всякий случай менял свое поведение в лучшую сторону.

Конечно же, Максим Никулин испытывал некоторую нехватку родительского тепла и внимания, ведь за целый год он видел папу и маму, если сложить все дни, когда они жили вместе, примерно пару месяцев. Уже будучи взрослым, он даже шутил по этому поводу, говоря, что родился, когда папа был на съемках, и ему еще повезло, что мама была рядом.

Мама

Татьяна Николаевна и Юрий Владимирович были рядом практически постоянно. И клоунессой она стала для того, чтобы и на работе быть вместе с супругом. Правда, это не единственная причина. Еще одним побудительным мотивом стало то, что Татьяне Владимировне это очень понравилось. Ведь цирк никогда и никого не может оставить равнодушным. Может либо совсем оттолкнуть, либо притянуть. Навсегда. А вот карьера была, как ни странно, второстепенным моментом. Да, понятно, что она не хотела расставаться с мужем надолго, потому что понимала: частые съемки и гастроли могут поколебать прочный фундамент их семьи.

Но была и оборотная сторона медали. Мнение мужа. Максим Никулин рассказывал, что папа, будучи очень одаренным и талантливым человеком, понимал, что из его жены никогда не получится великой, серьезной актрисы. Он ее сильно любил, уважал и ценил. Поэтому не мог допустить, чтобы мама стала весьма посредственной актрисой.

Папа

Рассказывая об отце, Никулин Максим Юрьевич с огромным уважением и особой теплотой вспоминает один случай. Когда он учился еще в начальной школе, то попал в больницу: у мальчика были довольно серьезные проблемы с почками. Максим пережил несколько операций, после одной из них он остался с единственной почкой. Лечили его целых 4 месяца. А врачи признавались потом, что было несколько дней, когда они не были уверены в том, что ребенок останется жив. Юрий Владимирович в эти месяцы был на гастролях. Ему приходилось ежедневно выходить на цирковой манеж и дарить зрителям улыбки.

И после каждого выступления, когда в зале можно было увидеть слезы от смеха на лицах людей, Никулин старший, уходя за кулисы, мчался к телефону, чтобы узнать, как там его сын, жив ли он. Это был очень сложный период в его жизни.

Продолжение папиной жизни

И сейчас, спустя восемнадцать лет после его смерти, Максим Никулин (в отличие от многих других разновозрастных деток знаменитых родителей) никогда не обижается, если журналисты больше спрашивают о его отце, а не о нем. Он отдает себе отчет в том, что не может быть равноценной, адекватной заменой знаменитому отцу.

С другой стороны, он убежден в том, что любой человек будет жив, пока о нем помнят. А поскольку и сегодня миллионы людей с неугасающим интересом смотрят фильмы с участием Юрия Никулина, пересматривают его цирковые выступления, читают в журналах и интернете его старые интервью и воспоминания о нем коллег и соратников, великий комик и актер продолжает жить.

Выбор профессии

Будучи «коверным ребенком», то есть, как говорят, родившимся в цирковых опилках, сын Никулина Максимпросто обязан был пойти по стопам родителей. Тем более что, будучи подростком, он дебютировал в фильме, входящем в сокровищницу советского кинематографа, «Бриллиантовой руке». И все же, имея перед глазами отца как величину, которой практически невозможно достичь, он не стал ни актером, ни клоуном. Максим не хотел становиться фальшивой копией своего отца. Да и потом, не было у него ни тяги к публичности, ни желания становиться актером. Да и свою профессию — журналистику — он выбрал по совету друга.

Трудовой путь

Первоначально Максим Никулин, биография которого практически с самого рождения интересовала поклонников таланта его отца, учился на дневном отделении, а позже перевелся на вечернее и решил искать интересную работу. То, что он нашел, подошло ему как нельзя лучше: «Московский Комсомолец», отличный молодой коллектив, чудная атмосфера, все готовы работать без выходных. Но с приходом нового главреда Максима сократили. Через два безработных месяца он устроился на должность младшего редактора на радио «Маяк». И до сих пор уверен, что время, проведенное там — не только серьезная, хорошая работа, но и полезный для него самого период, ведь с остальными сотрудниками он был обязан еженедельно присутствовать на занятиях по технике речи, на семинарах по русскому языку. Всему коллективу ставили голоса, обучали правильно и литературно говорить педагоги и дикторы. А ошибки, которые были допущены взрослыми учениками, разбирались потом на летучках. А сегодня Максим Юрьевич очень удивляется тому, что любой человек прямо с улицы может зайти в студию и сесть в эфирную студию, начав разговор с телезрителями.

С 1985 году он начал работать в «Останкино» спецкором. Чуть позже был комментатором, собкором, ведущим программ.

Несколько позже жизнь Максима Никулина повернулась так, что все-таки он пришел в цирк на Цветном бульваре.Убили заместителя директора цирка. решил, что не имеет права рисковать жизнями других людей и обратился с просьбой к сыну помочь ему на общественных началах в решении некоторых вопросов. Ведь он (Никулин-старший), как человек исключительно творческий, с трудом решал финансовые проблемы, включающие разные договоры, контракты, проекты. Постепенно Максим стал вполне сносно разбираться во всем цирковом делопроизводстве. А в 1994 году цирк на Цветном бульвареобрел нового директора-распорядителя. Максим, уходя с Первого канала, где он несколько лет вел утреннюю новостную программу «Время», официально попрощался со своими зрителями, объявив, что больше не будет вести эту передачу. С того времени он в цирке. А в 1997 году, после смерти своего отца, он стал генеральным директором и художественным руководителем

Семьи, жены, дети...

Наверное, на территории бывшего Советского Союза нет ни одного человека, который бы не знал фамилии Никулин. Когда люди слышат ее, у каждого в душе просыпаются очень теплые воспоминания и впечатления. Ведь Юрий Никулин — это доброе кино, радушно встречающий всех цирк, улыбки и доброта. Поэтому-то многих интересует и его сын - Максим Никулин.

Семья его создавалась целых три раза. Впервые он женился очень юным, в 18 лет. Правда, семейное счастье длилось недолго. Уже в 19 Максим опять поспешил в загс, но уже - чтобы разводиться. Вторая семья просуществовала несколько дольше. И в этом браке родилась дочь Максима Юрьевича. Но супругов это не спасло. Последовал развод. В третьем браке — с Марией Никулиной — появились на свет двое сыновей: Юра и Максим.

В XIX веке начинает пользоваться огромной популярностью искусство цирка. Помимо большого количества шапито в середине века, а конкретнее в 1853 году, в Москве возводится первое стационарное здание цирка. Находилось оно на Петровке и было деревянным. Следующее подобное здание сооружено на Воздвиженке в 1868 году.

Первый каменный

Старейшим и первым стационарным в столице является Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. История его создания такова. Потомственный цирковой артист, рожденный в Италии, - Альберт Саламанский (1839-1913), ставший успешным предпринимателем, открыл цирки в Берлине и Риге, в Дубулты (часть Юрмалы) и Одессе. И вот в середине осени 1880 года для москвичей распахнул свои гостеприимные врата нынешний Московский цирк на Цветном бульваре.

Архитектор Август Вебер построил специализированное здание. Открытие было пышным, выступали все цирковые звезды того времени: госпожа Труцци скакала на неоседланной лошади, гимнастка Генриетта ходила по проволоке, были гимнасты братья Паскали. Большая часть программы отводилась конным номерам.

Создатель и хозяин

Сам Саламанский выступал с 14 дрессированными лошадьми. Во второй части был показан балет о зимнем вечере, в котором на арене цирка катались на коньках и скатывались с ледяных горок на санках. Будучи директором и хозяином цирка, Саламанский старался привлечь в него и простой народ, хотя основными зрителями было московское купечество.

Стараниями директора в цирке проявились дневные представления для детей со специализированной программой. Цирк быстро стал очень популярным в Москве. Однако заведение Саламанского существовало в условиях жесткой конкуренции. Непосредственно рядом с ним, в здании нынешнего кинотеатра «Мир», располагался тоже пользующихся завидной популярностью цирк братьев Никитиных. Победил в борьбе за зрителя будущий старый-новый (так его называли москвичи) цирк Никулина.

Пристанище звезд во все времена

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре всегда славился артистами, выступавшими на его арене. До революции это были братья Дуровы, дуэт клоунов Бим-Бом. Вообще в цирке очень большое внимание уделялось именно клоунам, потому что, как утверждал основатель, цирк - не цирк, если люди в нем не смеются. Его арена помнит десятки талантливых клоунов - Козлова, Бабушкина, Высокинского. Многие сезоны здесь выступали Танти и Вельдман, Альперов и Бернардо, Красуцкие и Кристов. Их, конечно, знают только специалисты. А вот помнят очень многие, особенно люди старшего поколения.

Кузнецы всемирной славы цирка

Нынешний Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, еще не будучи таковым, прославился выступлениями таких мастеров своего дела, как Д. Альперов, Б. Вяткин, Л. Куксо, А.Е. Латышев (Антон и Антошка). И кто не знает таких всемирно известных клоунов, как Олег Попов, Карандаш, Юрий Никулин и выступавший с ним в паре Михаил Шуйдин, или Енгибаров Леонид, или великий

Это легенды цирка. Ведущим представление, или шпрехшталмейстером, долгие годы здесь служил Александр Борисович Буше, заслуженный артист РСФСР. Режиссерами, способствовавшими славе цирка, долгие годы работали Марк Местечкин и Арнольд Григорьевич Арнольд. Но целая эпоха в истории этого цирка связана с жизнью и деятельностью Юрия Владимировича Никулина, получившего при советской власти самые высокие знаки отличия за свою деятельность. Этим и многим другим объясняется его имя, возникшее в названии - Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.

Эпоха Никулина

Ю. Никулин обожал арену с детства, о чем говорят слова из его песни о старом цирке из детских снов, который стал судьбой и любовью на всю жизнь. Мечтая об актерской карьере, он в 1945 году поступил в училище клоунады при цирке на Цветном бульваре. С этого момента жизнь его была неразрывно связана с этим заведением. Два с половиной года он работал у очень известного клоуна Карандаша, популярность которого увековечена в советских мультфильмах. Юрий Никулин ассистировал ему вместе с Михаилом Шуйдиным, с которым позднее образовал знаменитый дуэт, просуществовавший много лет - с 1950 по 1981 год. Репризы, скетчи и пантомимы дуэта вошли в золотой фонд отечественного цирка. Юрий Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет.

Всенародный любимец

Популярность этого артиста зашкаливала. Ю.В. Никулина знали и любили все жители Советского Союза. Узнаваемый и неповторимый актер, за плечами которого было много блестящих ролей в кино, гениальный рассказчик и ведущий популярной телепередачи «Белый попугай», с 1981 года главный режиссер, с 1982 года художественный руководитель и директор своего родного цирка. Под его руководством выпускались новые, ставшие всемирно известными постановки, приглашались лучшие в этом жанре артисты с необычными, невиданными ранее аттракционами. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре становится отечественной легендой.

Новое здание цирка

Молодые выпускники училища при цирке на Цветном бульваре оттачивали здесь свое мастерство. Очень большим успехом Юрия Владимировича на директорском посту нужно считать получение нового здания. Оно возводилось взамен обветшалого, столетнего, на арене которого 13-го числа августа-месяца 85 года прошлого века было дано последнее представление. А 29.09.1989 г. программой «Здравствуй, Старый цирк!» было открыто новое уникальное здание, соответствующее всем современным параметрам.

В 1996 году, в день празднования 75-летия великого маэстро, заведение, которому он отдал свою любовь и свою жизнь, получило его имя и стало носить название Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Фото современного здания этого любимого многими поколениями москвичей учреждения прилагается.

Публикации раздела Театры

Коренной москвич с Цветного бульвара

Ф окусники и дрессировщики, жонглеры и наездники, акробаты и клоуны. В 1880 году в Москве появился целый новый мир. Круг манежа и, словно лучи, ряды кресел в зрительном зале. На месте балаганов близ цветочного рынка открылся цирк. Не первый в Москве, но с самых своих первых представлений ставший любимым. Наталья Летникова собрала 10 фактов из истории первого государственного цирка СССР.

От балаганов - к цирковому искусству . У московского цирка на Цветном бульваре - итальянские корни. Открыл один из первых успешных стационарных цирков в Москве итальянец, потомственный цирковой артист Альберт Саламонский. Изначально как часть международного проекта. «Родные братья» цирка на Цветном были разбросаны по Европе: в Берлине, Одессе, Риге.

Цирк Саламонского на Цветном бульваре. Фотография: mos-open.ru

Цирк на Цветном бульваре. 1947 год. Фотография: retromap.ru

Цирк на Цветном бульваре. 1965 год. Фотография: russkiymir.ru

Знаменитое здание цирка - работа архитектора Августа Вебера. Выпускник Венской академии изобразительных искусств в Москве строил много - Дом актера , некогда Катковский лицей - ныне Дипломатическая академия МИД, Уголок дедушки Дурова . Цирк Саламонского Вебер строил на деньги купца Данилова. К слову, и первая публика новой зрелищной площадки состояла в основном из представителей купеческого сословия.

Цирковое место . На Цветочном рынке в Москве традиционно разворачивали цирковые балаганы. Место привычное. До начала строительства у Саламонского не было ни копейки - строил в кредит. После открытия предусмотрел партер и ложи и самые демократичные места - стоячую галерку, куда билет стоил копейки. Первый вырученный рубль Саламонский повесил у кассы в рамочку - на удачу, и цирковая фортуна не подвела.

Цирк стал миром детства . С легкой руки Саламонского на цирковой арене появились детские воскресные спектакли - утренники. Специальное ходатайство уверяло, что «программы будут приноравливаться к детскому пониманию». Специально для юного зрителя на Рождество устраивались цирковые новогодние елки с подарками, балеты и пантомимы. Одна из самых популярных, «Фея кукол», вышла в 1895 году.

Декрет… о цирке . В 1913 году цирковой блеск померк вместе со смертью Саламонского, спустя шесть лет цирк на Цветном стал первым государственным. Документ был подписан Лениным. Под крыло молодой республики труппа попала не в лучшем виде. В первые годы советской власти артисты голодали и даже выступали на улицах. Новый репертуар доказал: «советский цирк умеет делать чудеса». В создании реприз участвовал сам Маяковский .

Юрий Никулин, Михаил Шуйдин, Дмитрий Альперов. Сцена «Бревно». 1981 год. Фотография: moiarussia.ru

Юрий Никулин и Михаил Шуйдин на арене цирка. Фотография: tverigrad.ru

Юрий Никулин и Михаил Шуйдин на арене цирка. 1958 год. Фотография: coollib.com

«На манеже - Карандаш» - писала «Правда» в объявлениях о жизни театральной Москвы. Народный артист СССР Михаил Румянцев с неизменным спутником скотчтерьером Кляксой вышел на арену цирка на Цветном в 1936 году и проработал полвека. Вывел на манеж Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, составивших знаменитый на всю страну клоунский дуэт. Помнит арена и «солнечного клоуна» Олега Попова, и клоуна с «осенью в сердце» Леонида Енгибарова.

Память поколений . В фойе цирка есть памятный знак - в 1941 году прямо с арены ушел на фронт ансамбль донских казаков. Артисты не только прошли всю войну, но и дошли до Берлина. В самом же цирке представления не прекращались. Знаменитая пантомима «Трое наших», бои мотоциклистов, акробатическая клоунада, и в финале - на манеже танк давил «вражеские доты». В цирке на Цветном как могли поднимали боевой дух.

Цирк Юрия Никулина . Любимый артист после войны окончил училище клоунады, на протяжении 30 лет работал в знаменитом дуэте с Михаилом Шуйдиным, а в 1982 году возглавил родной цирк. Цирковые гастроли не дали актеру сыграть многие роли - к примеру, Юрия Деточкина в картине «Берегись автомобиля» . Зато с легкой руки клоуна Никулина появилась короткометражка «Самогонщики» . Интермедию, разыгранную на арене, Юрий Владимирович предложил Гайдаю . Идея понравилась и попала на экран.

Новое здание старого цирка. Отслужив цирковому искусству один век и пять лет, здание Августа Вебера потребовало модернизации. Дом под номером 13 с 13-метровой ареной после представления 13 августа 1985 года был сломан. «Здравствуй, старый цирк» - новой программой сказали артисты на Цветном уже в 1989 году. Технический прогресс затронул начинку здания, внешний вид зрительного зала постарались сохранить в историческом виде.
Кино и цирк - на Цветном соединились в памятнике Юрию Никулину работы скульптора Александра Рукавишникова. Никулин в клоунских ботинках и шляпе канотье - у знаменитого кабриолета, блиставшего в кинокомедии «Кавказская пленница» . Бронзовая машина «на вечной стоянке» у дверей цирка. Могла быть цирковая трапеция или опускающийся занавес, но в бронзе скульптор воплотил идею единения цирка и кино. Все как в жизни самого Юрия Никулина. Имя которого носит цирк на Цветном с 1996 года.