Главная · Православные церковные праздники · Главные герои романа И. Гончарова "Обыкновенная история". Роман «Обыкновенная история Несколько интересных сочинений

Главные герои романа И. Гончарова "Обыкновенная история". Роман «Обыкновенная история Несколько интересных сочинений

Роман «Обыкновенная история» Гончарова была написана в 1847 году, став первым серьезным произведением писателя. Книга раскрывает изменения в характере и мировоззрении героя под влиянием жизненных обстоятельств и социальных перемен.

Главные герои

Александр Адуев – молодой человек, мечтательный, наивный, который меняется под влиянием дяди.

Петр Иванович Адуев – богатый дядя Александра, сухой, прагматичный человек.

Другие персонажи

Анна Павловна Адуева – небогатая помещица, мать Александра, добрая и любящая женщина.

Сонюшка – влюбленная в Александра девушка, его соседка в деревне.

Александр Поспелов – близкий друг Александра.

Наденька Любецкая – питерская невеста Александра, умная своенравная девушка.

Лизавета Александровна – молодая жена Петра Ивановича Адуева, добрая, открытая женщина.

Сурков – компаньон Петра Ивановича, ветреный мужчина, большой любитель женщин.

Юлия Павловна Тафаева – молодая вдова, романтическая, возвышенная женщина, невеста Александра.

Костяков – опустившийся старик, с которым Александр ловил рыбу.

Лиза – юная девушка, дачница, влюбленная в Александра.

Евсей – камердинер Александра Адуева, который жил с ним в Петербурге.

Часть первая

Глава 1

« Однажды летом, в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой » в доме с раннего утра начались хлопоты. Все готовились к отъезду в Петербург единственного сына помещицы – молодого человека Александра.

Анна Павловна согласилась отпустить сына « в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать », но предстоящая разлука давалась ей очень тяжело. Она принялась уговаривать Александра остаться в родных Грачах, жениться на Сонюшке – дочери Марьи Карповны, и спокойно жить, наслаждаясь красотами природы.

Однако Александру наскучил тесный домашний мирок – он мечтал о славе и блестящих подвигах во славу Отечества. Будущее представлялось ему в самых радужных красках – « о горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху ».

На прощальный обед приехали сосед Антон Иванович, священник, Марья Карповна с дочерью Соней, а также близкий друг Александр Поспелов. Юноша простился с Соней, пообещав ей вернуться и устроить их счастье. В подарок от нее он получил « волосы и колечко ».

Вместе с барином в Петербург отправился и его камердинер Евсей, возлюбленный ключницы Аграфены.

Глава 2

Приехав в Петербург, Александр первым делом навестил своего дядю Петра Ивановича Адуева – важного чиновника, который « слыл за человека с деньгами». Поначалу старший Адуев велел передать, что его нет дома, и он вернется только через три месяца, но, вспомнив доброту Анны Павловны, решил принять племянника.

Петр Иванович взялся обучать юношу правилам поведения в светском обществе, рассказывал об особенностях петербургской жизни. Александр сравнивал Петербург с провинцией, и эти сравнения были не в пользу города на Неве: люди здесь были равнодушны, дома – однообразны, не было простора и красот природы. Дядюшка поделился с Александром, что здесь такие понятия как «любовь» и «дружба» имеют совсем иную ценность, и посоветовал выбросить волосы и колечко Сони, чтобы сосредоточиться на важных вещах.

Петр Иванович устроил Александра в отделение департамента. Узнав, что племянник пишет стихи, он велел ему бросить это глупое занятие, а вместо рифмоплетства заняться переводами немецких статей о сельском хозяйстве, которые принесут ему дополнительный доход.

Глава 3

За два года жизни в Петербурге Александр « очень изменился, возмужал ». Он научился « владеть собою, не так часто обнаруживал порывы и волнения ». Продолжая служить в департаменте, юноша писал очерки, повести, стихи. Он не оставил мечты о любви, и спустя некоторое время признался дядюшке, что влюблен в очаровательную Наденьку Любецкую.

Петр Иванович посоветовал ему жениться не по любви, а с расчетом, « ведь любовь пройдет – это уж пошлая истина ». Он также признался, что сам планирует вскоре связать себя узами брака.

Глава 4

« Жизнь Александра разделялась на две половины »: по утрам он работал в департаменте, а по вечерам бывал на даче у Любецких. Его избранница « была не красавица и не приковывала к себе мгновенно внимания », однако Александр полюбил ее за « ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное ».

Мать воспитывала Наденьку сама, без гувернантки, и всячески баловала ее. Она была одной из тех бесхитростных и добрых женщин, « которые находят прекрасным все, что ни делают детки ». В результате Наденька « распоряжалась и собою, и маменькою, и своим временем, и занятиями, как хотела ».

В сумерках влюбленные уединялись в густом саду, чтобы помечтать о будущем. Наденька боялась, что эти счастливые минуты больше никогда не повторятся, но Александр неизменно уверял ее в вечности их чувства. Счастливый, он уплывал к себе на рассвете, чтобы утром вновь пойти на службу.

Глава 5

Достигнув « апогея своего счастия », Александр забросил службу и свои литературные труды. Дядюшка « советовал бросить пустяки », но юноша в ответ только улыбался и молчал. Петр Иванович предупредил, что не будет давать ему денег. Однако это не испугало влюбленного юношу, который искренне считал, « что он один на свете так любит и любим ».

Александр вновь стал писать стихи, которые публиковал в журнале под другим именем. Однажды он послал и повесть, но ее вернули обратно с пожеланием больше трудиться.

Незаметно прошел год, назначенный Наденькой в качестве испытательного срока. Александр был готов переговорить с ее матерью о предстоящей женитьбе, но все изменилось с появлением молодого, красивого и обходительного графа Новинского, который быстро вскружил голову девушке.

Узнав, что Любецкие вернулись с дачи в город, Александр решил объясниться с Наденькой. Так он узнал, что она полюбила другого и не собирается выходить за него замуж. Оставшись наедине, несчастный влюбленный « начал рыдать громко, но без слез ».

Глава 6

Петр Иванович объяснил племяннику, что Наденька не виновата, что полюбила другого. Он посоветовал Александру отвлечься от грустных мыслей, занявшись полезным делом.

Часть вторая

Глава 1

Прошел год, и Александр постепенно « перешел от мрачного отчаянья к холодному унынию ». Он сменил свою ненависть к Наденьке и графу на глубокое презрение. Ему даже « нравилось играть роль страдальца » – молодая жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна, сочувственно слушала его жалобы и утешала, как могла.

Женщина оказалась между двумя полюсами – холодным и расчетливым супругом, обеспечивающим ей достойную жизнь, и страстным племянником, готовым пойти на любые безумства ради любви. Лизавета Александровна и сама готова была пройти любые испытания, лишь жить полной жизнью.

В своих страданиях Александр дошел до того, что стал презирать всех людей. Дядюшка привел его в чувство, обвинив в неблагодарности по отношению к другу Поспелову, дяде, тете и даже матери, которой тот не писал уже несколько месяцев. Лизавета Александровна взяла с него обещание творить, а Петр Иванович посоветовал не заниматься глупостями, а направить свою энергию на достижение финансового благополучия, после чего выгодно жениться.

Глава 2

После разговора с дядей Александр решил избрать свой собственный путь, чтобы пройти по нему « не робкими, а твердыми и ровными шагами ». Он с азартом принялся работать над повестью, но Петру Ивановичу она не понравилась. Он решил отправить повесть в журнал под своим именем, но ему сказали, что произведение написано молодым человеком, озлобленным на весь мир и с фальшивыми ценностями. Разуверившись в собственном таланте, Александр в сердцах сжег все свои литературные труды.

Петр Иванович попросил племянника об одолжении. Его компаньон Сурков, большой любитель женщин, стал тратить крупные суммы на свое новое увлечение – прекрасную вдову Юлию Павловну Тафаеву. Александр должен влюбить в себя вдовушку, и тогда « капитал останется цел, заводские дела пойдут своим чередом ». Юноша нехотя согласился.

Глава 3

Юлии Павловне было около двадцати трех лет. Она была слабонервной молодой женщиной, но при этом очень хорошенькой, умной, мечтательной. Будучи воспитана на французских романах, Юлия была вынуждена в раннем возрасте выйти замуж за скучного, но обеспеченного и всеми уважаемого человека. Ее брак продлился пять лет.

Александр и Юлия понравились друг другу, поскольку обладали схожими характерами. Вскоре Сурков, увидев, что вдова увлечена не им, охладел к ней. Петр Иванович поблагодарил племянника « за дружеское усердие », но тому было совестно признаться, что он по-настоящему влюблен в Юлию.

Молодые люди решили пожениться, но спустя два года Александр устал от этих отношений. Юлия не могла смириться с мыслью, что жених разлюбил ее. В дело пришлось вмешать Петру Ивановичу, который объяснился с вдовой. Он предложил Александру выбросить любовь из головы и « заняться чем-нибудь поважнее ».

Глава 4

Александр уже три месяца не появлялся у дяди. Узнав, что племянник все время « играет с какими-то чудаками в шашки или удит рыбу », Петр Иванович забеспокоился. Он попробовал встряхнуть Александра, вернуть его к жизни, но все напрасно. После разрыва с Юлией молодой человек разочаровался в любви и дружбе, утратил смысл жизни. Все чаще он стал склоняться к мысли, что нужно было оставаться в своем уезде и жениться на Софье.

Александр « искал беседы людей с желчным, озлобленным умом, с ожесточенным сердцем », или людей гораздо ниже его по развитию или социальному статусу. Так он познакомился с опустившимся стариком Костяковым, с которым частенько ловил рыбу. Однажды, во время рыбной ловли, Адуев увидел пожилого мужчину с дочерью – прекрасной юной девушкой по имени Лиза. Александр старался избегать общества Лизы, но тем самым невольно влюбил ее в себя.

Несмотря на равнодушие по отношению к девушке, Александр все же согласился на свидание с ней. На следующий день вместо Лизы в беседке оказался ее отец, не веривший в порядочность молодого человека. После неприятного разговора у Александра брызнули « слезы из глаз, слезы стыда, бешенства на самого себя, отчаяния ». Сознание собственного ничтожества привело Адуева к мосту, но он так и не решился покончить жизнь самоубийством.

Лиза ждала Александра до поздней осени, в то время как он спокойно рыбачил со стариком Костяковым в другом месте.

Глава 5

Со временем Адуев забыл и Лизу, и ее отца, он « опять стал покоен, даже весел ». Однажды Лизавета Александровна пригласила его на концерт, и, слушая прекрасную музыку Паганини, молодой человек с грустью вспомнил свои ушедшие годы.

После концерта тетка вызвала Александра на откровенный разговор, и тот признался, что давно ищет душевного покоя, но никак не находит его. Он считал, что к его тоске причастен дядюшка, и по его вине он в двадцать пять лет состарился душой, потеряв веру в дружбу, любовь и собственный талант. Однако Александр не держал зла на дядю, который с самого начала предупреждал его обо всех сложностях жизни в Петербурге.

Спустя две недели Александр принял решение уйти в отставку и « ехать в деревню ». Он простился с городом, в котором утратил все свои мечты, надежды и жизненные силы.

Глава 6

Анна Павловна едва узнала своего сына, когда тот вернулся в родной дом. Жалкий, изможденный вид Александра настолько поразил женщину, что она « горько заплакала ».

Увидев Аграфену, Евсей « остановился как окаменелый, и смотрел на нее молча, с глупым восторгом » – даже спустя столько лет разлуки их чувства не остыли.

Мать мягко расспрашивала Александра о его жизни в Петербурге, но « но никак не могла добиться причины, отчего он стал худ, бледен и куда девались волосы ». Евсей уверял хозяйку, что молодой барин похудел и подурнел из-за дороговизны в городе.

Устав от мудреной жизни в Петербурге, Александр смог отдохнуть в провинции и обрести душевный покой. Так прошло полтора года, и он начал чувствовать скуку и желание вернуться в шумную столицу. Он написал тетке письмо, в котором признался, что позабыл все свои мечты и готов к реалиям жизни.

Эпилог

« Спустя года четыре после вторичного приезда Александра в Петербург » некогда подтянутый и молодцеватый Петр Иванович « как будто опустился ». Он в полной мере осознал, что его сухость по отношению к жене подорвала ее хрупкое здоровье, сделала жизнь пустой и бесцветной. Петр Иванович решил продать завод, отойти от дел и все время уделять Лизавете Александровна.

В гости к дядюшке зашел Александр – за это время он « пополнел, оплешивел» , налился румянцем. Он дослужился до коллежского советника, получил крест. Александр объявил о своем намерении жениться. Его невеста очень богата, хороша собой, а больше ему ничего и не нужно. Александр признался, что все его увлечения были ошибками молодости. Петр Иванович был очень горд племянником, и даже разрешил в первый и последний раз обнять себя.

Заключение

В произведении показана неизбежность перемен в человеке под воздействием социума. Чистый и наивный юноша утрачивает все свои мечты и полностью меняет мировоззрение, чтобы соответствовать требованиям столичной жизни.

Пересказ «Обыкновенная история» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 176.

ИВАНКИН В. И.

О КНИГЕ ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Я прочитал этот роман в следующем издании: Гончаров И. А. Обыкновенная история. – М.: Правда, 1981. – 352 с.
Прежде не могу не отметить вступительную статью Н. Юргеневой.
Всего лишь 12 стр., а содержание и идея романа отражены точно. Так что, если нет времени прочитать роман полностью, то прочитав вступительную статью, можно получить правильное представление о нем.
У меня было время, я прочитал роман полностью. И подтверждаю адекватность вступительной статьи.
Хотя вступительная статья написана в советское время и в соответствии с принципом социалистического реализма должна была бы давать твердые рекомендации, как разоблачать буржуазный порядок, такового во вступительной статье не случилось.
Наоборот, Н. Юргенева предлагает читателю самому разобраться в прочитанном:
«Так где же правда? Где истинный путь для умных, предприимчивых и деловых современников Гончарова? Кого им выбрать в друзья, кого взять примером для подражания – дядюшку или племянника?
Ответом на эти вопросы служит вся эта книга в целом».

Здесь представлена моя попытка разобраться в указанных проблемах.
Главные герои книги: Александр Адуев и Петр Иваныч Адуев, соответственно: племянник и дядюшка.
Но громадную роль в понимании этих родственников сыграла жена Петра Иваныча – Лизавета Александровна:
«Она была свидетельницей двух страшных крайностей - в племяннике и муже. Один восторжен до сумасбродства, другой – ледян до ожесточения».
Роман «Обыкновенная история» - своеобразный мастер-класс дядюшки о том, как жить.
Рассмотрим результаты этого «обучения», проанализировав Диалоги племянника с дядей и тетей.

Диалог 1 Суждения племянника и дядюшки о любви во время наставлений дядюшки:
Племянник:
Покинув деревню, племянник взял с собой на память волосы любимой девушки и кольцо – «вещественные знаки невещественных отношений».

Дядюшка:
«И это ты вез за тысячу пятьсот верст?...Лучше бы ты привез еще мешок сушенной малины: ту по крайней мере в лавочку сбыли …».
Племянник:
Племянник неистово ревнует к девушке, которую, как ему, кажется, безумно любит. Неудержимо рвется к дуэли.

Дядюшка:
Дядюшка предлагает другую «дуэль»: «не надо было грубиянить..», а отвечать на любезность соперника «вдвое, втрое, вдесятеро …», а любимую девушку «не раздражать упреками, снисходить к ее капризам, показывать вид, что не замечаешь ничего, что даже у тебя и предположения об измене нет …». Надо все время находиться вместе с ними и исподволь «открывать и поражать слабые стороны соперника».

Племянник:
«Презренные хитрости! Прибегать к лукавству, чтоб овладеть сердцем женщины …». «Вы не знаете мучений! Вы не любили никогда, если думали помешать мне этой холодной моралью … в ваших жилах течет молоко, а не кровь …».

Племянник:
«… но разве лестна и прочна любовь, внушенная хитростью?»

Дядюшка:
«Не знаю, лестна ли, это кто как хочет, по мне все равно: я вообще о любви невысокого мнения … мне хоть ее и не будь совсем … Хитрость – это одна сторона ума; презренного тут ничего нет. Не нужно унижать соперника и прибегать к клевете: этим вооружишь красавицу против себя …надо стряхнуть с него те блестки, которыми он ослепляет глаза твоей возлюбленной, сделать его простым, обыкновенным человеком, а не героем …».

Племянник:
«Да мог ли бы я хитрить, если б и умел? … рассчитывать! когда при взгляде на нее, у меня занимался дух и колени дрожали … когда я готов был на все муки, лишь бы видеть ее … а для меня больше упоения – любить всеми силами души, хоть и страдать …».

Дядюшка:
«Ну, так вот и страдай, если тебе сладко …чтоб быть счастливым с женщиной, то есть не по-твоему, как сумасшедшие, а разумно, – надо много условий … надо уметь образовывать из девушки женщину по обдуманному плану …». …надо очертить ее магическим кругом … хитро овладеть не только ее сердцем – это что! это скользкое и непрочное обладание, а умом, волей, подчинять ее вкус и нрав своему, чтоб она смотрела на вещи через тебя, думала твоим умом …».

Племянник:
«То есть сделать ее куклой или безмолвной рабой мужа! – перебил Александр».

Здесь следует вставить сетование Лизаветы Александровны на своего мужа: «О любви он ей никогда не говорил и у ней не спрашивал; на ее вопросы об этом отделывался шуткой, остротой или дремотой. Вскоре после знакомства с ней он заговорил о свадьбе, как будто давая знать, что любовь тут сама собой разумеется и что толковать о ней много нечего … Весь кодекс сердечных дел был у него в голове, но не в сердце …Но боже мой! – ужели он женился только для того, чтобы иметь хозяйку, чтоб придать своей холостой квартире полноту и достоинство семейного дома, чтоб иметь больше веса в обществе?... Да разве он не постигает со всем своим умом, что и в положительных целях женщины присутствует непременно любовь? …Она взглянула на роскошную мебель и на все игрушки и дорогие безделки своего будуара – и весь этот комфорт …показался ей холодною насмешкой над истинным счастьем».

Племянник:
выписал для себя из французского романа: «Любовь – значит не принадлежать себе, перестать жить - для себя, перейти в существование другого, сосредоточить на одном предмете все человеческие чувства - надежду, страх, горесть наслаждение; любить – значит жить в бесконечном …».

Дядюшка:
«- Черт знает, что такое! – перебил Петр Иваныч, - какой набор слов!».

Меня интересовал вопрос: «намотал ли на ус» Александр то, чему учил его Петр Иваныч? Обратимся к Диалогам 2-3.

Диалог 2 Суждения племянника и дядюшки о любви после наставлений дядюшки
Племянник:
Спустя четыре года (!) после наставлений дядюшки племянник изменился:
внешне:
«Как он переменился! Как пополнел, как оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!».
внутренне:
племянник торжественно воскликнул, что женится! Женится на богатой невесте!

Дядюшка:
И дядюшка начинает меняться: «… уже не прежний бодрый.., всегда с одинаково покойным взором, с гордо поднятой головой и прямым станом… ходил немного сгорбившись … на лице его было тоскливое выражение …». обращает внимание на жену:
«Дела и должность отнимают у меня и время, и здоровье …, а вот теперь, пожалуй и жену», заметил, что жена его равнодушна ко всему: знакомствам, собственному туалету, к каким-либо желаниям …, к личной свободе: «я отвыкла от своей воли», - заявляет она мужу.

Диалог 3 Суждения племянника и тети о любви и женитьбе после наставлений дядюшки
Лизавета Александровна:
спросила, что сказала невеста на предложение Александра жениться.

Племянник:
«Да … она … так, как, знаете, все девицы.. ничего не сказала, только покраснела …»

Лизавета Александровна:
«Неужели вы не взяли на себя труда выведать об этом у ней до предложения? … Зачем вы женитесь?»

Племянник:
«Как зачем? Не все же шататься! Невеста хорошенькая, богатая …»

Лизавета Александровна:
«А может вы не нравитесь ей?»

Племянник отвечает, глядя на дядюшку:
«Дядюшка, чтобы сказать? … Да вот приведу ваши слова … женишься по любви …, любовь пройдет, женишься не по любви – и придешь к тому же результату: привыкнешь к жене. Любовь любовью. а женитьба женитьбой; эти две вещи не всегда сходятся, а лучше, когда не сходятся …Не правда ли, дядюшка? Ведь вы так учили …»

Когда дядюшка сказал племяннику, что бросает службу, то Александр в изумлении воскликнул: «Что вы, дядюшка! …ведь вам нынешний год следует в тайные советники …»

Дядюшка:
« Да видишь: тайная советница-то плоха …».

Теперь отвечаю на вопрос заданный ранее: «намотал ли на ус» Александр то, чему учил его Петр Иваныч?
Как мы видим из диалогов 1-3 – «намотал», да еще как!
Примечательна метаморфоза: племянник становится прагматиком, а дядюшка, наоборот, сентиментальным.
Как же все это произошло во внутреннем мире двух наших героев?
Вернемся к началу романа.
Какое блаженное детство и юность Александра!
«Жизнь от пелен ему улыбалась: мать лелеяла и баловала его … нянька все пела ему …, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдет далеко …О горе и бедах он знал только по слуху … От этого будущее представлялось ему в радужном свете. Его что-то манило вдаль, но что именно – он не знал. Там мелькали обольстительные призраки, но он не мог разглядеть их; слышались смешанные звуки – то голос славы, то любви: все это приводило его в сладкий трепет … Он мечтал о колоссальной страсти, которая не знает никаких преград и свершает громкие подвиги … Мечтал он и о пользе, которую принесет отечеству …».
«Гораздо более беды для него было в том, что мать его, при всей своей нежности, не могла дать ему настоящего взгляда на жизнь и не приготовила его на борьбу с тем, что ожидало и ожидает всякого впереди. Но для этого нужно было искусную руку, тонкий ум и запас большой опытности, неограниченной тесным деревенским горизонтом. Нужно была даже поменьше любить его, не думать за него ежеминутно, не отводить от него каждую заботу и неприятность, не плакать и не страдать вместо него и в детстве, чтоб дать ему самому почувствовать приближение грозы, справиться с своими силами и подумать о своей судьбе – словом, узнать, что он мужчина …».
Если коротко, то сформирован классический эгоист, «маменькин сынок», который, столкнувшись с реальной жизнью с ее белыми, серыми и черными красками, превращается в свою противоположность: от самоуверенности к унынию, от любви к ненависти («сотру с лица земли!..» - о сопернике)), от обожания к презрению (любимой девушки), от возвышенных чувств к равнодушному практицизму. Поэтому- то и удалось дядюшке «перевоспитать» племянника.
После чего и почему изменился дядюшка?
А теперь от начала романа перенесемся к эпилогу.
Метаморфоза в дядюшкином менталитете произошла после того, как доктор сказал, что причина недомогания Лизаветы Александровны не физиологическая, а «чисто психологическая». И дядюшка начинает понимать, что жена не только одна из «необходимостей жизни» наряду с другими, к которым он привык, но и женщина, которую стоило бы страстно любить (Ура! Наконец-то я увидел практическую пользу от психолога*).
Тем более такое возвышенное чувство ранее у него уже было. В этом уличил его племянник. Александр сохранил записку, написанную когда-то не на гербовой бумаге, а «особыми чернилами», в которой тогда дядюшка написал слова, явно свидетельствующие о том, что автор их (т.е. дядюшка) был влюблен: «Ангел, обожаемая мною …». Дядюшке с трудом удалось отобрать у Александра записку, разоблачающую его теорию рассудочного, разумного поведения.

1. Как помнится, автор вступительной статьи предлагала читателю самостоятельно выбрать пример для подражания – дядюшку или племянника.
Как ни странно, но проблемы выбора между главными героями романа нет – первый сначала представляется сухим, разумным практиком, а в конце – открывает для себя духовное, второй же сначала был безумным лириком, а после нотаций дядюшки стал сам сухим, разумным практиком. Они идентичны – просто произошла рокировка в их мировоззрениях.
Пример для подражания не в героях, а в понимании соотношения реальной и духовной жизни, в опасности перекоса одной из этих сторон. Мне импонирует сентенция дядюшка – лаконично и фундаментально: «не всё дурно и не все дурны».
Что касается меня, то я стараюсь понять жизнь во всей ее многообразной реальности и одновременно совершенствоваться духовно, но без «крайностей» (метафора Лизаветы Александровны). Я не жертвую одним за счет другого.

2. Роман «Обыкновенная история» опровергает известную поговорку «горбатого могила исправит» - характеры и племянника и дядюшки меняются. Распространенность данной поговорки я объясняю тем, что изменить характер человека очень сложно, для этого требуется колоссальная духовная работа. Понимание этого требования обычно отсутствует. Вот и кажется, что человека не изменишь. Дядюшке же удалось «исправить» племянника. «Положительный» результат получен через четыре года.

3. С точки зрения содержания роман «Обыкновенная история» относится к художественной литературе, а с точки зрения проблемы отношения между людьми и воспитания - это добротные рекомендации, которые можно отнести к жанру увлекательной, популярной психологии.

4. И, наконец, предложенный дядюшкой вид дуэли я бы назвал миротворческим, в отличие от обычного – боевого. Оружием в такой дуэли является не шпага и не пистолет, а речь, похожая на дипломатическую: тонкая, искусная, без резкостей, угроз и т. п. Если исключить скрытые цели, направленные на ловкое устранение соперника, то я бы сказал, что миротворческая дуэль похожа на то, что сегодня психологи называют бесконфликтным общением.

*P. S. Мой эмоциональный всплеск вызван в ракурсе удручающего вывода: современные «психологи не участвуют в решении жизненно важных проблем» (см.: Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования 1050 докторских диссертаций. 1035-2007 гг/Под ред профессора Анцупова А. Я. – М.: Студия «Этника», 2007. – С. 92).

© Иванкин В. И., 2017

Рецензии

Здравствуйте, Владимир!
Иван Александрович Гончаров - мой литературный кумир. Мне нравятся все его романы. Вы знаете, что его шутливо называли писателем, сочинившим три романа на "О". Я считаю, что произведения И.Гончарова мало оценены. Его славу затмила слава Л.Толстого, Ф.Достоевского. Очень жаль.
У него потрясающий эмоциональный литературный язык; все его герои - философы.
Вот в "Обыкновенной истории" Саша рвётся в Петербург. Маменька Анна Павловна в отчаянии, но отпускает его.
"Бедная мать!вот тебе и награда за твою любовь! Того ли ожидала ты? В том-то и дело, что матери не ожидают наград. Мать любит без толку и без разбору"...

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Основными персонажами произведения являются представители семейства Адуевых в лице дяди Петра Ивановича, его племянника Александра и молодой жены дяди Лизаветы Александровны.

Александр Адуев представляется писателем в образе мечтательного, восторженного, двадцатилетнего юноши, приехавшего из деревенского поместья в питерскую столицу с целью осуществить карьерный рост, обрести настоящую любовь, добиться писательской славы. Постепенно герой чувствует разочарование в окружающей его жизни, а именно, неудовлетворенность в отношении с женщинами, любовными чувствами. Находясь под воздействием дяди Петра Ивановича Александр с возрастом начинает проявлять себя как сдержанный, расчетливый человек. В итоге Александру Адуеву удается добиться успешной карьеры и жениться по расчету, не имеющей ничего общего с любовью, с обеспеченной девушкой.

Петр Иванович Адуев изображается в качестве трудолюбивого, но расчетливого тридцатисемилетнего мужчины. Характерными чертами дяди Александра являются доброта, обладание острым умом и разумом. В молодом возрасте Петр Иванович славится пылкостью и страстностью, но с взрослением становится сдержанным прагматиком. Старший Адуев имеет неплохое состояние, владея заводиком и выполняя чиновничью службу. Достигнув сорока лет Петр Иванович берет в жены молодую девушку Лизавету Александровну.

Лизавета Александровна , юная женщина двадцати лет, будучи неглупой девушкой, отличается ласковым и добрым характером, но, несмотря на комфортную и богатую семейную жизнь с Петром Ивановичем, ощущает себя несчастной из-за холодного отношения супруга. По истечении десятилетнего проживания с Адуевым Лизавета Александровна начинает страдать от упадка сил и чувствует окончательную потерю жизненного интереса.

Второстепенным героем романа является мамаша Александра Адуева , изображенная писателем в образе заботливой матери, радушной хозяйки, посвятившей собственную жизнь единственному ребенку и ведения домашнего хозяйства в имении. Анна Павловна Адуева уходит из жизни, едва сын переступает тридцатилетний рубеж.

Перед поездкой в Петербург Александр испытывает первое чувство влюбленности к соседской девушке Софье, но расстается с ней, мечтая о встрече со страстными, пылкими чувствами в будущей жизни.

Также неглавным персонажем произведения представлена Наденька Любецкая , одна из возлюбленных Александра, восемнадцатилетняя девушка непримечательной внешности, но достаточно интересная по натуре. Двадцатитрехлетний Александр планирует вступить в брак с Наденькой, однако Любецкая начинает отношения с графом Новинским и этот роман является для Адуева мучительным страданием, выразившемся в его глубоком разочаровании в притворных, лицемерных и ветреных женщинах.

Товарищем Петра Ивановича Адуева является граф Новицкий , изображенный писателем в качестве умного, учтивого красавца, повесы, умеющего умело приударить за представительницами женского пола.

Еще одной возлюбленной Александра представлена Юлия Тафаева , которая описывается в образе вдовствующейженщины, отличающейся мечтательностью, чувствительность и нервозностью, вступившей в двухлетние отношения с главным героем по окончании его разрыва с Наденькой, закончившиеся охлаждением Александра к Юлии из-за появившейся внезапно скуки.

После расставания с Тафаевой Александр знакомится с пожилым мужчиной Костяковым , являющимся еще одним второстепенным героем, с которым Адуев предпочитает заниматься рыбной ловлей, рассуждая о смысле жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине От дождя Маковского (8 класс)

    Картина В.Маковского «От дождя» обладает довольно таки приятной и неимоверно реалистичной цветовой гаммой, тщательно прорисованными персонажами, гармоничными оттенками.

  • Кому на Руси жить хорошо в наше время? Сочинение

    Смысл той поэмы, как я понимаю, в том, что никому на Руси не было особенно хорошо… У каждого были свои проблемы – и у благородных, и у богатых. И у попов, и у дворян… Каждый думал, что другому-то легче живётся.

  • Ундина в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика, образ, описание сочинение

    Это странная девушка, встреченная Печориным в Тамани среди контрабандистов, представляет собой сочетание разных качеств и особенностей.

  • Уездный город в комедии Гоголя Ревизор сочинение

    Город, в котором происходит действие произведения, – вымышленный писателем. Автор стремился показать читателям и зрителям, что злоупотребления, описанные им, представляют собой не некий отдельный случай, а широко распространены в российской жизни.

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

Середина и конец девятнадцатого века стали периодом рассвета русской прозы. Именно тогда творили величайшие русские писатели, чьи произведения обогатили не только отечественную, но и всю мировую литературу.

Одним из таких колоссов был Иван Гончаров. И хоть его творческое наследие гораздо скромнее наследия Толстого, Достоевского или Чехова, этого писателя ни в коем случае нельзя недооценивать. Одним из самых известных произведений Гончарова, прославивших его на всю Россию, стал роман «Обыкновенная история», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История написания романа «Обыкновенная история» вмещает в себя интересные факты:

  1. «Обыкновенная история» стала первой книгой в так называемой трилогии «Три О», в которую вошли «Обломов» и «Обрыв». Она также стала литературным дебютом писателя и предвестницей новой школы в отечественной литературе. Именно после успеха произведения Гончарова Белинский предрек возникновение «натуральной школы», звездой которой стал Н.В. Гоголь.
  2. Работа над романом началась в 1844 году и заняла сравнительно мало времени по меркам самого Гончарова, всего два года. Однако даже так писатель проявил невероятную скрупулёзность, постоянно редактируя роман даже накануне издания (он был опубликован в «Современнике»).
  3. Изначально автор передал произведение знаменитому поэту Н.М. Языкову. Но тот, прочитав пару страниц, не был впечатлен произведением и забросил его на долгое время, так и не передав в печать. Потом он отдал ее поэту и редактору Н.А. Некрасову, а тот уже понял, что перед ним совершенно новаторская, редкая по красоте вещь. Столь же восторженно роман «Обыкновенная история» встретил В.Г. Белинский.

Направление и жанр

«Обыкновенная история» являет собой яркий пример в литературе. Автор стремится достоверно отобразить окружающую действительность в своём произведении. Персонажи и диалоги прописаны максимально реалистично, а атмосфера дополняется многочисленными деталями. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Так знаменитый критик Белинский описал свое отношение к героям «Обыкновенной истории»:

«Нет, не переведутся никогда такие характеры…С течением времени они будут изменяться, но сущность их всегда будет та же самая…»

Жанровую принадлежность «Обыкновенной истории» можно определить, как роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, в сюжете задействовано большое количество персонажей, а объем романа более, чем солидный.

Смысл названия

В своих произведениях Гончаров стремился отобразить тенденции, которые господствовали в русском обществе на момент создания романа. Название романа «Обыкновенная история» подчёркивает повсеместность и типичность описанных событий, чтобы подчеркнуть их опасность и значимость.

Кроме того, автор взывает к памяти читателя: разве он не помнит, каким был в юности, какие мечты утратил с течением времени? История Александра — это вечная история о том, как романтичная молодость уступает место практической зрелости, где нужно не только писать стихи возлюбленной, но и обеспечивать ее.

Суть: о чём роман?

Молодой дворянин – Александр Адуев, почти всю жизнь проживший в провинции, отправляется в Петербург к своему дяде Петру Адуеву, чтобы поступить на государственную службу. Так герой говорит родственникам, но на самом деле он хочет пробиться в литературную среду и стать великим поэтом. Между молодым романтиком Александром и старым циником Петром сразу же возникают разногласия, ведь дядя не планирует содержать племянника, пока он витает в облаках.

Столичная жизнь сильно разочаровывает Александра. Он испытывает отвращение к своей работе, переживает неудачу в писательской карьере, и даже на любовном фронте Адуев-младший терпит поражение.

Александр покидает Петербург и возвращается домой. Однако, проведя в своём имении совсем немного времени, он понимает, что провинциальная жизнь уже совсем не привлекает его, а потому Адуев решает вернуться в столицу.

Спустя много лет перед нами предстаёт новый Александр Адуев – циничный карьерист, которого не волнует ничего, кроме денег и повышения. Старый Адуев восхищается своим племянником, который поднялся выше, чем сам Пётр мог мечтать. Однако теперь старик понял, что упустил в своей жизни в погоне за деньгами. Его жена при смерти, и теперь им остались жалкие крохи времени, оставшиеся после «карьеры».

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обыкновенная история» воплощена Многомудрым Литреконом в таблице:

главные герои романа «обыкновенная история» характеристика
александр адуев молодой дворянин. симпатичный и чувствительный молодой человек, выросший в глухой провинции, окружённый заботой и достатком. мама воспитала его в тепличных условиях, а сам саша вырос робким, мечтательным и нежным мальчиком. в начале романа он мечтал о любви, государственной службе на благо страны и народа и карьере писателя, однако потерпел поражение во всех своих начинаниях. будучи неспособным отказаться от столичной жизни, александр поддаётся растлевающему влиянию большого города и к концу романа становится одним из тех, кого всегда осуждал – циником и карьеристом.
пётр адуев дядя александра. в начале романа предстаёт перед нами циничным, деловым и бездуховным человеком. он умен, проницателен и расчетлив. свою семью он обеспечивает хорошо, но в жизни всего добился сам и шел к повышениям с нуля. такая жизнь сделала его черствым скептиком — рациональным и далеким от семьи. он пророчит наивному александру провал во всех его начинаниях, однако даже помогает племяннику, отправляя его книгу знакомому писателю от своего имени. к концу романа, однако, несколько преображается и отказывается от карьеры, чтобы помочь своей больной жене – елизавете. однако от своих взглядов не отрекается, восхищаясь свои племянником, ставшим его более успешной копией.
надежда любецкая восемнадцатилетняя дворянка: кокетливая, смешливая, капризная. ее настроение меняется ежечасно. ничем не примечательная девушка, в которую, однако, без памяти влюбляется неразборчивый александр. после длительных ухаживаний главный герой намеревается сделать ей предложение. но ветреная надежда влюбляется в графа новинского, и отношения с адуевым заканчиваются.
анна адуева мать александра. добрая и заботливая женщина, окружившая сына любовью, воспитавшая в нём искреннего и отзывчивого человека. очень возвышенная и поэтичная, мягкая и нежная женщина, привыкшая к мечтаниям и праздности.
елизавета адуева молодая жена петра адуева. ласковая и умная женщина, живущая несчастным браком с циничным и холодным мужем. испытывает симпатию к доброте и наивности александра и тяжело переживает его духовное падение.

Темы

Тематика романа «Обыкновенная история» многогранна и интересна даже для сегодняшнего читателя, привыкшего к литературному изобилию:

  1. Становление личности – основная тема романа. Гончаров показал тот путь, который прошёл человек от мечтательного юноши до расчётливого карьериста. Становление личности, по мнению Гончарова, может быть не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус». Под влиянием неудач Александр изменил самому себе.
  2. Любовь – на протяжении всего произведения юный Адуев неоднократно влюбляется. Однако все его любовные начинания обречены на провал. Потому что, по мнению Гончарова, в столичном обществе Российской империи, погрязшем в цинизме и инфантилизме, нет места по-настоящему глубоким чувствам. Иронично, однако, то, что настоящую любовь в романе демонстрирует именно циничный Пётр Адуев.
  3. Семья – в столичном обществе, изображённом в романе, нет места настоящей семье. Елизавета несчастна в браке, а Александр в итоге женится по расчёту. С другой стороны, живущая в провинции мама Адуева по-настоящему ценит семью и любит своего сына. Город в очередной раз противопоставляется деревне и терпит поражение в системе ценностей Гончарова.
  4. Отцы и дети – бесконечные споры юного Александра и видавшего виды Петра символизируют собой столкновение двух поколений, попытку буйной молодости сломать уклад, сформированный старшими. Однако в итоге «отцы» одерживают победу, и «дети» вынуждены идти по их стопам.
  5. Творчество – попытки Александра стать писателям терпят поражение не только из-за его неопытности, но и от отсутствия воли, чтобы пытаться снова и снова. По мнению писателя, искусство – это долгий и кропотливый труд, к которому нельзя подходить легкомысленно.
  6. Воспитание – детство оказывает огромное влияние на жизнь человека. Именно то воспитание, которое дала Александру мать, сделало его романтиком и идеалистом, который в итоге не смог сопротивляться растлевающему влиянию общества.

Проблемы

Проблематика романа «Обыкновенная история» не менее интересна. Если Вы хотите ее дополнить, то попросите Многомудрого Литрекона в комментариях.

  • Карьеризм – Гончаров испытывает нескрываемое отвращение к карьеристам, лишённым совести и принципов, ограниченных лишь поиском собственной выгоды. В то же время писатель понимает, что зачастую именно такой подход к жизни помогает человеку выжить и добиться успеха. Но какова цена такого успеха? Об этом заставляет задуматься произведение.
  • Равнодушие – общество, изображённое Гончаровым, абсолютно безразлично к страданиям людей. Все его члены стремятся лишь к собственному благополучию, а желания других не играют никакой роли. Так живет столица, погрязшая в суете. Это пропагандирует и дядя, который не поддерживает, а высмеивает племянника.
  • Мещанство – в лице Петра, а потом и Александра Адуевых Гончаров представляет нам целую касту людей – мещан. В его понимании это мелочные и жалкие люди, с головой ушедшие в быт и работу и позабывшие о каком-либо духовном развитии. Они бесцельно проживают свою жизнь среди тысяч таких же мещан.
  • Юношеский максимализм – писатель симпатизирует юному Александру, его идеализму и горячности, но в то же время показывает, что эти качества не приносят ничего, кроме боли и разочарования. Автор призывает читателей соблюдать баланс между душевностью и здоровым цинизмом.
  • Городская и деревенская жизнь – Гончаров жёстко противопоставляет город и деревню. Город – обитель порока, в которой нет места по-настоящему хорошему человеку, однако в то же время город крайне притягателен и мало кто способен отказаться от городской суеты. Деревня же в его глазах представлена как идеальная утопия, в которой нет места волнению и страданиям, однако мало какой человек, жаждущий жизни, останется в этом застывшем раю. Писатель вырисовывает две крайности и предлагает читателям самим сделать выбор.

Смысл

Гончаров изобразил дворянское общество Российской империи, насквозь пропитанное цинизмом и мелочностью. Он показал, как оно на корню губит всё доброе и светлое в человеке, извращая его душу и превращая его в часть серой массы. Главная мысль романа «Обыкновенная история» заключается в необходимости сопротивляться растлевающему влиянию города и сохранять себя для близких людей, которые в тебе нуждаются.

Писатель демонстрирует нам две крайности в лице Петра и Александра. Он одинаково отрицает обе, призывая нас жить в реальном мире, здраво смотреть на вещи, но в то же время оставаться людьми, способными мечтать и мыслить. Такова основная идея романа «Обыкновенная история».

Критика

Роман Гончарова был восторженно встречен читающей публикой.

Виссарион Белинский очень хвалил роман за хорошо прописанные женские образы. Однако Белинскому особенно пришёлся по душе образ Петра Аудева, которого он считал лучшим персонажем романа.

Другой известный критик – Дружинин, поставил «Обыкновенную историю» на один уровень с «Евгением Онегиным», за его точное изображение дворянского общества и красивые пейзажи.

Также критики высоко оценили художественное своеобразие романа «Обыкновенная история»:

«Дарование г-на Гончарова - дарование самобытное: он идет своим путем, не подражая никому, ни даже Гоголю, а это не безделица в наше время…» (критик под псевдонимом «В. М.», «Ведомости Санкт-петербургской городской полиции», 8 марта 1847 г., №54)

Однако некоторые рецензенты заметили догматизм автора и его чрезмерное стремление навязать основную мысль:

«…Роман хорош. В молодом авторе есть наблюдательность, много ума; идея кажется нам немного запоздалою, книжною, но проведена ловко. Впрочем, особенное желание автора сохранить свою идею и растолковать ее как можно подробнее придало роману какой-то особенный догматизм и сухость, даже растянуло его. Этого недостатка не выкупает и легкий, почти летучий слог г-на Гончарова. Автор верит действительности, изображает людей как они есть. Петербургские женщины вышли очень удачны…» (анонимный автор под псевдонимом «Н. Н.», «Санкт-Петербургские ведомости», 13 апреля 1847, № 81)

Особенности творчества Гончарова заключаются в его наблюдательности и умении точно передать атмосферу общества и эпохи:

…От наблюдательности г-на Гончарова не ускользает ни одно малейшее движение Евсея, Аграфены, дворника, его жены, ямщика, лодочников. Эти черты наблюдательности тем больше вас поражают, что рядом с ними в то же время главное действие продолжается само собою, идет своим путем; они только перебегают по сцене действия как легкие, неуловимые огоньки, или, лучше, как разнородные, разнохарактерные голоса в толпе. Это разнообразит картины романа и делает эффект их на читателя разностороннее…» (неизвестный автор, рецензия в журнале «Отечественные записки», 1848 г, №3)