Главная · Женские тайны · Сюжетный план по теме судьба григория мелихова. II. Проверка домашнего задания. Примерный сюжетный план. Чужой среди своих

Сюжетный план по теме судьба григория мелихова. II. Проверка домашнего задания. Примерный сюжетный план. Чужой среди своих

Первая книга.
Часть первая.
1.Портрет Григория.
2.Свидание Григория с Аксиньей у реки. Зарождения чувства любви у Григория и Аксиньи.
3.Свадьба Григория и Натальи.
Часть вторая.
1.Семейная жизнь с Натальей, сравнение с Аксиньей.
2.Присяга Григория в казаки.
3.Не любит Наталью, Наталья собралась уходить от Мелеховых.
4.Григорий ушёл из дома, встреча с Аксиньей.
5.Устроился с Аксиньей служить у пана Листницкого.
6.Встреча на поле с мужем Аксиньи Степаном Астаховым.
7.Рождение девочки у Аксиньи.
8.Григория забирают в армию.
Часть третья.
1.Начало первой мировой войны.
2.Переход через границу. Убийство первого австрийца.
3.Пополнение из Вёшенской. Разговор с братом о хуторских новостях.
4.Григорий на фронте, ранение, слухи о его гибели в бою.
5.Возвращение в полк.
6.Известие о том, что жив, о подвиге спасения офицера и о награде.
7.Ранение в глаз, эвакуация в тыл. Госпиталь в Москве.
8.Учение об антинародности войны. Посещение госпиталя великим князем и выходка Григория (лишили питания на трое суток).
9.Возвращение домой. Узнал о смерти дочки и о связи Аксиньи с Евгением Листницким. Месть Григория Евгению и возвращение Мелехова к родителям, у которых жила его жена Наталья.

Книга вторая.
Часть четвёртая.
1.Григорий на фронте. Победа врождённого казацкого желания воевать над большой человеческой правдой бесчеловечности войны. Спасение Григорием Степана Астахова (разошлись непримирённые). Червивые щи на фронте (требование наказать и сменить каптенармуса).
2.Рождение у Натальи двойни.
Часть пятая.
1.Январь 1917. Григорий произведён в хорунжии.
2.Беседа с Извариным о большевиках. Трудно разобраться, по пути казаку с большевиками или нет.
3.Разговор с Федором Подтелковым (бегающие глаза).
4.За большевиков Григорий или за казаков? Какое-то время воевал на стороне большевиков. Тянуло к ним. Но и хозяйствовать у себя дома тоже хотелось.
5.Возвращение домой, к детям, жене и родителям.
6.Известие о том, что Красную Армию разбили неподалёку, идёт калединское войско, надо сматываться.
7.Казачий сход. Колебания Григория. Казаки зовут не отрываться от них. Не ушёл. Выбрали отрядным, так как офицер. Отвод: был в большевиках, нет ему доверия.
8.Против красногвардейцев и Подтелкова. Казнь отряда Подтелкова. Встреча Григория с Подтелковым («И вашим, и нашим, кто больше даст? » - «Тебе отрыгивается. Казаков жидам продал!»).

Книга третья.
Часть шестая.
1.Апрель 1918. Великий раздел на Дону: кто за большевиков, кто против.
2.Бой с красноармейцами. За гуманное отношение к пленным Григория отстраняют от командования.
3.Равнодушие Григория к войне.
4.Заметил общее недовольство войной и сбежал на отцовский баз.
5.Приход красноармейцев в дом Мелеховых.
6.Покушение на Григория. Побег.
7.Мобилизация на верхнедонское восстание.
8.Гибель брата Петра (Мишка Кошевой убил).
9.Григорий – командир Вёшенского казачьего полка. Тревога и горечь из-за участия в войне.
10.Убийство в атаке нескольких красноармейцев.
11.Встреча с родными дома. Признаётся в желании забыться.
12.Новая вспышка любви с Аксиньей.
13.Григорий соглашается возглавить прорыв к Дону. Все бегут и переправляются через реку.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Первая книга. Часть первая. 1.Портрет Григория. 2.Свидание Григория с Аксиньей у реки. Зарожде..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Примерный сюжетный план

«Судьба Григория Мелехова»

Книга первая

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5. Сватовство и женитьба.

6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3-4

12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком».

13. 1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети. Желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

20. Лазарет. «К кому же прислониться?»

21. Семья. «Я - за советскую власть».

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

30. Пьянство, мысли о смерти.

31 .Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч. 7

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудивов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

40. Смерть жены.

41.Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

Часть 8

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

49. В лесу.

50. Возвращение домой.

III. Беседа

Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»?

Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

(Григорий Мелехов - неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей - часть 7, глава 7; смерть Натальи - часть 7, главы 16-18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утенок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).

Григорий - человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с Подтелковым, столкновение с Фицхалауровым - часть 7, глава 10; решение вернуться на хутор.)

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? (Ученики подбирают и кратко пересказывают эпизоды.)

Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не собрал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи - часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор.

Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость.

Глубокая привязанность к дому, к земле - сильнейшее душевное движение: Моим рукам работать надо, а не воевать».)

Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «дрянными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.)

«Больше всего нужно для писателя,- говорил Шолохов, - ему самому нужно, - передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается?

Основная проблематика «Тихого Дона» раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной и в идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

(446 слов)

Главным героем романа М.А. Шолохова является донской казак Григорий Мелехов. Мы видим, как драматично развивается судьба Григория на одной из самых противоречивых и кровавых страниц нашей истории.

Но роман берёт своё начало задолго до этих событий. Сначала нас знакомят с бытом и нравами казаков. В это мирное время Григорий живёт спокойной жизнью, ни о чём не заботясь. Однако тогда же случается первый душевный перелом героя, когда после бурного романа с Аксиньей Гришка осознаёт важность семьи и возвращается к своей жене Наталье. Чуть позже начинается Первая мировая война, в которой Григорий принимает активное участие, получив множество наград. Но сам Мелехов разочаровывается в войне, на которой он увидел лишь грязь, кровь и смерть, вместе с этим приходит и разочарование в императорской власти, которая отправляет на смерть тысячи людей. В связи с этим главный герой попадает под влияние идей коммунизма, и уже в семнадцатом году встаёт на сторону большевиков, веря, что они смогут построить новое справедливое общество.

Однако почти сразу же, когда красный командир Подтелков устраивает кровавую расправу над пленными белогвардейцами, приходит разочарование. Для Григория это становится страшным ударом, по его мнению, нельзя бороться за лучшее будущее, при этом творя жестокость и несправедливость. Врождённое чувство справедливости отталкивает Мелехова от большевиков. Вернувшись домой, он хочет заниматься семьёй и хозяйством. Но жизнь не даёт ему этого шанса. Его родной хутор поддерживает белое движение, и Мелехов следует за ними. Гибель брата от рук красных только подогревает ненависть героя. Но когда сдавшийся отряд Подтелкова безжалостно истребляют, Григорий не может принять такого хладнокровного уничтожения ближнего.

Вскоре недовольные белогвардейцами казаки, в числе которых был и Григорий, дезертируют и пропускают красноармейцев через свои позиции. Уставший от войны и убийств герой надеется, что его оставят в покое. Однако красноармейцы начинаю творить разбой и убийства, и герой, чтобы защитить свой дом и семью, присоединяется к восстанию сепаратистов. Именно в этот период Мелехов сражается наиболее рьяно и не мучает себя сомнениями. Его поддерживает осознание того, что он защищает своих близких. Когда донские сепаратисты объединяются с белым движением, Григорий вновь испытывает разочарование.

В финале Мелехов окончательно переходит на сторону красных. Надеясь заслужить прощение и шанс вернуться домой, он сражается, не жалея себя. За время войны он потерял брата, жену, отца и мать. Всё, что у него осталось — это дети, и он хочет лишь вернуться к ним, чтобы забыть о борьбе и никогда не брать в руки оружие. К сожалению, это невозможно. Для окружающих Мелехов — предатель. Подозрительность оборачивается откровенной враждебностью, а вскоре советская власть начинает настоящую охоту за Григорием. Во время бегства гибнет всё ещё любимая им Аксинья. Проскитавшись по степи, главный герой, постаревший и поседевший, окончательно падает духом и возвращается в родной хутор. Он смирился, но желает, возможно, в последний раз увидеть сына, прежде чем принять свою печальную участь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В самом начале романа становится ясно, что Григорий любит Аксинью Астахову – замужнюю соседку Мелеховых. Герой бунтует против своей семьи, осуждающей его, женатого человека, за связь с Аксиньей. Он не подчиняется воле отца и уходит из родного хутора вместе с Аксиньей, не желая жить двойной жизнью с нелюбой ему женой Натальей, которая после этого покушается на самоубийство – режет шею косой. Григорий и Аксинья становятся наёмными работниками у помещика Листницкого.

В 1914 году – первый бой Григория и первый убитый им человек. Тяжело переживает Григорий. На войне он получает не только Георгиевский крест, но и опыт. События этого периода заставляют его задуматься о жизненном устройстве мира.

Казалось бы, революции совершаются для таких, как Григорий Мелехов. Он вступил в Красную Армию, но не было у него в жизни большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где царят насилие, жестокость и бесправие.

Григорий уходит из Красной Армии и становится участником казачьего мятежа в качестве казачьего офицера. Но и здесь – жестокость и несправедливость.

Он вновь оказывается у красных – в коннице Будённого – и вновь испытывает разочарование. В своих шатаниях от одного политического лагеря к другому Григорий стремится найти ту правду, которая ближе его душе и его народу.

По иронии судьбы, он оказывается в банде Фомина. Григорий думает, что бандиты – это и есть свободные люди. Но и здесь он чувствует себя чужаком. Мелехов оставляет банду, чтобы забрать Аксинью и бежать с нею на Кубань. Но гибель Аксиньи от случайной пули в степи лишает Григория последней надежды на мирную жизнь. Именно в этот момент он видит перед собой чёрное небо и «ослепительно сияющий чёрный диск солнца». Писатель изображает солнце – символ жизни – чёрным, подчёркивая неблагополучие мира. Прибившись к дезертирам, Мелехов прожил с ними почти год, но тоска вновь погнала его к родному дому.

В финале романа умирают Наталья, родители, погибает Аксинья. Остались только сын да младшая сестра, вышедшая замуж за красного. Григорий стоит у ворот родного дома и держит сына на руках. Финал оставлен открытым: осуществится ли когда-нибудь его простая мечта жить, как жили его предки: «пахать землю, ухаживать за ней»?

Женские образы в романе.

Женщины, в жизнь которых врывается война, отнимает мужей, сыновей, разрушает дом и надежды на личное счастье, берут на свои плечи непосильный груз работ в поле и дома, но не сгибаются, а мужественно несут этот груз. В романе даны два основных типа русских женщин: мать, хранительница очага (Ильинична и Наталья) и прекрасная грешница, неистово ищущая своё счастье (Аксинья и Дарья). Две женщины - Аксинья и Наталья - сопутствуют главному герою, они самозабвенно любят его, но во всём противоположны.

Любовь – необходимая потребность существования Аксиньи. Неистовство Аксиньи в любви подчёркнуто описанием её «бесстыдно-жадных, пухлых губ» и «порочных глаз». Страшна предыстория героини: в 16 лет она была изнасилована пьяным отцом и выдана замуж за Степана Астахова, соседа Мелеховых. Аксинья сносила унижения и побои мужа. У неё не было ни детей, ни родни. Понятно её желание «за всю жизнь горькую отлюбить», поэтому она яростно защищает свою любовь к Гришке, которая стала смыслом её существования. Ради неё Аксинья готова на любые испытания. Постепенно в её любви к Григорию появляется почти материнская нежность: с рождением дочери её образ становится чище. В разлуке с Григорием она привязывается к его сыну, а после смерти Ильиничны заботится обо всех детях Григория, как о своих. Жизнь её оборвалась от случайной степной пули, когда она была счастлива. Она умерла на руках у Григория.

Наталья – воплощение идеи домашнего очага, семьи, естественной нравственности русской женщины. Она самоотверженная и ласковая мать, чистая, верная и преданная женщина. Много страданий принимает она от своей любви к мужу. Она не хочет мириться с изменой мужа, не желает быть нелюбимой – это заставляет её наложить на себя руки. Тяжелее всего будет Григорию пережить то, что перед смертью она «простила ему всё», что она «любила его и вспоминала о нём до последней минуты». Узнав о смерти Натальи, Григорий впервые ощутил колющую боль в сердце и звон в ушах. Его терзает раскаяние.

М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Роман М.Булгакова многомерен. Эта многомерность сказывается:

1. в композиции – переплетении различных сюжетных пластов повествования: судьба мастера и история его романа, сюжет о любви мастера и Маргариты, судьба Ивана Бездомного, действия Воланда и его команды в Москве, библейский сюжет, сатирические зарисовки Москвы 20-х – 30-х годов;

2. в многотемье – переплетении тем творца и власти, любви и верности, бессилия жестокости и силы прощения, совести и долга, света и покоя, борьбы и смирения, истинного и фальшивого, преступления и наказания, добра и зла и т.д.;

Герои М.Булгакова парадоксальны: они – бунтари, стремящиеся обрести покой. Иешуа одержим идеей нравственного спасения, торжества правды и добра, счастья людей и бунтует против несвободы, грубой власти; Воланд, обязанный в качестве Сатаны вершить зло, последовательно творит справедливость, смешивая понятия добра и зла, света и тьмы, что подчёркивает порочность общества и земной жизни людей; Маргарита бунтует против обыденной реальности, своей верностью и любовью разрушая и преодолевая стыд, условности, предубеждения, страх, расстояния и времена.

Кажется, что дальше всех от бунта мастер, ведь он смиряется и не борется ни за роман, ни за Маргариту. Но именно потому он и не борется, что он – мастер; его дело – творить, и он сотворил свой честный роман вне всякой корысти, карьерной выгоды и здравого смысла. Его роман и есть его бунт против «здравого» представления о творце. Мастер творит векам, вечности, «хвалу и клевету приемлет равнодушно», точно по А.С.Пушкину; ему важен сам факт творчества, а не чья-то реакция на роман. И всё же мастер заслужил покой, но не свет. Почему? Наверное, не за то, что отказался от борьбы за роман. Возможно, за то, что отказался от борьбы за любовь (?). Параллельный ему герой Ершалаимских глав Иешуа боролся за любовь к людям до конца, до смерти. Мастер – не Бог, а всего лишь человек, и как всякий человек – в чём-то слаб, грешен… Лишь Бог достоин света. А может быть, покой – именно то, что больше всего необходимо творцу?..

Ещё роман М.Булгакова – о бегстве от обыденной реальности или о преодолении её. Обыденная реальность – это и жестокий в своей неправедности режим Кесаря, попирающий совесть Пилата, воспроизводящий доносчиков и палачей; это и фальшивый мир Берлиозов и окололитературных кругов в Москве 30-х годов; это и пошлый мир московских обывателей, живущих выгодой, корыстью и сенсациями.

Бегство Иешуа – это обращение к душам людей. Мастер ищет ответы на повседневные вопросы в далёком прошлом, тесно связанном, как оказалось, с настоящим. Маргарита поднимается над бытом и условностями с помощью любви и чудес Воланда. Воланд разделывается с реальностью с помощью своей дьявольской силы. А Наташа и вообще не хочет возвращаться в реальность из потустороннего мира.

Ещё этот роман – о свободе. Не случайно герои, освободившиеся от всяческих условностей и зависимостей, получают покой, а несвободный в своих действиях Пилат терпит постоянную пытку беспокойством и бессонницей.

В основе романа – мысль М.Булгакова о том, что мир во всей своей многогранности един, целостен и вечен, и частная судьба любого человека любого времени неотрывна в нём от судеб вечности и человечества. Этим и объясняется многомерность художественной ткани романа, объединившей все пласты повествования одной идеей в монолитное цельное произведение.

В финале романа все герои и темы сходятся на лунной дороге, ведущей к вечному свету, и спор о жизни, продолжаясь, переходит в бесконечность.

Анализ эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» (2 глава).

В 1 главе романа практически нет ни экспозиции, ни предисловия. С самого начала разворачивается спор Воланда с Берлиозом и Иваном Бездомным о существовании Иисуса. В доказательство правоты Воланда сразу же помещается 2 глава «Понтий Пилат», рассказывающая о допросе Иешуа прокуратором Иудеи. Как позднее поймёт читатель, это один из фрагментов книги мастера, которую клянёт Массолит, но хорошо знает Воланд, пересказавший этот эпизод. Берлиоз позже скажет, что этот рассказ «не совпадает с евангельскими рассказами», и будет прав. В Евангелиях есть лишь лёгкий намёк на мучения и колебания Пилата при утверждении смертного приговора Иисусу, а в книге мастера допрос Иешуа представляет собой сложный психологический поединок не только нравственного добра и власти, но и двух людей, двух индивидуальностей.

Раскрытию смысла поединка помогают несколько деталей-лейтмотивов, искусно используемых автором в эпизоде. В самом начале у Пилата предчувствие плохого дня из-за запаха розового масла, который он ненавидел. Отсюда – мучащая прокуратора головная боль, из-за которой он не двигает головой и выглядит каменным. Затем – весть о том, что смертный приговор для подследственного должен утверждать именно он. Это ещё одна мука для Пилата.

И всё же в начале эпизода Пилат спокоен, уверен, говорит негромко, хотя автор и называет его голос «тусклым, больным».

Следующий лейтмотив – секретарь, фиксирующий допрос. Пилата жгут слова Иешуа о том, что запись слов искажает их смысл. Позже, когда Иешуа снимет Пилату головную боль и тот почувствует расположение к избавителю от боли помимо своей воли, прокуратор будет то говорить на неизвестном секретарю языке, то вообще выгонит секретаря и конвой, чтобы остаться с Иешуа один на один, без свидетелей.

Ещё один образ-символ – солнце, которое заслонял своей грубой и мрачной фигурой Крысобой. Солнце – раздражающий символ тепла и света, и от этих тепла и света всё время пытается спрятаться мучающийся Пилат.

Глаза Пилата сначала мутные, а после откровений Иешуа всё больше и больше блестят прежними искрами. В какой-то момент начинает казаться, что, наоборот, Иешуа судит Пилата. Он избавляет прокуратора от головной боли, советует ему отвлечься от дел и погулять (словно врач), журит за потерю веры в людей и скудность его жизни, затем утверждает, что лишь Бог даёт и отбирает жизнь, а не властители, убеждает Пилата, что «злых людей нет на свете».

Интересна роль влетающей на колоннаду и вылетающей из неё ласточки. Ласточка – символ жизни, не зависимой от власти кесаря, не спрашивающей у прокуратора, где ей вить, а где не вить гнездо. Ласточка, как и солнце, - союзник Иешуа. Она смягчительно действует на Пилата. С этого момента Иешуа спокоен и уверен, а Пилат тревожен, раздражён от мучительного раздвоения. Он всё время ищет повод оставить в живых симпатичного ему Иешуа: то думает заключить его в крепость, то поместить в сумасшедший дом, хотя сам говорит, что тот не сумасшедший, то взглядами, жестами, намёками, недоговорённостью подсказывает арестанту нужные для спасения слова; «с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой». Наконец, после приступа ярости, когда Пилат понял, что Иешуа абсолютно бескомпромиссен, он в бессилии спрашивает у арестанта: «Жены нет?» - словно надеясь, что она бы смогла помочь вправить мозги этому наивному и чистому человеку.

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Тест по произведению