Главная · Заговоры · Сверхзадача и сквозное действие роли. Сверхзадача, сквозное действие Что относится к установлению сверхзадачи главной мысли

Сверхзадача и сквозное действие роли. Сверхзадача, сквозное действие Что относится к установлению сверхзадачи главной мысли

Этот элемент - один из важнейших в системе. Термином «сверхзадача» Станиславский одновременно определял и идейную цель, во имя которой режиссер ставит спектакль, а актер играет роль, и конечную цель, на которую направлено сквозное действие роли и спектакля. В этом последнем качестве понятие «сверхзадача» представляет для нас особый интерес, так как характер определения сквозного действия роли и конечной цели этого действия непосредственно связан с жанровым решением спектакля. Задача, на выполнение которой направлено действие героя, не только объясняет логику его поступков, но и дает определенный толчок фантазии, темпераменту и воле актера. Поступки, совершаемые персонажем для выполнения этой главной цели, отобраны драматургом. Однако мотивация этих поступков, трактовка логики поведения героев пьесы находятся всецело в руках режиссера, являясь одним из главнейших рычагов воплощения режиссерского замысла спектакля. Определение конечной цели сквозного действия непосредственным об разом связано с режиссерской сверхзадачей спектакля, а стало быть, и с его жанровым решением.

Именно мотивация поступков и действий героя заставляет нас сочувствовать ему или негодовать по поводу его поведения. Примеры, приводимые Станиславским на тему взаимозависимости определения конечной цели сквозного действия с трактовкой произведения и его

жанровым решением весьма выразительны: «... метаморфоза произойдет и с трагедией Гамлета от перемены названия его сверхзадачи. Если назвать ее «хочу чтить память отца», то потянет на семейную драму. При названии «хочу познать тайны бытия» получится мистическая трагедия, при которой человек, заглянувший за порог жизни, уже не может существовать без разрешения вопроса о смысле бытия. Некоторые хотят видеть в Гамлете второго Мессию, который должен с мечом в руках очистить землю от скверны. Сверхзадача «хочу спасать человечество» еще больше расширит и углубит трагедию». В приведенном примере, конечно, смущают эти бесконечные «хочу». Дело в том, что понятие «мотив» еще не знакомо Станиславскому. Но своей интуицией гения он чувствует, что здесь что-то не так. Не случайно «хочу» соседствует с действенным глаголом, определяющим путь к цели. Станиславский не может не знать, что в жизни мы в большинстве случаев делаем отнюдь не то, чего нам хочется; стремление к цели - акт волевой, желание же -«отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить». Желание - это стремление к чему-то мечтаемому, часто недостижимому. Мотив - «осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности» - нечто более конкретное, доводящее действие до качества необходимости. В спектакле любого жанра, даже если речь идет о спектакле театра абсурда, поведение актера должно быть непременно замотивировано. По большому счету, вне конкретной мотивации актер не может ни выйти на сцену, ни уйти с нее, ни произнести любую реплику, совершить любой поступок, любое действие. А вот взаимоотношения действенного мотива, цели и способа осуществления действия могут быть весьма различны; тут-то и кроется природное зерно способа актерского существования в том или ином жанре.



Весьма показательно, как определяет Станиславский сверхзадачи ролей комедийного плана: «Я играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: «Хочу быть больным». Чем сильнее я пыжился им быть, чем лучше мне это удавалось, тем более веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию. Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: «Хочу, чтобы меня считали больным». При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства.



В другой пьесе - «Хозяйка гостиницы» Гольдони - мы вначале назвали сверхзадачу: «Хочу избегать женщин» (женоненавистничество), но при этом пьеса не вскрывала своего юмора и действенности. После того как я понял, что герой - любитель женщин, желающий не быть, а лишь прослыть женоненавистником, - установлена сверхзадача: «Хочу ухаживать потихоньку» (прикрываясь женоненавистничеством), и пьеса сразу ожила».

Отсюда можно сделать вывод о том, что при «искреннем» желании героев достичь своих видимых целей спектакли теряли свою комедий-ность, так как очевидно, в этом случае исчезала дистанция между актером и образом, необходимая для достижения комического эффекта. Сказанное отнюдь не означает, что сам актер в комедийной роли не должен быть предельно искренен. В верном же определении природы действия героя комедии обязательно лежит некая двойственность: он стремится казаться чем-то иным, чем то, что он есть на самом деле.

Мне на собственном опыте приходилось неоднократно убеждаться в правоте великого мастера. Сколько раз, репетируя комедийную сцену и чувствуя, что работа идет неверно, видя, что действие теряет свою коме-дийность и переключается в драматический регистр, я задавал себе вопрос: «А в чем здесь двойственность сверхзадачи, где это стремление казаться кем-то иным?» И каждый раз верно найденная и схваченная исполнителем природа поведения изменяла тональность действия, неузнаваемо преображая сцену, заставляя безудержно смеяться присутствующих на репетиции над тем, что минуту назад вызывало лишь вежливую скуку.

Искажение жанровой природы пьесы в спектакле обязательно вызывает постановку перед героем такой сверхзадачи, которой драматург не мог мотивировать его поведение. Так, Гамлет, в уже упоминавшейся нами постановке Н.П. Акимова, все свои поступки совершал исключительно с целью захватить трон. При этом он стремился казаться тем, чем по своему существу является Гамлет Шекспира, что и порождало комедийный эффект «очуждения». Особенно не везло в этом смысле одно время чеховским героям (еще бы: Чехов писал «комедии»!), которых режиссура, захлебываясь в пафосе разоблачения, превращала сплошь и рядом в болтунов и бездельников, высокими словами прикрывающих никчемность своего существования и мелочность своих целей. Это ли имел в виду Антон Павлович?

Чем зашифрованнее художественная условность, чем ближе жанр спектакля к психологической драме, тем более конфликт погружается внутрь самого характера. Артисту все больше приходится выполнять

побочных задач, не связанных непосредственно со сквозным действием роли. И это естественно: в обстоятельствах психологической драмы актер поставлен в условия, требующие от него предельного жизнеподобия поведения. Вот здесь-то особенно полезны знания современной психологии, которая педантично различает такие понятия, как цель, задача, предмет борьбы, мотив и мотивировка. Но нужна ли такая подробность анализа и может ли она действительно что-либо дать нашему искусству? Разберемся.

Цель. Она значительно шире, чем задача, и подразумевает некое осознанное намерение, стремящееся к достижению определенной потребности. Задача отличается от цели тем, что направлена на выполнение ближайшего поступка в той цепи действий, которую необходимо выполнить для достижения цели. И, наконец, мотив деятельности. В жизни он далеко не всегда осознается человеком и относится к сфере подсознательного. Мотив - это главное стремление, руководящее человеком. Очень часто случается, что мотив не совпадает с осознаваемой человеком целью. В результате возникает внутренний конфликт, который проявляется в эмоциональной окраске действия. А что же такое тогда мотивировка? Это то, как человек сам объясняет причину своих поступков. Зачастую такое объяснение бывает весьма далеко от реальности. Как же не воспользоваться всем этим богатством, которое предлагает наука, так много проясняющая в загадках человеческой натуры? Мною проверено и на актерах (и профессионалах и любителях), и на студентах, что понятия, взятые из психологии, очень быстро усваиваются ими, после чего уже сами исполнители начинают требовать от режиссера ответы на такие вопросы: «А какой у меня мотив?», «А в чем здесь борьба цели и мотива?», «А что в подсознании?». Работа над действенной партитурой роли становится углубленной и, главное, конкретной.

Теперь посмотрим, нет ли решений действенной структуры поведения в драме, соответствующих открытиям психологии, которые можно было бы почерпнуть из опыта классиков режиссуры.

Вот, например, Вл.И. Немирович-Данченко определяет зерно спектакля «Три сестры»: «нечто активное, но лишенное элемента борьбы, -тоска по лучшей жизни», но тут же уточняет: «И еще нечто очень важное, что создает драматическую коллизию, - это чувство долга. Долга по отношению к себе и к другим. Даже долга как необходимости жить. Вот где нужно искать зерно». Этот режиссерский анализ абсолютно точно соответствует открытиям современной психологии. Другой вопрос, как все это сыграть артистам, если приблизительные и интуитивно найденные слова не переведены в систему конкретных

действенных понятий. Судите сами: «стремление выполнить свой долг» - неосознанный мотив деятельности; «тоска по лучшей жизни» - цель, сознательно сформулированная как стремление в Москву. Цель в результате оказывается недостижимой, так как конкретные задачи, возникающие под влиянием смыслообразующего (пусть и не осознаваемого) мотива, связанного с исполнением долга, уводят героев от счастья, благополучия, от «Москвы». Здесь и заложено зерно конфликта спектакля, конфликта, состоящего в глубинной психологической борьбе мотивов и целей поведения героев. При этом персонажи чеховской драмы (как это почти всегда бывает в реальной жизни) сами не вполне осознают свои мотивы и причины постигающих их неудач. Другое дело режиссер и артисты: они должны проникнуть вглубь человеческой психики, понять подсознательные мотивы, в которых герой далеко не всегда согласится себе признаться. Да и мы сами всегда ли бываем искренни в определении своих подлинных побуждений? Это трудная, мучительная работа, требующая не только знания человека и его психологии, но и предельной честности всех художников - и актеров, и режиссера, и, конечно, драматурга.

А вот еще один пример, позволяющий оценить возможности использования достижений науки при анализе действенной природы поведения персонажа в психологической драме. Посмотрим, что происходит с героем драмы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» - Шамановым. Переживаемая им психическая ситуация обострена до предела. Внешняя вялость, сонливость, декларируемое безразличие ко всему на свете - скрывают напряженные процессы, прорывающиеся наружу внезапными истерическими взрывами, саморазрушительными порывами, алогичными поступками. Состояние это точнейшим образом соответствует явлению, определяемому психологией как фрустрация. «Обычно выделяются следующие виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции;

б) апатия (...); в) афессия и деструкция; г) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) рефессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминиро вавшим в более ранние периоды жизни индивида (отметим - Валентина напоминает Шаманову его давнюю любовь! - П.П.), либо как «примити визация» поведения (...) или падение «качества» исполнения» - Не правда ли, все поведенческие признаки совпадают с поразительной точ ностью! Но этого еще мало, читаем далее: «...необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрационную цель (...), этот же признак является и достаточным...»

«фрустрационное поведение не обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель (скажем, побольнее уязвить соперника в фрустрационно спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива ситуации». А вот это - уже великолепное подспорье режиссеру! - Исходная цель Шаманова - попытка добиться справедливости - утратила всякий смысл в результате его отстранения от дела и перевода в Чулимск. Выражаясь научным языком, цель была «фрустрирована». Она вытесняется из сознания, изгоняется оттуда самим героем, но продолжает бессмысленную и разрушительную деятельность в качестве подсознательного мотива. Осознаваемые цели, которые возникают теперь на жизненном пути Шаманова, не несут в себе «смыслообразующего» начала, отсюда и та тяжесть, с которой переживается им случившаяся жизненная катастрофа. Все действия, совершаемые Шамановым, направлены на то, чтобы обрести новый смысл бытия, однако это лишь иллюзия, углубляющая психическую травму: утраченную гармонию не вернут ни Кашкина, ни Валентина, ни самоубийственная стычка с Пашкой. Проанализировать роль Шаманова - это найти в каждую секунду его сценической жизни тайную связь между внешним действием и противоборствующим ему подспудным мотивом. Это весьма тонкая и кропотливая работа, в которой академическая психология может оказать порой бесценную помощь.

Такая усложненность действенной структуры чужда произведениям, жанр которых диктует гораздо более жесткий принцип отбора и формирования материала. Именно по этой причине анализировать действие трагедии или сатирической комедии несравненно легче, чем усложненную психологическую структуру событийного ряда драмы, подражающей действительности. Подсознательные мотивы здесь уступают место вполне осознанным целям, поведение героев становится более целостным, и уже внутренняя борьба в характере героя, если она вообще имеет место, переходит в качество борьбы вполне сознаваемых действующим лицом целей и мотивов. Гарпагон знает, что он скуп; Макбет прекрасно понимает, как свое стремление к власти, так и мотивы, этому стремлению противоречащие.

Пожалуй, один только «Гамлет» стоит особняком во всей мировой трагедийной драматургии. Именно особенности характера героя делают эту трагедию Шекспира явлением поистине уникальным. Ни древней трагедии греков, чьи абсолютно целостные герои не знают никакой двойственности, ни персонажам трагедий Корнеля или Расина, разрываемым борьбой «чувства и долга», ни абсолютному большинству героев

того же Шекспира не свойственно противоречие подсознания и действенной цели. Сквозное действие трагического героя - это тот самый случай, который определяется психологией как «поглощение мотива целью», «приобретение целью самостоятельной побудительной силы», «превращение цели в мотив-цель». Противоречие бессознательного и сознаваемого здесь возможно только временное. Например, Ромео, которого шекспироведы так любят сравнивать с Гамлетом, живет раздвоенной жизнью (и в это время он действительно близок Датскому принцу) только в первых сценах трагедии. Встреча с Джульеттой «актуализирует» подсознательный мотив, обретающий смысл в целеустремленном, страстном порыве к соединению с любимой; с этого момента Ромео перестает быть «Гамлетом». И только сам Датский принц от начала до конца трагедии пребывает в состоянии раздвоенности, его тайные побуждения так и остаются не выявлены. Характер Гамлета поставил перед драматургом сложнейшую задачу: создать трагедию, в центре которой стоит по существу драматический герой. Задачу эту Шекспир выполнил виртуозно, призвав на помощь весь арсенал литературных средств и приемов, поднявшись, как поэт, на недосягаемую высоту. При чтении пьеса оставляет глубоко трагическое впечатление, - гораздо труднее добиться такого же эффекта при постановке: характер главного героя сопротивляется требованиям жанра.

В комедии же, наоборот, содержание подспудных мотивов отнюдь не стремится слиться с целью, однако оно совершенно явно выходит наружу. Комедийные герои откровенно «выбалтывают» свои секреты, которые, приходя в противоречие с видимыми целями, разоблачают героя, вызывая соответствующую реакцию зрителя. Именно это обнаружение глубинных мотивов комедийных персонажей описано Станиславским в приведенном нами отрывке определения сверхзадач Аргана и Риппаф-ратта. Герои лирической или героической комедии, которые должны вызывать наше сочувствие, осуществляют ту же операцию путем самоиронии, как бы отстраняясь от собственных желаний, осознавая их, препарируя их на глазах у зрителя. Идеальным примером здесь может служить Сирано де Бержерак Э. Ростана: собственное уродство и связанный с ним комплекс, безнадежная любовь и роль «голоса» возлюбленного Роксаны, - все это становится поводом для блестящего остроумия поэта.

К сказанному остается добавить, что определение действенных мотивов (или, по Станиславскому, сверхзадачи) - процесс не только рациональный, но и эмоциональный, затрагивающий самые чувствительные струны личности режиссера и артиста. «Название» сверхзадачи должно пробуждать качество темперамента артиста и образа, соответствующее

природе страстей жанра спектакля. Скажем, трагедия. Немирович-Данченко пишет: «Для трагедии требуется колоссальная насыщенность. Раз задача расширяется, то и темперамент должен быть круче. Каждое движение должно быть оправдано. Серьезность задач помогает общей картине. Если задачи разбить на мелкие «правды», это уже не трагедия».

Разумеется, при определении мотива сквозного действия и его цели обязательно должны учитываться индивидуальные особенности таланта и фантазии артиста. Слова режиссером должны находиться такие, чтобы они явились раздражителями актерского отношения к образу, пробудили бы личностный, человеческий темперамент артиста. Актер, равнодушный к мотивам, целям, задачам своего героя, не будет в состоянии реализовать жанровые особенности спектакля.

СВЕРХЗАДАЧА, СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Актер должен идти к своему образу не по маленьким задачам, действиям, а по большим эпизодам и крупным действиям, указывающим, наподобие фарватера, направление творческого пути.

Пока эпизоды, задачи и действия пьесы (этюда) и ролей разрозненны и существуют отдельно, вне общей связи с целым, нельзя говорить о наличии спектакля. «Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего».

Надо все эпизоды подобрать друг к другу по их внутренней сути и пронизать одной общей сквозной линией. Но для этого необходима основная конечная цель всего произведения - сверхзадача. Она должна притягивать к себе все отдельные эпизоды, действия и задачи. Это - основная мысль, идея, ради которой автор взялся за перо. И главная задача артистов: - это передать на сцене мысли писателя, его мечтания, чувства, радости и муки.

К. С. Станиславский придавал решающее значение сверхзадаче в искусстве. Он постоянно напоминал своим ученикам об этом… «Общая связь с ней и зависимость от нее всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отношения к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль. […]

Такое непрерывное стремление питает, наподобие главной артерии, весь организм артиста и изображаемого лица, дает жизнь как им, так и всей пьесе».

Сверхзадача должна быть увлекательной, но обязательно соответствующей творческим замыслам писателя, потому что если привить к произведению автора свою, чужую ему цель, то она станет диким мясом, как говорил Станиславский, на прекрасном теле и изуродует его до неузнаваемости. Но бывает иногда, что в старом классическом произведении естественно вскрывается современная идея, омолаживающая данную пьесу. Если эта идея органична для пьесы, то она становится сверхзадачей и произведение не калечится. Нужна нам сверхзадача сознательная (но не рассудочная), идущая от ума, от интересной творческой мысли; но в то же время волевая и эмоциональная, притягивающая к себе нашу физическую и душевную сущность и возбуждающая всю нашу творческую природу.

Очень важно найти точную формулировку сверхзадачи пьесы (роли). Вспомним работу над «Гамлетом» в Оперно-драматической студии. В поисках сверхзадачи трагедии мы предлагали такую: «Гамлет хочет, чтя память отца, отомстить за него». Но скоро нам стало ясно, что при такой сверхзадаче смысл пьесы сведется к семейной драме. К. С. Станиславский предложил нам следующую сверхзадачу: познавание бытия. Гамлет как Мессия должен пройти по всему свету и очистить его от скверны. От точности названия сверхзадачи зависит направление и трактовка произведения. Сверхзадача берется из гущи пьесы, из глубоких ее тайников. И пусть сверхзадача, говорил Константин Сергеевич, непрерывно напоминает артисту-исполнителю о внутренней жизни роли и цели творчества. Забыть о ней - значит порвать линию жизни играемой пьесы, а это катастрофа и для самого актера и для спектакля.

«От сверхзадачи, - пишет Станиславский, - родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено и творчество артиста».

Итак, линия сквозного действия, как говорили мы раньше, соединяет воедино все элементы, пронизывает все задачи, действия, эпизоды и направляет их к общей сверхзадаче.

Упражнения: а) Назвать общую задачу сегодняшнего дня; б) назвать все задачи сегодняшнего дня, учитывая общую задачу дня. а) назвать сверхзадачу всей вашей жизни; б) назвать задачи на ближайшие отрезки времени.

Надо следить, чтобы делающие эти упражнения, логически, и последовательно «цепляли» одну задачу за другую, сложив из них одну сквозную линию, направленную к сверхзадаче жизни (или к общей задаче дня).

Возьмем пример из спектакля «Власть тьмы» Л. Толстого, над постановкой которого (с Б. И. Равенских) я работала в Малом театре в 1957 году. Ну, хотя бы роль Анисьи. Ее сквозное действие - бороться за свое личное, животное, сытое счастье, идя на все, сметая все препятствия. Выражается оно в следующих действиях (объединяя их в единое целое).

1. Борется за Никиту: настраивает Петра против женитьбы Никиты, требует у Никиты отказа от женитьбы на Марине и заручается помощью Матрены.

Борется за деньги (с Петром): бросается за помощью к Матрене, к Никите, пытается задержать приход сестры Петра, идет на преступление (отравление Петра), пытается удержать деньги у себя.

Старается всеми способами оттянуть (оторвать) Никиту от Акулины; ищет себе союзников в лице кумы, Митрича, Анютки, стремится заручиться помощью отца Никиты, пытается заставить Никиту считаться с собой, наскакивает на Акулину, пытаясь взять верх над ней, отстаивает свои права жены и хозяйки, идет на мировую с Никитой, все прощая ему.

Старается сбыть с рук Акулину - просватать.

Заставляет Никиту убить своего ребенка, чтобы совершенным преступлением привязать его навечно к себе.

Пытается спаять звенья распавшегося счастья.

Старается заставить замолчать кающегося Никиту, чтобы спасти начинающую, как ей кажется, налаживаться жизнь.

И это сквозное действие направляется к сверхзадаче роли: «Хочу сытой, любовной жизни с Никитой». Сквозное действие для самого актера является прямым продолжением линии стремления «двигателей нашей психической жизни» (ума, воли, чувства).

«Всякая сверхзадача, - писал К. С. Станиславский, - возбуждающая двигатели психической жизни, элементы самого артиста, нам необходима, как хлеб, как питание. […] Нам нужна сверхзадача, аналогичная с замыслами писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста. […] Другими словами, сверхзадачу надо искать не только в роли, но и в душе самого артиста… Необходимо искать отклики в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни. Важно, чтобы отношение к роли артиста не теряло его чувственной индивидуальности и, вместе с тем, не расходилось с замыслами писателя».

Изучая отдельные элементы психотехники или руководя их изучением, мы имели всегда своей целью подвести будущих актеров к пониманию значения сверхзадачи и сквозного действия, как руководящего принципа творчества. Конечно, как говорил Константин Сергеевич, мы еще не готовы на этой стадии для тонких, проникновенных поисков сверхзадачи и сквозного действия, но мы во всех упражнениях по элементам психотехники старались находить цель и основную творческую задачу или, как мы говорили, решать, зачем мы это делаем.

В пьесе (этюде) рядом со сквозным действием имеется враждебное ему контрсквозное действие, которое идет не к сверхзадаче, а против нее. Ведь внутренним импульсом всякого движения являются противоречия, борьба противоположностей. Это закон развития природу и общества.

Контрсквозное действие (противодействие сквозному действию) вызывает и усиливает активность, действенность, благодаря ему создается борьба, конфликт.

«Нам нужно это постоянное столкновение: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их разрешения. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего искусства. Если бы в пьесе не было никакого контрсквозного действия […] сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной»… Так, например, в трагедии У. Шекспира «Отелло» - Яго ведет контрсквозное действие, а в пьесе Л. Леонова «Нашествие» - Фаюнин, Массальский, Кокорышкин и фашисты.

Во «Власти тьмы» Л. Толстого персонажами, ведущими сквозное действие пьесы, являются Аким, Митрич, Марина, Никита, а контрсквозное - Матрена, Анисья. Это конфликт противоборствующих сил в спектакле, сверхзадача которого: боритесь, и светлое начало в человеке победит окружающую, наступающую на него тьму - светлое начало в человеке сильнее власти тьмы.

Приступая к работе над этюдом, пьесой, ролью, изучайте, кристаллизуйте каждый эпизод, факт, находите его творческую задачу (верное название эпизода вскрывает заложенную в нем задачу). Творческую задачу в эпизоде, факте нужно определить для каждого действующего лица.

Сценическую задачу нужно непременно определять глаголом, а не именем существительным, которое говорит об образе, состоянии, представлении, об явлении, чувстве, и не пытается намекать на активность, на позывы к действию. Задача должна быть действенной.

Всем, кто занимается изучением системы или руководит изучением ее, надо не забывать, что основная задача психотехники - путем органического действия подойти к порогу подсознательного творческого процесса, к постижению подлинной правды жизни изображаемого лица. И в этом главном процессе, как говорит К. С. Станиславский, «наиболее могущественными манками для возбуждения подсознательного творчества органической природы являются сверхзадача и сквозное действие».

К. С. Станиславский

На занятиях в Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского.

Слева направо: В. З. Радомысленский, К. С. Станиславский, З. С. Соколова, Л. П. Новицкая.

У дверей справа - М. Н. Кедров.

Оперно-драматическая студия в Онегинском зале дома К. С. Станиславского

Приход К. С. Станиславского на занятия в Студию

К. С. Станиславский на занятиях в Студии

К. С. Станиславский со своими помощниками по Оперно-драматической студии: с братом В. С. Алексеевым и сестрой 3. С. Алексеевой-Соколовой

На репетиции первого акта пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова. Режиссер-педагог М. П. Лилина, К. С. Станиславский, В. 3. Радомысленский

Слева направо И. С. Чернецкая, В. 3. Радомысленский, К. С. Станиславский, М. П. Лилина

На репетиции первого акта спектакля «Вишневый сад». Приезд Раневской

Варя - Л. П. Новицкая, Аня - М. И. Мищенко

М. П. Лилина

Портрет К. С. Станиславского, подаренный Л. П. Новицкой М. П. Лилиной, с ее дарственной надписью

Участники студийного спектакля «Вишневый сад» с режиссером-педагогом М. П. Лилиной. 1936/37 уч. год

Освобождение мышц Гребля

Пилка дров

Определение точек опоры

Снятие напряжения

Толкание партнера без физического воздействия

Магическое «если бы»

Если бы я была одна в комнате и услышала шорох за дверью

Действие «если бы», предлагаемые обстоятельства

Упражнения на внимание

Публичное одиночество

Упражнение на последовательность и непрерывность движения.

Малое движение. Среднее движение. Большое движение.

Упражнение на беспредметные действия. Нанизывание бус.

Зверюшки

Обезьяна

Упражнения на сценическую наивность.

Укротительница льва. Утка. Тяжеловес

Поиски мизансцены.

Упражнения со стулом

Поиски мизансцены.

Пристройка

Упражнения на построение мизансцены.

Пристройка

К. С. Станиславский

Сцены из спектакля Студии им. К. С. Станиславского «Три сестры» А. П. Чехова.

Режиссер-педагог М. Н. Кедров. 1940 год

1-й акт. Слева направо: Ирина - Г. И. Калиновская, Маша - Г. А. Гурко, Вершинин - В. С. Куманин, Чебутыкин - Ю. Н. Мальковский, Ольга - В. Г. Батюшкова

4-й акт. Ирина - Г. И. Калиновская, Чебутыкин - Ю. Н. Мальковский

На репетиции пьесы «Три сестры» А. П. Чехова.

1936/37 уч. год

«Три сестры» А. П. Чехова в Студии им. К. С. Станиславского. 1940 год

Анфиса - Л. П. Новицкая

Анфиса - Л. П. Новицкая, Ольга - В. Г. Батюшкова

К. С. Станиславский на репетиции

Письмо К. С. Станиславского к Л. П. Новицкой. 1938 год

На репетиции пьесы «Гамлет» У. Шекспира. 1937 год. Слева направо: В. А. Вяхирева, К. С. Станиславский, 3. С. Соколова, Л. П. Новицкая

Просмотр этюдов в Студии

«Цирковое представление»

«Кукольный магазин». Этюд на «наивность»

«Инсценировка программы». Показ учебных работ первого и второго курсов.

Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского осенью 1938 года в Доме актера ВТО

Упражнения на беспредметные действия. Показ ведет Г. В. Кристи

Этюд «Зверинец». Верблюд - П. П. Глебов, укротитель - Б. И. Лифанов

Элемент «освобождение мышц». Показ ведет Г. В. Кристи

Упражнение на элемент «внимание»

К. С. Станиславский с драматическим отделением Оперно-драматической студии. 1936/37 уч. год.

Участники студийной работы над пьесой «Дети Ванюшина» С. А. Найденова. Во втором ряду в центре режиссер-педагог В. А. Орлов и педагог Г. А. Герасимов.

Группа ассистентов и студийцев у входа в квартиру К. С. Станиславского

Группа ассистентов Студии на загородной прогулке

Празднование годовщины Великой Октябрьской революции в Студии 7 Ноября 1935 года. Группа Л. П. Новицкой

Фронтовая бригада Студии.

Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)

Из книги Жизнь как песТня автора Олейников Илья

Из книги Уроки вдохновения автора Новицкая Лидия Павловна

ДЕЙСТВИЕ Общежитие циркового училища располагалось в Кунцеве, метрах в двухстах от станции.Ничто не предвещало того, что Кунцево вскоре станет одним из самых престижных московских районов.Это был небольшой уютный поселок, состоящий в основном из небольших деревянных

Из книги Идиотка автора Коренева Елена Алексеевна

ДЕЙСТВИЕ Осенью семидесятого врачебная комиссия при военкомате поставила мне страшный, а главное, неожиданный диагноз – годен к строевой. Как всякое разумное существо, я понимал, что армия есть важнейший государственный инструмент, но не понимал при этом другого – при

Из книги Избранные произведения. Том 1 автора Иванов Всеволод Вячеславович

ДЕЙСТВИЕ Дождь и слякоть сопровождали мою первую послеармейскую гастроль. Отслужив, я поехал домой, в Кишинев. Отогреться и прийти в себя. Безо всякого труда я был принят на работу в местную филармонию, в ансамбль с лучистым названием «Зымбет», что в переводе означало

Из книги Перелом. От Брежнева к Горбачеву автора Гриневский Олег Алексеевич

ДЕЙСТВИЕ Существует на эстраде вульгарное такое словечко «чес». Производное от глагола «чесать». То есть сыграть за минимальное количество дней максимальное количество концертов. Понятно, что популярные артисты не шатались по чесам. Они честно рубили капусту, сидя в

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

ДЕЙСТВИЕ Я родился в виноградной республике, и уже из одного этого можно сделать вывод, что Родина щедро поила меня не только березовым соком. Еще в семилетнем возрасте я, садясь ужинать, с молчаливого согласия родителей, выпивал несколько граммов легкого молодого вина. А

Из книги Сотворение брони автора Резник Яков Лазаревич

ДЕЙСТВИЕ «Вопрос, конечно, интересный». Помните эту фразу, которая, сорвавшись с телеэкрана февральским вечером, в один миг стала народной поговоркой. Без ложной скромности могу сказать, что я горд. Горд потому, что родителями этой крылатой фразы были я и мой партнер Рома

Из книги Главная тайна горлана-главаря. Книга 1. Пришедший сам автора Филатьев Эдуард

ДЕЙСТВИЕ Однажды погожим июньским утром, когда я, отпаиваясь киселем, приходил в себя после тяжело проведенных выходных дней, тишину сознания прорезал телефонный звонок.– Добрый день! – прощебетал жизнерадостный (то ли девичий, то ли жен-ский) голос. – Это вас с

Из книги автора

ДЕЙСТВИЕ Когда я учился в школе, рядом со мной сидел розовощекий, упитанный крепыш Миля Ройтман. Миля был по-своему уникальным ребенком. Каждую четверть он непременно заканчивал с восемью двойками. Ни с семью, ни с девятью, а именно с восемью. Учитель физики по этому поводу

Из книги автора

ДЕЙСТВИЕ Присутствие актера на сцене неизбежно связано с действием. Он действует не только, когда говорит или двигается, но и когда остается неподвижным, когда молчит, наблюдает за происходящим.Действие является сущностью театрального искусства, всего сценического

Из книги автора

Глава 16. Сверхзадача Перед началом съемок на «Мосфильме» устраивались просмотры фильмов мировой классики. Их заказывал сам режиссер, считая, что творческой группе необходимо ознакомиться с приемами и находками современного зарубежного кинематографа. Я впервые тогда

Из книги автора

Первое действие Окрестности Царского Села. Первые дни октября и первый снег, довольно обильный. Солнце склоняется к закату. Желтеет пологий холм, поля, перелески, далеко уходящие изгибы речки.У подножия холма - императорский охотничий домик, в окнах которого

Из книги автора

СВЕРХЗАДАЧА Постепенно реализм всё же стал брать верх. Причём не малую роль в этом сыграл сам Горбачёв. Он активно подключился к дискуссиям и вскоре под его руководством состоялась целая серия совещаний. На одной из таких узких встреч в Кремле 4 октября (присутствовали:

Из книги автора

11. Сквозное плавание ледокольного парохода «Сибиряков» северным морским путем (1932) Сквозное плавание ледокольного парохода «Сибиряков» по Северному морскому пути, формально совпавшее с началом проведения Второго Международного полярного года, было подготовлено рядом

Современное может стать вечным, если оно несет в себе большие вопросы, глубокие идеи.

К. С. Станиславский

Первый элемент режиссерского замысла, без которого ни одна экранная работа не способна удержаться «на ногах», имеет автора - это Константин Сергеевич Станиславский. Сам Станиславский определял сверхзадачу как «основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи».

- Постойте, но разве не тому же самому служит и авторская идея? - спросит внимательный читатель. Да, внешнее, формальное сходство этих двух элементов действительно часто рождает путаницу. Но их суть и задачи, которые они помогают решить, все же различны.

Путаницу тут вносит и существование различных вариантов сверхзадачи - режиссерская и актерская, - а также несколько различный подход к ней в театре и в кино. Не останавливаясь на всех возможных вариантах, давайте посмотрим, чем она может помочь нам на телеэкране.

Если внимательно просмотреть все вопросы авторского замысла, мы увидим, что упущен один из самых важных: зачем я сегодня это хочу показать зрителю?

Чтобы ему было интересно? Но мы уже знаем, что это не ответ, интересного много. Почему же именно сегодня я как автор выбираю именно эту проблему, именно такую идею, именно этот материал для ее доказательства, и т. д., и т. п., et cetera?

Ответ на этот вопрос невозможно найти умозрительно, рационально. А если все же попытаться, то (проверьте на своих собственных ощущениях) насколько беднее, примитивнее окажется вербальная формулировка тех чувств, мыслей и эмоций, которые вызывает в нас затронувший «болевую точку» материал! Внятная формулировка сверхзадачи возможна только после того, как мы основательно погрузились в ситуацию. А уточнение ее будет идти до последней склейки, последнего звука. Но именно сверхзадача несет в себе ту энергетику, которая подталкивает и направляет нас в процессе всей работы над сюжетом. По меткому замечанию А. Митты, без сверхзадачи «режиссер ползет по сценарию как клоп по обоям, не видя его перспективы». Поверьте, что когда у программы нет режиссера, то и журналист без сверхзадачи выглядит не лучше.

Существуют три обязательных принципа формулирования сверхзадачи: глагольная (действенная) форма, отсутствие дидактики и направленность на позитив. Возможно, для нашего сознания нет принципиальной разницы между «будь здоров» и «не болей». Но как давно знает психология, наше подсознание частицы «не» не понимает. Оно ее просто отбрасывает - и следует оставшейся «инструкции».

Сверхзадача - не лозунг и не призыв, а мощнейшая пружина, толкающая автора, а через него и все экранное действие к доказательству идеи замысла. В ином случае она будет больше мешать.


На первый взгляд кажется, что нет никакой смысловой разницы между фразами «надо стать здоровым» и «подари себе здоровье». Но ведь первое - лишь дидактика, тогда как второе дает толчок к действию. Что сильнее повлияет на поведение ребенка: лозунговое «надо хорошо учиться» (ну надо, что дальше?), разрушительное «докажи, что ты не дурак» (т. е. сразу дается посыл, что пока не доказал - он и вправду дурак) или «докажи, что ты можешь сам»? Ну, а как зрители мы все немного дети.

Очень грубо сверхзадачу можно назвать способом реализации идеи, толчком к активному действию, сформулированному на уровне личной задачи. Например, в замысле, где проблема - «невостребованность журналистских талантов», а идея - «сотрудничай с местными телекомпаниями», сверхзадачей может стать «раскрой свой талант теми средствами, которые есть под рукой». То есть сверхзадачу можно назвать активным способом реализации авторской идеи, который мы предлагаем зрителю. А значит, ее формулировка невозможна без внятного, выстроенного авторского замысла.

А еще уровень сверхзадачи должен точно соответствовать уровню поднимаемой проблемы. Если проблема в том, что «мне лично трудно добираться до дачи», а идея «купить машину», то сверхзадача тоже будет на уровне «накопи деньги на автомобиль», а не «укради миллион».

Как и остальные элементы замысла, сверхзадачу невозможно выдумать, позаимствовать или сформулировать за другого. Это вещь абсолютно личная, годная в употребление лишь для ее автора и только один раз. Другой материал, снятый завтра, потребует и другой сверхзадачи. Именно поэтому любые примеры чужих сверхзадач практически бессмысленны. Рискну привести их только для того, чтобы дать ориентиры формулировок.

Например, сверхзадачей «Клетки» стало: «Преодолей в себе подлеца».

В моем раннем фильме («Пономарь») сверхзадача была сформулирована так: «Перестань врать хотя бы самому себе». А в одном из последних фильмов - «Путешествии музыканта», - сверхзадачей стало: «Оставайся самим собой, несмотря ни на что». Приводить чужие сверхзадачи - значит фантазировать за авторов, приписывая им свои формулировки. Занятие это вряд ли корректное, поэтому ограничусь формулировками, которые знаю достоверно.

В сверхзадаче собираются воедино и «сжимаются в пружину» наши «болевая точка» и «фокус внимания», чувства и эмоции, ощущение и отношение к материалу - все, толкнувшее нас в конкретную работу. Распрямляясь, она бросает нас, а затем и зрителя к идее - вдоль вектора замысла. Который, получая эту энергию, становится сквозным действием нашего сюжета. Объединяя все эпизоды и элементы, задачи и приемы в единую систему доказательств.

Сверхзадача - дело сугубо личное и практическое. Поэтому закончить главу мне хочется объемной цитатой из К. С. Станиславского.

«Если мне удалось сегодня заставить вас понять совершенно исключительную, первенствующую роль в творчестве сверхзадачи и сквозного действия, я счастлив и буду считать, что разрешил самую важную задачу - объяснил вам один из главных моментов “системы”. […]

Всякое действие встречается с противодействием, причем второе вызывает и усиливает первое. Поэтому […] рядом со сквозным действием, в обратном направлении, проходит встречное, враждебное ему контрсквозное действие.

Это хорошо, и нам следует приветствовать такое явление, потому что противодействие естественно вызывает ряд новых действий. Нам нужно это постоянное столкновение: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их разрешения. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего искусства» 1 .

СНОСКА 1 Станиславский К. С . Работа актера над собой. Ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: Искусство, 1985. С. 394.

Надо ли пояснять, что контрсквозное действие направлено по вектору контр-идея → проблема?

Сверхзадача формулируется как толчок к конкретному персональному действию - сначала автора, а затем и каждого из зрителей. Главная ее задача - «заразить» зрителя энергией действия. Поэтому формулировки на уровне призывов и лозунгов бессмысленны. Как и в случае с «болевой точкой», зрителя может затронуть только то, что затронет чувства и эмоции самого автора.

Формулируя сверхзадачу, не забывайте о трех главных принципах: глагольная (действенная) форма, отсутствие дидактики, направленность на позитив (формально - отсутствие частицы «не»).

Путь от завязки конфликта к доказательству сверхзадачи называют «сквозным действием». Его линия должна быть непрерывна до конца сюжета. Так же как и линия противостоящего ему контрсквозного действия. Столкновение этих линий дает возможность выстроить непрерывность конфликта и направить весь процесс борьбы к доказательству сверхзадачи и авторской идеи. Поэтому формулировка сверхзадачи всегда должна лежать точно в русле авторского замысла, соответствуя ему и по направленности, и по уровню.

Формулирование сверхзадачи - всегда дело сугубо личное, авторское. Освоив ее, вы получите мощнейший инструмент воздействия на зрителя. Но формальное использование может только навредить. Поэтому никогда не пользуйтесь ею только потому, что «так нужно». Просто помните, что отсутствие сверхзадачи исключает из вашего арсенала одно из самых мощных «орудий».

Практикум

Попробуйте сформулировать сверхзадачи не просто понравившихся, а всерьез затронувших вас фильмов, телепрограмм и сюжетов, задав себе вопрос: какого действия хотели от вас добиться их авторы? Критерий проверки здесь прост: все действия, события и персонажи должны укладываться в рамки вашей формулировки.

Проследите в этих же работах, как простроены непрерывные линии сквозного и контрсквозного действий. Найдите логику (не бытовую) их развития. Для этого вам придется сначала определить субъекты борьбы: кто из персонажей «работает» на сквозное действие, а кто - против. Помните, смотреть здесь надо по итогу, т. е. каким персонаж приходит к финалу. Проанализируйте, за что и как идет борьба персонажей. Начать эти опыты лучше с игровых фильмов, памятуя, что эта система одинаково работает в любой хорошо сделанной экранной работе. Обратите внимание, что в фильмах и программах, которые вас оставляют равнодушными, сверхзадачу вычленить или невозможно, или она существует на уровне лозунга (последним особенно грешат политически ангажированные работы).

Сформулируйте сверхзадачи своих «экспериментальных» сюжетов. Просмотрите и при необходимости поправьте все элементы, выстроив сквозное и контрсквозное действия, использовав полученный при анализе чужих работ опыт.

Сформулируйте сверхзадачу для своих прошлых эфирных сюжетов и посмотрите, что бы вы сделали в них по-другому и какими они могли стать, если бы сверхзадача для них была найдена заранее.

Начните формулировать сверхзадачу хотя бы для некоторых из своих сюжетов, помня, что ее уточнение идет до последней секунды работы. Обязательно записывайте все варианты на бумаге. Просматривая сразу после монтажа готовый сюжет, проверьте соответствие общего впечатления последней формулировке и постарайтесь понять, что помогает, а что мешает ее внятной «считываемости» с экрана. Постарайтесь учесть эти ошибки, делая следующий сюжет.

Никогда не используйте сверхзадачу формально, помня, что из «оружия огромной разрушительной силы» в тире не стреляют.

«Зерно»

Когда она начинает поучать, у меня ощущение, что мне лимон без кожуры целиком в рот засунули.

Из случайно услышанного разговора

Когда мы наблюдаем за ситуацией неравнодушным взглядом, мы всегда испытываем к ней какие-то чувства, эмоции, которые складываются в личное эмоционально-чувственное отношение (напомню, что эмоции - это непосредственные переживания, а чувства - ценностный ряд личности). Это авторское отношение - элемент очень ценный не только для самого автора, но и для зрителей. Ведь все, что зритель видит на экране, он видит только преломленным через призму авторского восприятия. И чем выявленней, яснее, внятней будет для него каждый элемент, тем понятней, эмоционально заразительней, а значит, и интересней станет для зрителя сюжет.

Но вот проблема: запомнить, а тем более по желанию воспроизвести возникшую непосредственно эмоцию невозможно. А точно выразить на вербальном языке чувство - задача, удававшаяся разве что классикам. Не зафиксировав же здесь и сейчас возникшее переживание, мы рискуем его потерять или рационализировать до уровня сухого рассудочного обозначения «вообще».

Введенный В. Э. Мейерхольдом элемент режиссерского замысла - «зерно», - и дает нам возможность фиксации. Сам автор называл «зерно» чувственно-эмоциональной идеей. Еще его можно назвать формулировкой того общего ощущения, которое, по вашему замыслу, должно остаться у зрителя после просмотра сюжета. То есть «зерно» дает возможность точно определить, сформулировать, а потом и выстроить на экране тип, диапазон и «градус» эмоционально-чувственного воздействия.

Механизм «зерна» прост, но, как и все элементы замысла, требует точности, неформального подхода и постоянной тренировки.

Лучше всего взять за правило, наблюдая за любой, не только связанной со съемками ситуацией, пытаться каждый раз найти ей адекватный ассоциативный «ярлык». Им может стать любая запомнившаяся цитата из прозы или стихотворная строка, музыкальный фрагмент или какое-то впечатлившее вас место… да что угодно! Главное, чтобы этот «ярлык» вызывал чувство, эмоцию, очень близкие к тому, которое вызвала у вас ситуация. А дальше эту ассоциацию надо записать. Так, чтобы при прочтении вы тут же смогли свое чувство не только вспомнить, но и вновь ощутить.

«Зерно», как и сверхзадача, всегда предельно индивидуально. У кого-то им может стать «Ода к радости» Бетховена и «Снег идет…» Пастернака, а у кого-то - пляж в июльском Сочи или «час пик» в метро - то, что поможет лично вам зафиксировать, а потом и передать зрителю свое ощущение от материала. Главные критерии здесь - точность попадания и возможность адекватной передачи на экран. Классический пример определения «зерна» - «тоска по лучшей жизни», найденное К. С. Станиславским для спектакля «Три сестры».

С теми же предупреждениями, что были сказаны в отношении сверхзадачи, приведу примеры «зерна».

В «Клетке» «зерно» шло от простой мысли: какая же мы дрянь, если такое отношение к детям стало возможным.И мне очень хотелось хотя бы капельку той физической боли и безысходности, которые испытывают каждый день эти дети, боли эмоциональной, которую, снимая и монтируя, испытывал я сам, передать и зрителю. Поэтому я сформулировал «зерно» как «боль ежедневных уколов». Знаете, когда кожа уже воспалена, вся в дырках, улучшения нет, а вас все колют и колют. Удалось ли это передать - судить вам.

«Зерном» уже упоминавшегося фильма «Пономарь» был актерский провал роли.

Причем, обратите внимание, в этих формулировках использована не абстракция слов, называющих чувства, а конкретика ассоциаций. Опыт доказывает, что в этом случае они становятся более действенными. Не просто названием, а рабочим инструментом, которым можно потом воспользоваться на экране.

«Зерно» - это эмоциональное ощущение, которое должно остаться у зрителя после просмотра сюжета. Формулировать ощущение лучше всего через ассоциацию.

Если авторский замысел помогает нам передать зрителю наши мысли, а сверхзадача - подтолкнуть его в действию, то через «зерно» мы можем передать зрителю и наши эмоции, чувства. При точно выстроенном воздействии они будут не просто «считаны» зрителем, но и «заразят» его - и он испытает чувства, близкие к тем, которые испытывал автор. В сюжете появится еще один элемент, удерживающий внимание и передающий авторский замысел. Ведь основное воздействие профессионально сделанного сюжета, программы или фильма идет как раз через эмоционально-чувственную, а не рациональную сферу. А это воздействие всегда на порядки сильнее интеллектуального.

Практикум

Попробуйте через ассоциацию сформулировать чувство и эмоцию, которые остаются у вас после просмотра тех фильмов, в которых вы искали сверхзадачу. Проанализируйте, как именно авторы достигают такого эффекта, понимая, что настоящий профессионал никогда не оставит это на волю случая.

Попробуйте уловить свои ощущения и сформулировать «зерно» в задевающих ваши эмоции бытовых ситуациях. Постарайтесь хотя бы первое время делать это как можно чаще. А главное, не останавливайтесь, пока не найдете максимально точную ассоциацию для тех чувств и эмоций, которые вы испытали.

Начните вводить «зерно» в некоторые из ваших сюжетов. Просматривая готовый сюжет, соотнесите вашу ассоциацию с тем, что осталось на экране. Поспрашивайте зрителей, какое чувство остается у них после вашего сюжета и сравните со своим. Будьте готовы к тому, что совпадения будут редки.

Перед съемкой, опять же через ассоциацию, объясните хорошему оператору, какое ощущение вам хотелось бы передать в сюжете. Например, «снять праздник как надувание воздушного шарика: он растет, растет, становится ярче, красивей, - а потом лопается». Чтобы проверить, понял ли вас оператор, добейтесь от него обратной связи - его собственных ассоциации, предложений конкретных кадров и т. д. Если полученный ответ вас устроил (находится в приемлемом для вас эмоциональном диапазоне), просто на съемках несколько раз напомните оператору его же слова. Если нет - не настаивайте, а сами поищите такую ассоциацию, которая вызовет нужный вам отклик.

Придумайте вместе с оператором 5–7 кадров, которые будут максимально близки к вашему «зерну». Снимите и используйте их в монтаже. Снова сравните зрительское ощущение от сюжета со своим - количество «попаданий» должно увеличиться.

Попробуйте каждую съемку начинать с «накачки» оператора нужной эмоцией, делая это тактично, с учетом его личного восприятия и добиваясь обратной связи. Гарантирую, что научившись точно формулировать свою эмоцию и «заражать» ею приличного оператора, вы сразу увидите разницу в съемках: вместо равнодушного взгляда «лягушки» на монтаже у вас будет «заряженный» эмоцией материал. Ну а с оператором откровенно плохим, увы, есть только один способ работы - тыкать на съемке пальцем в нужную сторону и диктовать, как это снять.

Тема

Тема - это ответ на вопрос «о чём идёт речь в данном произведении?». Тема - это круг проблем, её необходимо определять на конкретном материале. Тема - всегда конкретна, она - кусок живой действительности. Тема - это проблема, поставленная писателем и освещённая им на конкретном жизненном материале.

Тема моего этюда - «Дирижер»

Идея

Идея - это то, что вы намереваетесь "сказать миру" посредством того, что вы показываете. Идея, которую вы для себя формулируете, может измениться в процессе работы. Тема - это материал и его оценка. То есть, материалом может быть, например, история любви между сотрудниками какой-то конторы. Оценка, то есть, по сути, неоформленная идея - это взгляд автора на такую любовную историю. Тема (на практике, а не в теории) - это не просто выбор материала, а придумывание ситуации, на основе которой можно развернуть конфликт. И чем интересней ситуация, тем больше возможностей этот конфликт обострить, а проще говоря, сочинить историю, которую интересно смотреть.

Всё действие максимально просто и приближено к правде жизни, конечно все таки на классических концертах так бывает редко, но все же бывают и пролеты, даже в таких слаженных и отточенных композициях. И от такого, никто не застрахован. Главное, вовремя предотвратить конфликт и вывести ситуацию в нормальное русло, чтобы не уничтожить всю композицию и не «пасть лицом» перед публикой.

Сверхзадача

Сверхзадача - это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, зрителей, то к чему художник стремится - это самое заветное, самое дорогое его желание, это активность и целеустремлённость режиссёра.

Главная цель моего произведения, что даже в самой тяжелой и экстремальной ситуации можно решить проблему и вывести в ситуации в нужное русло. В каждой системе происходят сбои, и концерты не исключение, но главное, не смотря на промахи исполнителей, можно достойно закончить концерт.

Так же и в жизни, каждую проблему, какая она не была бы, можно решить и выкрутиться из любой ситуации, показав при этом, что тот промах еще не конец и что, каждый человек еще может достойно закончить какую то проблему или какой то конфликт.

Нужно проще относиться к событиям - не знать, а чувствовать, и суметь разглядеть за эмоциями силу духа и веру в себя.

Главная задача спектакля это передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей. Эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли называют сверхзадачей произведения писателя.

Все, что происходит в пьесе, все ее отдельные большие или малые задачи, все творческие помыслы и действия артиста, аналогичные с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль. Кроме непрерывности, следует различать самое качество и происхождение такого стремления. Чем увлекательнее неверная сверхзадача, тем сильнее она уводит артиста к себе, тем дальше он отходит от автора, от пьесы и роли. Сухая, рассудочная сверхзадача нам тоже не нужна. Но сознательная сверхзадача, идущая от ума, от интересной творческой мысли, нам необходима. Нужна нам и эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу, и волевая сверхзадача, притягивающая к себе все наше душевное и физическое существо.

Всякая сверхзадача, возбуждающая двигателей психической жизни, элементы самого артиста, нам необходима, как хлеб, как питание. Таким образом, оказывается, что нам нужна сверхзадача, аналогичная с мыслями писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста. Вот, что может вызвать не формальное, не рассудочное, а подлинное, живое, человеческое, непосредственное переживание.

Артист должен сам находить и любить сверхзадачу. Если же она указана ему другими, необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально взволноваться ею от своего собственного, человеческого чувства и лица.

В трудном процессе искания и утверждения сверхзадачи большую роль играет выбор ее наименования. От меткости названия, от скрытой в этом названии действенности нередко зависит и самое направление и самая трактовка произведения.

Неразрывная связь сверхзадачи с пьесой органична, сверхзадача берется из самой гущи пьесы, из самых глубоких ее тайников. Пусть сверхзадача непрерывно напоминает исполнителю о внутренней жизни роли и о цели творчества. Ею во все время спектакля должен быть занят артист. Забыть о сверхзадачи - значит порвать линию жизни изображаемой пьесы. Это катастрофа и для роли, и для самого артиста, и для всего спектакля. Поняв настоящую цель творческого стремления, все двигатели и элементы бросаются по пути, начертанному автором, к общей, конечной, главной цели, т.е. к сверхзадаче. Это действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли называют сквозное действие артисто-роли. Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче. С этого момента все служит ей.

Если вы играете без всякого сквозного действия, значит, вы не действуете на сцене в предлагаемых обстоятельствах и с магическим «если бы»; значит, вы не вовлекаете в творчество самую природу и ее подсознание, вы не создаете «жизни человеческого духа» роли, как того требуют главная цель и основы нашего направления искусства. Очень часто, при стремлении к конечной сверхзадаче, попутно наталкиваешься на побочную, мало важную актерскую задачу. Ей отдается вся энергия творящего артиста. Нужно ли объяснять, что такая замена большой цели малой - опасное явление, искажающее всю работу артиста.

Всякое действие встречается с противодействием, причем второе вызывает и усиливает первое. Поэтому в каждой пьесе рядом с сквозным действием, в обратном направлении, проходит встречное, враждебное ему контрсквозное действие.

Роль, поставленная на верные рельсы, движется вперед, ширится и углубляется и, в конце концов, приводит к вдохновению.