Главная · Женские тайны · Чем руководил юрий никулин театром или цирком. Цирк никулина на цветном бульваре - один из самых старых цирков страны. Репертуар и зрительный зал

Чем руководил юрий никулин театром или цирком. Цирк никулина на цветном бульваре - один из самых старых цирков страны. Репертуар и зрительный зал

20 октября 1880 г. 136 лет назад Московский цирк на Цветном бульваре принял первых зрителей

В XIX веке начинает пользоваться огромной популярностью искусство цирка. Помимо большого количества шапито в середине века, а конкретнее в 1853 году, в Москве возводится первое стационарное здание цирка. Находилось оно на Петровке и было деревянным. Следующее подобное здание сооружено на Воздвиженке в 1868 году.

Альберт Саламонский показывает лучшего коня своего цирка.

Первый каменный

Старейшим и первым стационарным в столице является Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. История его создания такова. Потомственный цирковой артист, рожденный в Италии, - Альберт Саламанский (1839-1913), ставший успешным предпринимателем, открыл цирки в Берлине и Риге, в Дубулты (часть Юрмалы) и Одессе. И вот в середине осени 1880 года для москвичей распахнул свои гостеприимные врата нынешний Московский цирк на Цветном бульваре.

Архитектор Август Вебер построил специализированное здание. Открытие было пышным, выступали все цирковые звезды того времени: госпожа Труцци скакала на неоседланной лошади, гимнастка Генриетта ходила по проволоке, были гимнасты братья Паскали. Большая часть программы отводилась конным номерам.

Дуровы - это одна из самых известных "цирковых" семей, прославившихся ещё в 18 веке.

Владимир и Анатолий Дуровы. Клоунада и дрессировка животных- вот на чём основывались тогдашние выступления.

Создатель и хозяин

Сам Саламанский выступал с 14 дрессированными лошадьми. Во второй части был показан балет о зимнем вечере, в котором на арене цирка катались на коньках и скатывались с ледяных горок на санках. Будучи директором и хозяином цирка, Саламанский старался привлечь в него и простой народ, хотя основными зрителями было московское купечество.


Стараниями директора в цирке проявились дневные представления для детей со специализированной программой. Цирк быстро стал очень популярным в Москве. Однако заведение Саламанского существовало в условиях жесткой конкуренции. Непосредственно рядом с ним, в здании нынешнего кинотеатра «Мир», располагался тоже пользующихся завидной популярностью цирк братьев Никитиных. Победил в борьбе за зрителя будущий старый-новый (так его называли москвичи) цирк Никулина.

Пристанище звезд во все времена

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре всегда славился артистами, выступавшими на его арене. До революции это были братья Дуровы, дуэт клоунов Бим-Бом.


Вообще в цирке очень большое внимание уделялось именно клоунам, потому что, как утверждал основатель, цирк - не цирк, если люди в нем не смеются. Его арена помнит десятки талантливых клоунов - Козлова, Бабушкина, Высокинского. Многие сезоны здесь выступали Танти и Вельдман, Альперов и Бернардо, Красуцкие и Кристов. Их, конечно, знают только специалисты. А вот советских клоунов помнят очень многие, особенно люди старшего поколения.


Кузнецы всемирной славы цирка


Нынешний Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, еще не будучи таковым, прославился выступлениями таких мастеров своего дела, как Д. Альперов, Б. Вяткин, Л. Куксо, А.Е. Латышев (Антон и Антошка). И кто не знает таких всемирно известных клоунов, как Олег Попов, Карандаш, Юрий Никулин и выступавший с ним в паре Михаил Шуйдин, или Енгибаров Леонид, или великий Юрий Куклачев?

Это легенды цирка. Ведущим представление, или шпрехшталмейстером, долгие годы здесь служил Александр Борисович Буше, заслуженный артист РСФСР. Режиссерами, способствовавшими славе цирка, долгие годы работали Марк Местечкин и Арнольд Григорьевич Арнольд. Но целая эпоха в истории этого цирка связана с жизнью и деятельностью Юрия Владимировича Никулина, получившего при советской власти самые высокие знаки отличия за свою деятельность. Этим и многим другим объясняется его имя, возникшее в названии - Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.


Эпоха Никулина

Ю. Никулин обожал арену с детства, о чем говорят слова из его песни о старом цирке из детских снов, который стал судьбой и любовью на всю жизнь. Мечтая об актерской карьере, он в 1945 году поступил в училище клоунады при цирке на Цветном бульваре. С этого момента жизнь его была неразрывно связана с этим заведением. Два с половиной года он работал у очень известного клоуна Карандаша, популярность которого увековечена в советских мультфильмах. Юрий Никулин ассистировал ему вместе с Михаилом Шуйдиным, с которым позднее образовал знаменитый дуэт, просуществовавший много лет - с 1950 по 1981 год. Репризы, скетчи и пантомимы дуэта вошли в золотой фонд отечественного цирка. Юрий Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет.

Всенародный любимец

Популярность этого артиста зашкаливала. Ю.В. Никулина знали и любили все жители Советского Союза. Узнаваемый и неповторимый актер, за плечами которого было много блестящих ролей в кино, гениальный рассказчик и ведущий популярной телепередачи «Белый попугай», с 1981 года главный режиссер, с 1982 года художественный руководитель и директор своего родного цирка. Под его руководством выпускались новые, ставшие всемирно известными постановки, приглашались лучшие в этом жанре артисты с необычными, невиданными ранее аттракционами. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре становится отечественной легендой.

Новое здание цирка

Молодые выпускники училища при цирке на Цветном бульваре оттачивали здесь свое мастерство. Очень большим успехом Юрия Владимировича на директорском посту нужно считать получение разрешения на строительство нового здания. Оно возводилось взамен обветшалого, столетнего, на арене которого 13-го числа августа-месяца 85 года прошлого века было дано последнее представление. А 29.09.1989 г. программой «Здравствуй, Старый цирк!» было открыто новое уникальное здание, соответствующее всем современным параметрам.


В 1996 году, в день празднования 75-летия великого маэстро, заведение, которому он отдал свою любовь и свою жизнь, получило его имя и стало носить название Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Фото современного здания этого любимого многими поколениями москвичей учреждения прилагается.

Актер и цирковой деятель Юрий Никулин – это человек, чье имя навсегда неразрывно связано с советским кинематографом, ставший легендой еще при жизни. Он обладал врожденным талантом смешить людей, а потому чаще всего появлялся на экране в образе комедийных персонажей. Однако драматические роли также отлично давались актеру. Прошло уже много лет с тех пор, как актера не стало, но в сердцах миллионов поклонников он все еще жив – ведь живы его роли в многочисленных фильмах, которые мы пересматриваем – это комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука , «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и многие другие.

Детство и юность

Будущий великий актер появился на свет 18 декабря 1921 года в небольшом городке Демидов Смоленской области. Его отец Владимир Андреевич (1898 г.р.), москвич и юрист по образованию, после революции ушел в армию, служил под Смоленском, где жила его родня. Незадолго до конца службы он познакомился с актрисой местного драматического театра Лидией Ивановной (1902 г.р.). Они поженились, молодой человек устроился в тот же театр актером. Позже он основал мобильный театр «Теревьюм», что значило «театр революционного юмора».


Когда мальчику стукнуло 4, семья переехала в Москву – в 15-й дом Токмакова переулка. Глава семейства занялся литературной деятельностью: писал программы для эстрадных номеров, работал журналистом. Лидия Ивановна не работала, занималась домашним хозяйством. Два раза в неделю Никулины обязательно ходили в театр, после чего беседовали об увиденном.


В 1929 году мальчик отправился в первый класс. Особого интереса к учебе он не проявлял, но с удовольствием играл в школьном драмкружке, которым руководил его отец. На этой сцене Юра получил свой первый актерский опыт. Также он пробовал себя и в писательстве. Однажды написанный им рассказ получил второе место в районном конкурсе. Призом была встреча с Аркадием Гайдаром, но из-за ангины Юра не смог прийти. А когда в 15 лет он увидел фильм «Новые времена» с Чарли Чаплиным , то заболел кинематографом.


В 1939 году Юрий окончил школу, но аттестата зрелости не получил – завалил черчение. Позже он все-таки сдал экзамен, а осенью, согласно указу о всеобщей воинской повинности, ушел в армию.

Жизнь на фронте

Часть, где служил Никулин, располагалась под Ленинградом. Первое время тощий высокий нескладный паренек в шинели не по размеру был причиной всеобщего веселья, но новобранец умел смеяться над собой, поэтому издевки быстро прекратились. Каждую неделю ему приходило множество писем от родителей и другой родни – столько не писали ни одному солдату в роте.


Прошел всего месяц армейской жизни Никулина, как началась Финская война. Юрий написал заявление: «Хочу идти в бой добровольцем». Впереди было 7 долгих лет в солдатских сапогах, шинели, с оружием в руках. В марте 1940 военные действия с северным соседом завершились, но военная подготовка, учения, занятия по политинформации продолжались. А потом наступило 22 июня 1941 года. Первые два года войны Никулин сражался в составе 115-го зенитного-артиллерийского полка, заслужил звание старшего сержанта. После госпитализации из-за воспаления легких его перевели в другой полк, но в новое местно назначения Никулин так и не прибыл – по дороге его контузило разорвавшимся снарядом. Оправившись от травмы, Юрий прибыл в 72-й зенитный дивизион неподалеку от Колпино.

Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как этот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне все спокойно.

Только 18 мая 1946 года, через год после окончания войны, Юрий демобилизовался из армии. Воспоминания о голоде, холоде, убитых товарищах. Однако пережитые моменты лишь утвердили его тягу к жизни и решимость в выборе дальнейшего жизненного пути.

Никулин и цирк

После демобилизации Никулин подал документы во ВГИК, однако на финальном этапе получил отказ. Вступительная комиссия сочла его недостаточно красивым для кино и посоветовала поступать в театральное училище. Но ни в ГИТИС, ни в «Щепку» его не взяли, как и в несколько училищ рангом пониже. Он уже было опустил руки, но вспомнил совет, который ему дал во время прослушивания в ГИТИС на тот момент еще начинающий режиссер Анатолий Эфрос, предложивший абитуриенту в случае провала попытать счастья в театральной студии Ногинского театра. Совет помог – руководитель театра Константин Воинов что-то разглядел в Никулине и принял его.


Однако уже в сентябре Юра загорелся новой идеей – его поманил своими яркими огнями цирк. Мама сомневалась – театр казался ей делом куда более благородным, но отец, видевший свое очарование в профессии циркового артиста, дал добро. В цирковую студию при Московском цирке, наставником в которой был знаменитый клоун Карандаш, Никулин поступил без проблем, окончил ее в 1948 году с дипломом клоуна. На «большой арене» он сперва выступал в дуэте с приятелем Борисом Романовым. Первые сценки для юных артистов писал отец Никулина.


Вскоре Романов ушел из цирка. Новым партнером Никулина стал Михаил Шуйдин. Товарищи вместе выходили на сцену на протяжении 30 долгих лет.

Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Миниатюра «Лошадки»

В 1950 году Никулин покинул труппу Карандаша, так как его верный напарник Шуйдин начал конфликтовать с начальником. Оба попросту устали от агрессивного капризного Румянцева, который мог в любой момент сорваться на своих подчиненных. А всего год спустя дуэт вместе со сценкой «Маленький Пьер», написанной отцом Юрия, впервые побывал за границей. По сюжету маленький мальчик-француз расклеивал оппозиционные листовки, а незадачливые полицейские в исполнении Никулина и Шуйдина его ловили. Успех дуэта выводил из себя их бывшего работодателя.

Первые роли в кино

В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля.

Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.


В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов . Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому .

Знакомство с Гайдаем

Но нет худа без добра. В те дни одно из представлений Никулина посетил Георгий Вицин . Чуть не надорвав живот от смеха, на следующий день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю , снимавшему короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях пса и троицы преступников – Труса, Балбеса и Бывалого. Изначально Балбеса должен был играть Сергей Филиппов, но он уехал на гастроли с театром. Стоило Гайдаю увидеть Никулина, как он тут же произнес: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то что надо».


Фильм рассказывал историю браконьеров, надумавших оглушить рыбу динамитом. На их беду с динамитной шашкой решил поиграть пёс, каждый раз приносивший ее обратно троице. После премьеры короткометражки в составе киноальманаха «Совершенно серьезно» троица Вицин – Никулин – Моргунов необычайно полюбилась советскому зрителю, и в 1962 году последовало продолжение «Самогонщики». На этот раз криминальные элементы решили заработать на изготовлении самогона, но появившийся в их лесном домике пес вновь спутал все карты.


В промежутке между короткометражками Гайдая Никулин сыграл главную роль в драме «Когда деревья были большими» и доказал, что способен на драматические роли. Он играл Кузьму Иорданова, спившегося после смерти супруги человека, решившего усыновить сироту. Примечательно, что режиссер картины до этого не видел ни одной роли Никулина, но смотрел его представления в цирке. А в процессе работы над фильмом было решено снабдить Никулина бородой для пущего попадания в образ. Так к своему сорокалетию Никулин, уже завоевавший статус признанной цирковой звезды, стал еще и звездой кинематографа.


После этого последовали второстепенные, но яркие роли: в фильме Александра Митты «Без страха и упрека» он сыграл по сути самого себя – клоуна, в комедии Гайдая «Деловые люди» сыграл грабителя в новелле «Родственные души». Никулин принимал участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»).

Юрий Никулин в киножурнале «Фитиль» («Влип», 1962)

После этого предложения о съемках стали поступать цирковому артисту регулярно. Картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Они сражались за Родину», а также многие другие стали классикой советского кинематографа и до сих пор являются любимыми лентами для миллионов людей во всех уголках бывшего СССР. Благодаря своим ролям в кино Юрий Никулин стал популярен во всех республиках Советского союза, а также получил бессчетное количество самых разных наград, включая звание Народного артиста СССР в 1973.

Никулин в новую эпоху

В 80-е Никулин почти не снимался. Исключением стала школьная драма Ролана Быкова «Чучело» с юной Кристиной Орбакайте , где актер предстал в образе нелюдимого дедушки главной героини. Последней ролью Никулина в кино стал директор цирка (и закадровый голос) в фильме «Капитан Крокус» 1991 года.


В начале девяностых Юрий Владимирович отметился в качестве телеведущего. В период с 1993 по 1997-й он вел юмористическую передачу «Белый попугай» на канале ОРТ, а также являлся постоянным участником проекта «В нашу гавань заходили корабли».

«Белый попугай» с Юрием Никулиным

Также Юрий Никулин написал несколько автобиографий и выступил как составитель сборников анекдотов. Самые популярные у читателей произведения артиста – мемуары «Почти серьезно» и «Семь долгих лет». Первая книга рассказывает об изнанке кинематографа, вторая – о фронтовых годах актера.

Личная жизнь Юрия Никулина

Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.


Зимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение.


Нина Гребешкова, одноклассница Татьяны, была удивлена, когда увидела Никулина рядом со своей школьной подругой – ей было странным, что такая красивая женщина выбрала такого неказистого спутника жизни. И даже не подозревала, что будет играть его жену в «Бриллиантовой руке». Самой же Татьяне внешность супруга была не важна – Юрий с первых минут знакомства покорил ее своей харизмой и обаянием.


Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)

Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.


Смерть и память

Изматывающий график подточил здоровье артиста. К 70 годам у него был диабет, проблемы с сосудами и печенью, боли в легких. Летом 1997 года к этому перечню добавилась невыносимая боль в сердце. Обследование показало закупорку главных сердечных сосудов. Актера начали готовить к операции, которая из-за множества осложнений обещала стать нелегким испытанием и для врачей, и для Никулина. Впрочем, на операцию артист шел с легким сердцем.


До какого-то момента шло хорошо, но перед самым финалом произошло то, чего больше всего боялись врачи – сердце народного кумира остановилось. Его удалось запустить, но около получаса Юрий пребывал в состоянии клинической смерти. Полчаса на грани жизни и смерти – начали отказывать внутренние органы. Следующие 16 дней врачи сражались за жизнь Никулина, но 21 августа, в 10 утра, его сердце остановилось навсегда. На панихиду по актеру пришли тысячи людей, включая президента Бориса Ельцина . Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.


В память о великом артисте в разных городах России установлены мемориальные доски и памятники в его честь. В частности таковые можно встретить в Хабаровске, Курске, Иркутске, Сочи и в родном для актера городе Демидове. В его честь назван цирк на Цветном бульваре, с которым долгое время была связана жизнь и судьба актера. Имя Юрия Никулина носит также теплоход, приписанный к порту Ростова-на-Дону.

Московский цирк имени Юрия Никулина, расположенный на Цветном бульваре – это один из самых первых цирков в России. Здание его появилось на свет в 1880 году, и оно не просто живо по сей день: оно функционирует. Счастливый первый рубль, который был заработан цирком на Цветном, не просто хранил его, но и помогал преумножать богатство его владельцев, развивать таланты и навыки работников. Первый зритель вошел в это мистическое здание 20 октября 1880 года. Изначально зале было всего лишь пять рядов удобных кресел, были ложи, даже был построен бельэтаж. Для людей попроще были организованы вторые места на деревянных лавках и место для зрителей, наслаждающихся представлением стоя. На этих местах не было нумерации. В 1919 году он получил статус первого государственного цирка. Здание на Цветном бульваре неоднократно достраивалось, переделывалось, были организованы пристройки и приделы. Но в итоге он приобрел тот облик, который мы не можем увидеть сегодня. В 1985 году старинное здание было разрушено, а на его месте построено новое. Именно его мы и видим сегодня.

Как в старину, таки сегодня, цирк на Цветном бульваре всегда вел поиск чего-то нового: новых номеров, новых артистов, новых талантов, новых представлений.

Новый старый цирк на Цветном бульваре

Цирк на Цветном бульваре стал носить имя Юрия Никулина в 1996 году. Это было решено в честь 75-летнего юбилея величайшего артиста. Сегодня здание вмещает более 2 000 зрителей. Внутренняя часть цирка была спроектирована заново, стремясь сделать удобным нахождение в нем зверей, артистов, а также сделать комфортной работу всех артистов, в том числе и администрации.

В XIX веке начинает пользоваться огромной популярностью искусство цирка. Помимо большого количества шапито в середине века, а конкретнее в 1853 году, в Москве возводится первое стационарное здание цирка. Находилось оно на Петровке и было деревянным. Следующее подобное здание сооружено на Воздвиженке в 1868 году.

Первый каменный

Старейшим и первым стационарным в столице является Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. История его создания такова. Потомственный цирковой артист, рожденный в Италии, - Альберт Саламанский (1839-1913), ставший успешным предпринимателем, открыл цирки в Берлине и Риге, в Дубулты (часть Юрмалы) и Одессе. И вот в середине осени 1880 года для москвичей распахнул свои гостеприимные врата нынешний Московский цирк на Цветном бульваре.

Архитектор Август Вебер построил специализированное здание. Открытие было пышным, выступали все цирковые звезды того времени: госпожа Труцци скакала на неоседланной лошади, гимнастка Генриетта ходила по проволоке, были гимнасты братья Паскали. Большая часть программы отводилась конным номерам.

Создатель и хозяин

Сам Саламанский выступал с 14 дрессированными лошадьми. Во второй части был показан балет о зимнем вечере, в котором на арене цирка катались на коньках и скатывались с ледяных горок на санках. Будучи директором и хозяином цирка, Саламанский старался привлечь в него и простой народ, хотя основными зрителями было московское купечество.

Стараниями директора в цирке проявились дневные представления для детей со специализированной программой. Цирк быстро стал очень популярным в Москве. Однако заведение Саламанского существовало в условиях жесткой конкуренции. Непосредственно рядом с ним, в здании нынешнего кинотеатра «Мир», располагался тоже пользующихся завидной популярностью цирк братьев Никитиных. Победил в борьбе за зрителя будущий старый-новый (так его называли москвичи) цирк Никулина.

Пристанище звезд во все времена

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре всегда славился артистами, выступавшими на его арене. До революции это были братья Дуровы, дуэт клоунов Бим-Бом. Вообще в цирке очень большое внимание уделялось именно клоунам, потому что, как утверждал основатель, цирк - не цирк, если люди в нем не смеются. Его арена помнит десятки талантливых клоунов - Козлова, Бабушкина, Высокинского. Многие сезоны здесь выступали Танти и Вельдман, Альперов и Бернардо, Красуцкие и Кристов. Их, конечно, знают только специалисты. А вот помнят очень многие, особенно люди старшего поколения.

Кузнецы всемирной славы цирка

Нынешний Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, еще не будучи таковым, прославился выступлениями таких мастеров своего дела, как Д. Альперов, Б. Вяткин, Л. Куксо, А.Е. Латышев (Антон и Антошка). И кто не знает таких всемирно известных клоунов, как Олег Попов, Карандаш, Юрий Никулин и выступавший с ним в паре Михаил Шуйдин, или Енгибаров Леонид, или великий

Это легенды цирка. Ведущим представление, или шпрехшталмейстером, долгие годы здесь служил Александр Борисович Буше, заслуженный артист РСФСР. Режиссерами, способствовавшими славе цирка, долгие годы работали Марк Местечкин и Арнольд Григорьевич Арнольд. Но целая эпоха в истории этого цирка связана с жизнью и деятельностью Юрия Владимировича Никулина, получившего при советской власти самые высокие знаки отличия за свою деятельность. Этим и многим другим объясняется его имя, возникшее в названии - Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.

Эпоха Никулина

Ю. Никулин обожал арену с детства, о чем говорят слова из его песни о старом цирке из детских снов, который стал судьбой и любовью на всю жизнь. Мечтая об актерской карьере, он в 1945 году поступил в училище клоунады при цирке на Цветном бульваре. С этого момента жизнь его была неразрывно связана с этим заведением. Два с половиной года он работал у очень известного клоуна Карандаша, популярность которого увековечена в советских мультфильмах. Юрий Никулин ассистировал ему вместе с Михаилом Шуйдиным, с которым позднее образовал знаменитый дуэт, просуществовавший много лет - с 1950 по 1981 год. Репризы, скетчи и пантомимы дуэта вошли в золотой фонд отечественного цирка. Юрий Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет.

Всенародный любимец

Популярность этого артиста зашкаливала. Ю.В. Никулина знали и любили все жители Советского Союза. Узнаваемый и неповторимый актер, за плечами которого было много блестящих ролей в кино, гениальный рассказчик и ведущий популярной телепередачи «Белый попугай», с 1981 года главный режиссер, с 1982 года художественный руководитель и директор своего родного цирка. Под его руководством выпускались новые, ставшие всемирно известными постановки, приглашались лучшие в этом жанре артисты с необычными, невиданными ранее аттракционами. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре становится отечественной легендой.

Новое здание цирка

Молодые выпускники училища при цирке на Цветном бульваре оттачивали здесь свое мастерство. Очень большим успехом Юрия Владимировича на директорском посту нужно считать получение нового здания. Оно возводилось взамен обветшалого, столетнего, на арене которого 13-го числа августа-месяца 85 года прошлого века было дано последнее представление. А 29.09.1989 г. программой «Здравствуй, Старый цирк!» было открыто новое уникальное здание, соответствующее всем современным параметрам.

В 1996 году, в день празднования 75-летия великого маэстро, заведение, которому он отдал свою любовь и свою жизнь, получило его имя и стало носить название Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Фото современного здания этого любимого многими поколениями москвичей учреждения прилагается.

В одном из своих интервью он поделился тем, что, несмотря на то что в самом названии цирка можно усмотреть некий пренебрежительный подтекст, люди добровольно идут в эту профессию, оставаясь в ней навсегда и по 5-6 раз на дню рискуя собственной жизнью. Поэтому он с неким трепетом называет таких людей ненормальными, с неким отклонением от общепринятых норм. Они абсолютно сознательно живут в непрекращающемся экстриме, который получают не ради куража. Для них это просто любимая работа. Итак, Максим Никулин, сын великого и актёра, проработавшего много лет директором цирка на Цветном бульваре, Юрия Никулина.

Они с отцом старались сделать так, чтобы для зрителей стал настолько знакомым и даже родным, чтобы каждый из них мог сказать: «Да, это мой цирк».

Детство сына клоуна

В семью Татьяны Николаевны и Юрия Владимировича Никулиных пришла радость: 15 ноября 1956 года у них родился сын Максим. Хоть он и рос в семье очень знаменитых родителей, в школе учился самой обыкновенной. Как и остальные ребятишки, Максим мог похулиганить, получить двойку или даже разбить стекло в окне. И тогда педагоги применяли свой излюбленный прием против непослушного школьника: грозили, что напишут письмо папе на гастроли. Мальчик, конечно же, понимал, что они этого никогда не сделают хотя бы потому, что отец мотался по стране и писать, в общем-то, было некуда. Но все равно на всякий случай менял свое поведение в лучшую сторону.

Конечно же, Максим Никулин испытывал некоторую нехватку родительского тепла и внимания, ведь за целый год он видел папу и маму, если сложить все дни, когда они жили вместе, примерно пару месяцев. Уже будучи взрослым, он даже шутил по этому поводу, говоря, что родился, когда папа был на съемках, и ему еще повезло, что мама была рядом.

Мама

Татьяна Николаевна и Юрий Владимирович были рядом практически постоянно. И клоунессой она стала для того, чтобы и на работе быть вместе с супругом. Правда, это не единственная причина. Еще одним побудительным мотивом стало то, что Татьяне Владимировне это очень понравилось. Ведь цирк никогда и никого не может оставить равнодушным. Может либо совсем оттолкнуть, либо притянуть. Навсегда. А вот карьера была, как ни странно, второстепенным моментом. Да, понятно, что она не хотела расставаться с мужем надолго, потому что понимала: частые съемки и гастроли могут поколебать прочный фундамент их семьи.

Но была и оборотная сторона медали. Мнение мужа. Максим Никулин рассказывал, что папа, будучи очень одаренным и талантливым человеком, понимал, что из его жены никогда не получится великой, серьезной актрисы. Он ее сильно любил, уважал и ценил. Поэтому не мог допустить, чтобы мама стала весьма посредственной актрисой.

Папа

Рассказывая об отце, Никулин Максим Юрьевич с огромным уважением и особой теплотой вспоминает один случай. Когда он учился еще в начальной школе, то попал в больницу: у мальчика были довольно серьезные проблемы с почками. Максим пережил несколько операций, после одной из них он остался с единственной почкой. Лечили его целых 4 месяца. А врачи признавались потом, что было несколько дней, когда они не были уверены в том, что ребенок останется жив. Юрий Владимирович в эти месяцы был на гастролях. Ему приходилось ежедневно выходить на цирковой манеж и дарить зрителям улыбки.

И после каждого выступления, когда в зале можно было увидеть слезы от смеха на лицах людей, Никулин старший, уходя за кулисы, мчался к телефону, чтобы узнать, как там его сын, жив ли он. Это был очень сложный период в его жизни.

Продолжение папиной жизни

И сейчас, спустя восемнадцать лет после его смерти, Максим Никулин (в отличие от многих других разновозрастных деток знаменитых родителей) никогда не обижается, если журналисты больше спрашивают о его отце, а не о нем. Он отдает себе отчет в том, что не может быть равноценной, адекватной заменой знаменитому отцу.

С другой стороны, он убежден в том, что любой человек будет жив, пока о нем помнят. А поскольку и сегодня миллионы людей с неугасающим интересом смотрят фильмы с участием Юрия Никулина, пересматривают его цирковые выступления, читают в журналах и интернете его старые интервью и воспоминания о нем коллег и соратников, великий комик и актер продолжает жить.

Выбор профессии

Будучи «коверным ребенком», то есть, как говорят, родившимся в цирковых опилках, сын Никулина Максимпросто обязан был пойти по стопам родителей. Тем более что, будучи подростком, он дебютировал в фильме, входящем в сокровищницу советского кинематографа, «Бриллиантовой руке». И все же, имея перед глазами отца как величину, которой практически невозможно достичь, он не стал ни актером, ни клоуном. Максим не хотел становиться фальшивой копией своего отца. Да и потом, не было у него ни тяги к публичности, ни желания становиться актером. Да и свою профессию — журналистику — он выбрал по совету друга.

Трудовой путь

Первоначально Максим Никулин, биография которого практически с самого рождения интересовала поклонников таланта его отца, учился на дневном отделении, а позже перевелся на вечернее и решил искать интересную работу. То, что он нашел, подошло ему как нельзя лучше: «Московский Комсомолец», отличный молодой коллектив, чудная атмосфера, все готовы работать без выходных. Но с приходом нового главреда Максима сократили. Через два безработных месяца он устроился на должность младшего редактора на радио «Маяк». И до сих пор уверен, что время, проведенное там — не только серьезная, хорошая работа, но и полезный для него самого период, ведь с остальными сотрудниками он был обязан еженедельно присутствовать на занятиях по технике речи, на семинарах по русскому языку. Всему коллективу ставили голоса, обучали правильно и литературно говорить педагоги и дикторы. А ошибки, которые были допущены взрослыми учениками, разбирались потом на летучках. А сегодня Максим Юрьевич очень удивляется тому, что любой человек прямо с улицы может зайти в студию и сесть в эфирную студию, начав разговор с телезрителями.

С 1985 году он начал работать в «Останкино» спецкором. Чуть позже был комментатором, собкором, ведущим программ.

Несколько позже жизнь Максима Никулина повернулась так, что все-таки он пришел в цирк на Цветном бульваре.Убили заместителя директора цирка. решил, что не имеет права рисковать жизнями других людей и обратился с просьбой к сыну помочь ему на общественных началах в решении некоторых вопросов. Ведь он (Никулин-старший), как человек исключительно творческий, с трудом решал финансовые проблемы, включающие разные договоры, контракты, проекты. Постепенно Максим стал вполне сносно разбираться во всем цирковом делопроизводстве. А в 1994 году цирк на Цветном бульвареобрел нового директора-распорядителя. Максим, уходя с Первого канала, где он несколько лет вел утреннюю новостную программу «Время», официально попрощался со своими зрителями, объявив, что больше не будет вести эту передачу. С того времени он в цирке. А в 1997 году, после смерти своего отца, он стал генеральным директором и художественным руководителем

Семьи, жены, дети...

Наверное, на территории бывшего Советского Союза нет ни одного человека, который бы не знал фамилии Никулин. Когда люди слышат ее, у каждого в душе просыпаются очень теплые воспоминания и впечатления. Ведь Юрий Никулин — это доброе кино, радушно встречающий всех цирк, улыбки и доброта. Поэтому-то многих интересует и его сын - Максим Никулин.

Семья его создавалась целых три раза. Впервые он женился очень юным, в 18 лет. Правда, семейное счастье длилось недолго. Уже в 19 Максим опять поспешил в загс, но уже - чтобы разводиться. Вторая семья просуществовала несколько дольше. И в этом браке родилась дочь Максима Юрьевича. Но супругов это не спасло. Последовал развод. В третьем браке — с Марией Никулиной — появились на свет двое сыновей: Юра и Максим.