Главная · Молитвы · Святой праведный лаврентий, христа ради юродивый, калужский чудотворец

Святой праведный лаврентий, христа ради юродивый, калужский чудотворец

500 лет со дня преставления святого блаженного Лаврентия, калужского чудотворца

В этом году исполнилось 500 лет со дня преставления святого блаженного Лаврентия, калужского чудотворца. Этот день, 23 августа, широко отметили в Калуге. Усилиями новообрядческой епархии был поставлен памятник святому.

Старообрядцы не остались в стороне. Калужская община (настоятель о. Иоанн Курбацкий) выпустила брошюру о святом Лаврентии с каноном. Канон составлен так, чтобы каждый мог молиться, даже тот, кто совсем не знаком с церковным уставом: нужно просто читать все подряд, дана подробная инструкция. Также в сам день праздника в Калугу прибыл митрополит Корнилий.

Он совершил архиерейскую Литургию, после которой состоялся молебен и крестный ход.





Святой с секирой в руке блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец

Праведный Лаврентий жил в конце XV и в начале XVI в. при удельном Калужском князе Симеоне Иоанновиче. Кто и откуда был родом Лаврентий — нет прямых указаний. В записи Лаврентьева Калужского монастыря значится: «отца же его и матерее никто же сведом, древних ради лет бывших ». Но в синодике (помяннике) древнего боярского рода Хитровых, находившемся в Лютиковом Троицком монастыре близ города Перемышля, был упомянут в поколении Григория Симеоновича Хитрово, во главе всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок. Поэтому можно заключить, что он принадлежал к роду Хитровых.

Князь Симеон Иоаннович жил на городище, на левом берегу реки Яченки, в полу-версте (верста = 1 066,8 м) от нынешнего города Калуги. В его доме по временам живал раб Божий Лаврентий. Зи-мой и летом ходил Лаврентий босой, в рубашке и овчинном кожухе. У князя в доме живал он только по временам, большую же часть времени проводил там, где теперь монастырь его имени (ныне район Подзавалья, ул. Широкая, 49). Здесь на вершине горы, по-крытой в то время густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова. Вблизи храма стояла хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы. А для слушания днев-ной молитвы в храме прикопан был от хижины в земле ход к храму и Лаврентий, незримый людьми, ходил к церкви молиться. Так святой скрывал свои подвиги от людей, избегая тщеславия.


Блаженный Лаврентий принимал деятельное участие в нуждах и скорбях своих сограждан и молитвами своими спасал их от угрожавшей опасности. В старинной монастырской записке, хранившейся в монастыре до его разорения, повествуется:

В лето 1512 нападоша на град (Калугу) агаряне (Крымские татары), противу которых вышел он (князь Симеон) с своими гражданы. Праведный Лаврентий, в дому его бывши, внезапу возопи гласом велиим: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша псы на князя Симеона, да обороню от псов его!». И взем, отъиде (взявши, отошел). Князю же Симеону, в то время бившуся с агаряны с насада (речное судно) на Оке. Агаряном же, во множестве обступившим князя, внезапу обретеся на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив, рекши: «Не бойтеся!». И в тот час победи князь и прогна их. А правед-ный Лаврентий обретеся паки (опять) в дому княжеском, аки юродствуя и говоря: «Оборонил от псов князя Симеона». Князь, возвратився от брани, поведа (рассказал) бывшее, како явися праведный, и его укреплением и помощию победил врагов, нашедших на город Калугу.

Таким образом, Калуга обязана была своим спасением от разорения, а князь и сохранением своей жизни правед-ному Лаврентию.


Святой Лаврентий преставился в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день (23 августа по новому стилю) и был погребен с великой честью в деревянной церкви Рождества Христова, которая со временем была выстроена в камне. Мощи святого почивали и доселе почивают под спудом.

После церковного раскола в конце ХVII в. монастырь принял никоновские новины. В то же время известно, что в 1698-1722 гг. архмиандритом Лаврентьева монастыря был Карион — тайный ревнитель веры Христовой и древлего благочестия. Он укрывал от гонений в своем монастыре старообрядцев, а сам служил по-старому и не воспрещал так служить и приходским священникам. Сохранился документ синодальной церкви, в котором об архимандрите Карионе говорится, как о «важном раскольнике, и укрывателе, и оберегателе, и во всем потатчика расскольническаго». Вероятно, что духовным сыном и учеником Кариона был преподобный инок-схимник Лаврентий Ветковский, родственник блаженного Лаврентия чудотворца. Весьма примечательно, что придел великомученицы Варвары в нашем Знаменском храме освящал именно архимандрит Карион. Так прослеживается связь между монастырем блаженного Лаврентия и калужским старообрядчеством.

К сожалению, Христорождественский собор и другие постройки монастыря (3 церкви, колокольня, настоятельские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями) были разрушены в разгар антирелигиозной кампании в 1929 году. В 1999 году над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут деревянный крест, возжена неугасимая лампада. Сейчас калужская епархия РПЦ заново возводит храм Рождества Христова.

По свидетельству Д.И.Малинина, святой праведный Лаврентий был канонизирован во второй половине XVI или первой половине XVII века. В 1565 году царь Иоанн Грозный, бывший в 1563 г. в Калуге, в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Память святого празднуется 10 (23) августа, в день его кончины по общей минее. В монастыре имелась особая рукописная служба святому. До революции в этот день совершался крестный ход из Троицкого собора в Лаврентьев монастырь при многочисленном стечении народа.

На древних иконах праведный Лаврентий изображался в рубахе и овчине, босой, с секирой, насаженной на длинное топорище — напоминание о чуде на р. Оке. Темно-русые и долгие волосы рас-кинуты по плечам, длинная борода раздвояется на груди. В Калужском областном художественном музее в постоянной экспозиции находится икона конца XVIII в. изображающая заступление святого Лаврентия Калужского в битве с татарами.


В рукописном житии праведника записано несколько посмертных чудес.

Так, в 1621 г. молитвами блаженного Лаврентия со-вершилось исцеление параличного боярина Льва Андре-евича Кологривова. Этот больной не владел ни ру-ками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею крестное знамение. Потом встал, подошел к раке и прило-жился к ней. По окончании молебна он уже свободно стал говорить и сделался совершенно здоровым. В воспоминание этого чуда память святого чтилась еще и 8 июля.

В 1-й день июня 1622 г. праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя города Калуги именем Стефана. В одно время родные вели Стефана в обитель помо-литься праведному Лаврентию, но бесноватый, устра-шаемый злыми духами в виде лютых зверей, устре-млявшихся растерзать его, сопротивлялся им. Близ церкви Богоявления Господня страждущему внезапно явился Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел ему идти в монастырь Рождества Христова к своему гробу. Стефан исполнил повеление угодника Божия, пришел в монастырь, приложился ко гробу святого и после молебна возвратился в дом свой здравым.

В 1634 г. у раки блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов! Но на четвертый день за Божественной литургией во время пения Херувимской песни страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления и мучения.

8 марта 1630 года девица Евдокия, дочь благочестивых родителей Авраамия и Марии, лишилась зрения. В одну ночь сей девице явился праведный Лаврентий и сказал: «Приди в обитель святого Лаврентия со свечей и сотвори пред гробом моим молебное пение». Девица, исполняя данное ей повеление, пришла с ро-дителями своими ко гробу чудотворца Лаврентия и, по совершении молебна, прозрела глазами.


4 августа 1632 г. калужанка Евдокия, при переселении с мужем своим Гавриилом из Ка-луги в Тулу, лишилась зрения. Вспомнив о чудесах, совершающихся при гробе праведного Лаврентия, Евдокия в сопровождении мужа поспешила в обитель его и по усердной молитве у гроба праведника получила исцеление.

В 1641 году принесен был к раке праведника сын калужского гражданина. Он был болен ногами, и отец принес его на себе, но у раки праведника больной выздоровел и уже сам мог идти в дом свой.

1 мая 1641 года к игумену Лаврентиева мо-настыря явился юноша Симеон и сказал: «Плывя из Нижнего Новгорода в Калугу на стругах, я от про-студы подвергся изнурительной лихорадке, благослови меня, отче святыи, пробыть несколько дней в обители и помолиться угоднику Божию Лаврентию об исцелении от гнетущей меня болезни». Получив благословенье игумена пожить в монастыре, юноша являлся в цер-ковь ко всем службам, усердно молился чудотворцу Лаврентию об избавлении от своего недуга, и вскоре Господь Бог по молитвам праведного Лаврентия да-ровал ему просимое исцеление.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление Наполеона, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года. Образ святого Лаврентия был изображен на хоругви калужского ополчения, которая сопровождала наших предков в двух войнах: Отечественной 1812 года и Крымской. Ныне хранится в Калужском музее истории войны 1812 года.

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, жил в начале ХVI века в полуверсте от старой Калуги при лесном храме в честь Рождества Христова, стоявшем наверху горы.

Из его хижины был прокопан подземный ход в церковь, где он слушал Богослужение. Бывал он и в доме калужского князя Симеона Иоанновича. Предполагают, что блаженный Лаврентий происходил от боярского рода Хитровых, потому что его именем начинался их родовой помянник в Перемышльском Лютиковом монастыре, находившемся в Калужской епархии. Зимой и летом блаженный ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. Подвигами самоотречения он возвысился до того, что еще при жизни прославился благодатными дарованиями.

Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: "Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!" Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на насаде (корабле) рядом с князем, праведный Лаврентий укрепил и ободрил воинов, и они в тот же час победили врага. С топором в левой руке, насаженном на длинном топорище, он изображается на иконах. Вероятно, что князь Симеон († 1518), обязанный праведнику своим спасением, устроил в его память иноческую обитель на месте подвигов святого.

Скончался блаженный Лаврентий 10 августа 1515 г., очевидно, в день своего тезоименитства. Известно, что память святого чтилась, кроме того, и 8 июля.

Прославлен блаженный Лаврентий, по-видимому, во второй половине ХVI века. Так, царь Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю (1565 г.) писал: "Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый". В житии первое посмертное чудо записано под 1621 годом - исцеление параличного боярина Кологривова, который выздоровел после совершения молебна святому.

Иконописный подлинник

Калуга. XIX.

Блж. Лаврентий Калужский. Икона. Калуга. 1-я половина XIX века. 24.4 х 20.2. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Краткое житие блаженного Лаврентия Калужского

Бла-жен-ный Лав-рен-тий, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый, Ка-луж-ский чу-до-тво-рец, жил в на-ча-ле ХVI ве-ка в по-лу-вер-сте от ста-рой Ка-лу-ги при лес-ном хра-ме в честь Рож-де-ства Хри-сто-ва, сто-яв-шем на-вер-ху го-ры.

Из его хи-жи-ны был про-ко-пан под-зем-ный ход в цер-ковь, где он слу-шал бо-го-слу-же-ние. Бы-вал он и в до-ме Ка-луж-ско-го кня-зя Си-мео-на Иоан-но-ви-ча. Пред-по-ла-га-ют, что бла-жен-ный Лав-рен-тий про-ис-хо-дил от бо-яр-ско-го ро-да Хит-ро-вых, по-то-му что его име-нем на-чи-нал-ся их ро-до-вой по-мян-ник в Пе-ре-мышль-ском Лю-ти-ко-вом мо-на-сты-ре, на-хо-див-шем-ся в Ка-луж-ской епар-хии. Зи-мой и ле-том бла-жен-ный хо-дил бо-сой, в ру-баш-ке и ов-чин-ном ту-лу-пе. По-дви-га-ми са-мо-от-ре-че-ния он воз-вы-сил-ся до то-го, что еще при жиз-ни про-сла-вил-ся бла-го-дат-ны-ми да-ро-ва-ни-я-ми.

Ко-гда в мае 1512 го-да крым-ские та-та-ры на-па-ли на Ка-лу-гу, бла-жен-ный Лав-рен-тий, быв-ший в до-ме кня-зя, вне-зап-но за-кри-чал гром-ким го-ло-сом: "Дай-те мне мою се-ки-ру острую, псы на-па-ли на кня-зя Си-мео-на, на-до обо-ро-нить его!" Ска-зав это, он схва-тил то-пор и ушел. Вне-зап-но ока-зав-шись на на-са-де (ко-раб-ле) ря-дом с кня-зем, пра-вед-ный Лав-рен-тий укре-пил и обод-рил во-и-нов, и они в тот же час по-бе-ди-ли вра-га. С то-по-ром в ле-вой ру-ке, на-са-жен-ном на длин-ном то-по-ри-ще, он изо-бра-жа-ет-ся на ико-нах. Ве-ро-ят-но, что князь Си-ме-он († 1518), обя-зан-ный пра-вед-ни-ку сво-им спа-се-ни-ем, устро-ил в его па-мять ино-че-скую оби-тель на ме-сте по-дви-гов свя-то-го.

Скон-чал-ся бла-жен-ный Лав-рен-тий 10 ав-гу-ста 1515 г., оче-вид-но, в день сво-е-го те-зо-име-нит-ства. Из-вест-но, что па-мять свя-то-го чти-лась, кро-ме то-го, и 8 июля.

Про-слав-лен бла-жен-ный Лав-рен-тий, по-ви-ди-мо-му, во вто-рой по-ло-вине ХVI ве-ка. Так, царь Иоанн Гроз-ный в жа-ло-ван-ной гра-мо-те мо-на-сты-рю (1565 г.) пи-сал: "Мо-на-стырь Рож-де-ства Хри-сто-ва, где ле-жит Лав-рен-тий, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый". В жи-тии пер-вое по-смерт-ное чу-до за-пи-са-но под 1621 го-дом - ис-це-ле-ние па-ра-лич-но-го бо-яри-на Ко-ло-гри-во-ва, ко-то-рый вы-здо-ро-вел по-сле со-вер-ше-ния мо-леб-на свя-то-му.

Полное житие блаженного Лаврентия Калужского

Бла-жен-ный Лав-рен-тий, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый, Ка-луж-ский на-чи-на-ет древ-ний се-мей-ный си-но-дик (по-мян-ник) бо-яр-ско-го ро-да Хит-ро-вых, на-хо-див-ший-ся в Пе-ре-мышль-ском Лю-ти-ко-вом мо-на-сты-ре Ка-луж-ской епар-хии. Это, как и дру-гие кос-вен-ные сви-де-тель-ства, го-во-рит о том, что бла-жен-ный Лав-рен-тий про-ис-хо-дил из ста-рин-но-го ро-да.

В 1505 го-ду Ка-лу-га, на-хо-дя-ща-я-ся в 190 км к юго-за-па-ду от Моск-вы, ста-ла са-мо-сто-я-тель-ным кня-же-ством, за-ве-щан-ным Иоан-ном III (1462-1505) как удел сво-е-му сы-ну Си-мео-ну (1505-1518).

В до-ме это-го Ка-луж-ско-го кня-зя и жил по вре-ме-нам бла-жен-ный Лав-рен-тий. Глав-ное чу-до свя-то-го так-же свя-за-но с име-нем Си-мео-на Иоан-но-ви-ча. О жиз-ни са-мо-го кня-зя ле-то-пись го-во-рит так: «В ле-то 6995 (1487) ме-ся-ца мар-та в 21 день, в 7 час дни, ро-ди-ся ве-ли-ко-му кня-зю Ива-ну Ва-си-лье-ви-чу сын Си-ме-он». А через 25 лет он, уже Ка-луж-ский пра-ви-тель, «въс-хо-те бе-жа-ти в Лит-ву от бра-та сво-е-го ве-ли-ко-го кня-зя Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча всеа Ру-си, и князь ве-ли-ки све-дав то, посла к нему и ве-лел ему у се-бя бы-ти, и хо-те на него опа-лу свою по-ло-жи-ти; князь же Се-мен Ива-но-вич за свою ви-ну на-чят би-ти че-лом го-су-да-рю ве-ли-ко-му кня-зю, и князь ве-ли-ки по-жа-ло-вал его по пе-ча-ло-ва-нию Си-мо-на мит-ро-по-ли-та всеа Ру-си и бра-тии сво-ей и вла-дык, и ви-ны ему от-дал; а лю-дей его, бо-яр и де-тей бо-яр-ских, всех пе-ре-ме-нил».

Через два го-да Си-ме-он Иоан-но-вич уже участ-во-вал в пред-при-ня-том ве-ли-ким кня-зем по-хо-де за воз-вра-ще-ние от по-ля-ков Смо-лен-ска: «1514 г. То-го же ле-та, июня 8, князь ве-ли-ки Ва-си-лей Ива-но-вич всея Ру-си по-шел с Моск-вы в тре-тей ра-тью (тре-тий по-ход) к гра-ду Смо-лен-ску, а с ним бра-тиа его князь Юрий и князь Се-мен Ива-но-ви-чи; (...) да и Смо-ленск взя».

То, что бра-тья по-ми-ри-лись окон-ча-тель-но, под-твер-жда-ет сле-ду-ю-щая за-пись ле-то-пис-ца: «1518. Тоя же вес-ны, мая, князь ве-ли-кий Ва-си-лей Ива-но-вич го-су-дарь всея Ру-си был во сво-ей вот-чине на Во-ло-це на Лам-ском, а с ним бра-тия его мен-шая, князь Се-мен Ива-но-вич да князь Он-дрей Ива-но-вич, на свою по-те-ху».

В бо-лее позд-них сви-де-тель-ствах князь Си-ме-он пред-ста-ет как доб-рый, за-бот-ли-вый пра-ви-тель, удо-сто-ив-ший-ся бла-го-тво-рить свя-то-му че-ло-ве-ку и, в свою оче-редь, по-лу-чить от него чу-дес-ную по-мощь се-бе и все-му го-ро-ду. Ка-луж-ская ле-то-пись от-ме-ча-ет: «В 1512 г. на-па-ли на го-род ага-ря-ны (крым-ские та-та-ры); про-тив них вы-шел князь (Си-ме-он) с граж-да-на-ми, а пра-вед-ный Лав-рен-тий, быв-ший в его до-ме, вне-зап-но крик-нул гром-ким го-ло-сом: «Дай-те мне вост-рый то-пор, псы на-па-ли на кня-зя Си-мео-на, на-доб-но обо-ро-нить его от псов»; и схва-тив (то-пор) ушел. И ко-гда князь Си-ме-он бил-ся с на-са-да (суд-на) на Оке, а ага-ря-ны во мно-же-стве об-сту-пи-ли кня-зя, вне-зап-но ока-зал-ся на на-са-де пра-вед-ный Лав-рен-тий, укреп-ляя его и все вой-ско сло-ва-ми: «Не бой-тесь». В тот же час князь по-бе-дил ага-рян и про-гнал их; а пра-вед-ный Лав-рен-тий опять явил-ся в до-му кня-же-ском и, юрод-ствуя, шу-мел: «Обо-ро-нил кня-зя от псов». Князь, воз-вра-тясь с сра-же-ния, рас-ска-зал, как явил-ся пра-вед-ник и его по-мо-щию по-беж-де-ны вра-ги, на-пав-шие на Ка-лу-гу».

С то-по-ром, на-са-жен-ным на длин-ное то-по-ри-ще, изо-бра-жа-ет-ся свя-той Лав-рен-тий и на древ-них ико-нах. Хо-дил зи-мой и ле-том бо-сой, в ру-баш-ке и в ов-чин-ном ко-жу-хе. В до-ме у кня-зя он жил толь-ко неко-то-рое вре-мя, а боль-ше - там, где впо-след-ствии был ос-но-ван мо-на-стырь его име-ни. Здесь, в по-лу-вер-сте от го-ро-да его вре-ме-ни (ныне - го-ро-ди-ще на ле-вом бе-ре-гу р. Ячен-ки), на вер-шине го-ры, по-кры-той гу-стым ле-сом, сто-ял уеди-нен-ный храм Рож-де-ства Хри-сто-ва; вбли-зи хра-ма бы-ла хи-жи-на бла-жен-но-го Лав-рен-тия. Но-чью вы-хо-дил он из нее на па-перть хра-ма и со-вер-шал мо-лит-вы, а для слу-ша-ния бо-го-слу-же-ния про-ко-пан был у него от хи-жи-ны в зем-ле ход, и пра-вед-ный Лав-рен-тий хо-дил к церк-ви, ута-и-вая от лю-дей свои мо-лит-вы. По-дви-га-ми са-мо-от-ре-че-ния он столь воз-вы-сил-ся в ду-хе, что еще при жиз-ни про-сла-вил-ся чу-дом за-щи-ты Ка-лу-ги. В ру-ко-пис-ных свят-цах ска-за-но: «Свя-той пра-вед-ный Лав-рен-тий иже Хри-ста ра-ди юро-ди-вый, чу-до-тво-рец, пре-ста-ви-ся в ле-то 7023 (1515 г.) ме-ся-ца ав-гу-ста в де-ся-тый день». На ме-сте по-дви-гов его, ве-ро-ят-но, кня-зем Си-мео-ном, устро-ен мо-на-стырь. Мо-щи пра-вед-но-го Лав-рен-тия по-чи-ва-ли под спу-дом у ле-во-го кли-ро-са. В 1565 го-ду Иоанн Гроз-ный в жа-ло-ван-ной гра-мо-те мо-на-сты-рю пи-сал: «Мо-на-стырь Рож-де-ства Хри-сто-ва, где ле-жит Лав-рен-тий Хри-ста ра-ди юро-ди-вый». Из это-го вид-но, что в XVI ве-ке уже чти-ли па-мять пра-вед-но-го Лав-рен-тия. В мо-на-сты-ре хра-ни-лось Еван-ге-лие 1686 го-да с под-пи-сью: «Ца-рев-на Та-ти-а-на Ми-хай-лов-на по-жа-ло-ва-ла в оби-тель пре-по-доб-но-го Лав-рен-тия чу-до-твор-ца». Бла-го-че-сти-вая сест-ра ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча из-вест-на так-же тем, что бы-ла сто-рон-ни-цей ре-форм свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Ни-ко-на († 1681). В мо-на-сты-ре бы-ло 3 церк-ви, ко-ло-коль-ня, на-сто-я-тель-ские и брат-ские кел-лии, а во-круг мо-на-сты-ря - ка-мен-ная сте-на с баш-ня-ми.

По-смерт-ные чу-де-са пра-вед-но-го Лав-рен-тия

Опи-са-ние по-смерт-ных чу-дес пра-вед-но-го Лав-рен-тия из-вест-но по спис-ку, со-став-лен-но-му в оби-те-ли при игу-мене Ка-ри-оне (игу-мен-на-сто-я-тель с 1697, ар-хи-манд-рит с 1708; (1722)). Иеро-мо-нах Ка-ри-он (Ис-то-мин) был усерд-ным по-мощ-ни-ком пат-ри-ар-ха Адри-а-на.

Пер-вое из чу-дес от-но-сит-ся к 1621 го-ду. Это - ис-це-ле-ние па-ра-лич-но-го бо-яри-на Льва Ан-дре-еви-ча Ко-ло-гри-во-ва. Он не вла-дел ни ру-ка-ми, ни но-га-ми, ни язы-ком. Его при-нес-ли и по-ло-жи-ли близ гро-ба свя-то-го Лав-рен-тия. Во вре-мя пе-ния мо-леб-на, ко-гда чи-та-ли Еван-ге-лие, рас-слаб-лен-ный про-го-во-рил, под-нял пра-вую ру-ку и стал по-ла-гать ею на се-бе крест-ное зна-ме-ние; по-том встал, по-до-шел к гроб-ни-це и при-ло-жил-ся к ней. По окон-ча-нии мо-леб-на он уже сво-бод-но го-во-рил и стал со-вер-шен-но здо-ров, как преж-де.

1 июня 1622 го-да пра-вед-ный Лав-рен-тий ис-це-лил бес-но-ва-то-го жи-те-ля Ка-лу-ги Сте-фа-на. Од-на-жды род-ные ве-ли Сте-фа-на в оби-тель по-мо-лить-ся пра-вед-но-му Лав-рен-тию, но бес-но-ва-тый, устра-ша-е-мый злы-ми ду-ха-ми в ви-де лю-тых зве-рей, устрем-ляв-ших-ся рас-тер-зать его, со-про-тив-лял-ся. Близ церк-ви Бо-го-яв-ле-ния Гос-под-ня вне-зап-но явил-ся Сте-фа-ну Хри-ста ра-ди юро-ди-вый Лав-рен-тий, ото-гнал от него злых де-мо-нов и ве-лел ид-ти в мо-на-стырь Рож-де-ства Хри-сто-ва, к сво-е-му гро-бу. Страж-ду-щий ис-пол-нил по-ве-ле-ние угод-ни-ка Бо-жия, при-шел, при-ло-жил-ся ко гро-бу и по окон-ча-нии мо-леб-на воз-вра-тил-ся в дом свой здо-ро-вым.

В 1632 го-ду у гроб-ни-цы бла-жен-но-го Лав-рен-тия по-лу-чил ис-це-ле-ние дру-гой бес-но-ва-тый. Он был так силь-но му-чим бе-сом, что во вре-мя сво-е-го трех-днев-но-го пре-бы-ва-ния в мо-на-сты-ре устра-шил всех мо-на-хов. Но на 4-й день за бо-го-слу-же-ни-ем, во вре-мя пе-ния Хе-ру-вим-ской пес-ни, стра-да-лец по-лу-чил со-вер-шен-ное из-бав-ле-ние от бе-сов-ско-го том-ле-ния.

По мо-лит-вам бла-жен-но-го Лав-рен-тия Ка-луж-ско-го со-вер-ша-лись ис-це-ле-ния глаз-ных бо-лез-ней.

Мно-го-чис-лен-ны бы-ли ис-це-ле-ния и от дру-гих неду-гов, име-но-вав-ших-ся в то вре-мя од-ним об-щим на-зва-ни-ем - ли-хо-рад-ка.

Ка-луж-ский чу-до-тво-рец был по-мощ-ни-ком и в рат-ном де-ле. Свя-той, за-щи-щав-ший Ка-лу-гу при жиз-ни, и по-сле бла-жен-ной кон-чи-ны по-сы-лал обиль-ную по-мощь рус-ско-му во-ин-ству и из-бав-лял го-су-дар-ство от вра-гов, при-хо-див-ших по-ко-рить Ка-лу-гу и на-хо-див-ших здесь ги-бель.

Во вре-мя на-по-лео-нов-ско-го на-ше-ствия за-ступ-ле-ние бла-жен-но-го Лав-рен-тия за род-ную зем-лю про-яви-лось осо-бен-но яр-ко. Ка-луж-ские ме-ста ста-ли «пре-де-лом на-ступ-ле-ния и на-ча-лом от-ступ-ле-ния и ги-бе-ли вра-га», - как на-пи-са-но на Ма-ло-я-ро-сла-вец-ком па-мят-ни-ке в честь боя 12 ок-тяб-ря 1812 го-да.

Ко-гда по-сле сра-же-ния под Ма-ло-я-ро-слав-цем 12 ок-тяб-ря 1812 го-да на-ча-лось от-ступ-ле-ние непри-я-те-ля, то ка-лу-жане уви-де-ли в этом ми-ло-сер-дие Бо-жие, за-ступ-ле-ние Бо-жи-ей Ма-те-ри в чу-до-твор-ном Ее Ка-луж-ском об-ра-зе и по-мощь свя-то-го по-кро-ви-те-ля го-ро-да - бла-жен-но-го Лав-рен-тия. Свя-тей-ший Си-нод ука-зом от 17 июня 1813 го-да удо-вле-тво-рил прось-бу граж-дан об остав-ле-нии об-ра-за бла-жен-но-го Лав-рен-тия в со-бо-ре и по-ста-но-вил со-вер-шать с ним еже-год-ный крест-ный ход во-круг Ка-лу-ги в па-мять чу-дес-но-го за-ступ-ле-ния 12 ок-тяб-ря 1812 го-да.

Из-вест-но, что во вре-мя Оте-че-ствен-ной вой-ны 1812 го-да бы-ло со-бра-но ка-луж-ское опол-че-ние - 15 000 че-ло-век. Епи-скоп Ка-луж-ский Евлам-пий (Вве-ден-ский) по-сле мо-леб-на при-вел всех к при-ся-ге и ска-зал им сло-во, про-ник-ну-тое глу-бо-кой на-деж-дой на по-мощь Бо-жию. Окро-пив опол-чен-цев свя-той во-дой, он вру-чил на-чаль-ни-ку опол-че-ния ге-не-рал-лей-те-нан-ту Ше-пеле-ву зна-мя-хо-ругвь, на ко-то-рой с од-ной сто-ро-ны был об-раз Ка-луж-ской Бо-го-ма-те-ри, а с дру-гой - свя-то-го пра-вед-но-го Лав-рен-тия. Опол-че-ние, в ко-то-рое вхо-ди-ли и мест-ные се-ми-на-ри-сты, про-шло под этой хо-руг-вью всю вой-ну. И по-сле по-бед-но-го воз-вра-ще-ния войск из за-гра-нич-но-го по-хо-да она бы-ла по-ме-ще-на в ка-луж-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре в 1814 го-ду.

Кро-ме 10 ав-гу-ста, дня пре-став-ле-ния бла-жен-но-го Лав-рен-тия, па-мять свя-то-го чти-лась еще и 8 июля, ве-ро-ят-но, в па-мять о пер-вом в Ка-лу-ге чу-дес-ном ис-це-ле-нии, ко-то-рое по-лу-чил бо-ярин Л.А. Ко-ло-гри-вов в 1721 го-ду.

Молитвы

Тропарь блаженного Лаврентия

Просветився божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложив,/ целомудрием и многим терпением во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ источавши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу, Лаврентие всеблаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь блаженного Лаврентия

Святый праведный Лаврентие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак блаженного Лаврентия

Избранному и дивному в праведницех,/ инее убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Лаврентие.

Молитва блаженному Лаврентию

О, святый и Богопрославленный праведниче и чудотворче Лаврентие, скорый помощниче и усердный заступниче всех с верою и любовию молитвенно к тебе прибегающих! Се и мы, смиреннии и грешнии, обременении игом тяжким многих беззаконий наших, во умилении глубоцем к тебе прибегаем и, припадающе к многоцелебней раце святых мощей твоих, молим и просим тя: помолися за нас ко Господу Богу, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит нас на стезю покаяния и спасения. Вемы бо, вемы, яко много может пред Ним молитва праведнаго. Тебе же, воистинну праведника суща, на умоление к Нему предлагаем со упованием крепким, яко твоего ради Небеснаго предстательства пред Ним и мы, недостойнии, помиловани будем. Испроси нам у Создателя нашего великия и богатыя дары благости Его: земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, мир во днех наших, благочестия умножение, болящим здравие, скорбящим утешение, унывающим ободрение, сиротствующим призрение, убогим снабдение, подвизающимся преуспеяние, умирающим благую христианскую кончину и всем правоверующим вечное спасение. Страну нашу сохрани святыми молитвами твоими в благоденствии невредиму от всякаго зла, град же твой и святую обитель твою соблюди в мире и благоустроении, яко страж и хранитель их неотступный. Ей, угодниче Божий! Не посрами упования нашего, но яви нам святое твое заступление, да величаем тя немолчно, яко великаго предстателя нашего, и прославляем неизреченное человеколюбие дивнаго во святых Своих Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому блаженному Лаврентию, Христа ради юродивому, Калужскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный от Царя сил, Господа Иисуса, предивный в житии и чудесах, угодниче Христов Лаврентие! Восхваляем тя с любовию, милостиваго предстателя нашего; ты же, блаженне, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед и скорбей свобождай, да зовем ти: Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, блаженне Лаврентие, от юности твоей юродство Христа ради себе усвоивый, да в жизни временней от всех оскорбляем и поругаем будеши, во блаженней вечности мзду небесную да обрящеши. Темже яко истинный угодник Божий от верных слышиши благохваления таковая: Радуйся, от благочестивых родителей рожденный; Радуйся, от юности на служение Богу предъизбранный. Радуйся, миру и всем прелестем его поругавыйся; Радуйся, страстем греховным неповинувыйся. Радуйся, мудрый странниче, единаго Христа любовию усердно взыскавый; Радуйся, истинный нищелюбче, во единей раздранней ризе ходивый. Радуйся, яко поругания и биения сладце Христа ради претерпевый; Радуйся, яко буйством о Христе совершенство духовное стяжал еси. Радуйся, алкавый и жаждавый на земли; Радуйся, достойно насытивыйся брашна нетленного на небеси. Радуйся, праведниче, сияяй яко солнце во Царствии Небеснем; Радуйся, угодниче Божий, прославленный многими дарами благодатными. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 2

Видев непостоянство мира сего, Лаврентие блаженне, юродственное Христа ради житие возлюбил еси, и среди мира пребывая, чужд мирских страстей явился еси, и яко добрый воин Христов победоносно противу врагов спасения человеческаго ратовал еси, немолчно воспевая Подвигоположнику Господу Иисусу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумел еси добре, Лаврентие блаженне, вся козни врага диавола, имиже от злых человек поруганьми и биеньми доброе твое произволение сокрушити хотяще. Темже тому крепце противустал еси и за досадителя твоя молился еси, и нас вопити тебе научил еси: Радуйся, терпения столпе непоколебимый; Радуйся, незлобия образе предивный. Радуйся, истинный Христов последователю; Радуйся, биения благодушно претерпевый. Радуйся, о укорениях и осмеяниях небрегий; Радуйся, любовию святою злобу человеческую победивый. Радуйся, в мире премирно поживый; Радуйся, во плоти ангелам подражателю. Радуйся, буйством о Христе премудрости небесныя стяжателю; Радуйся, смирением высокая приявший. Радуйся, яко подвиги твоими миру светильник явился еси; Радуйся, яко страннообразным твоим житием Бога прославил еси. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 3

Сила Божия осени тя, святе Лаврентие, и ратоборца крепкаго христианам противу полчищ агарянских яви тебе, егда благовернаго князя Симеона от погибели смертныя явлением твоим избавил еси, секирою супостаты поражающа и в бегство неверныя обращающа, верныя же побуждающа победную песнь Христу Богу возносити: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси огнь любве Божественныя в сердце твоем, Лаврентие богоблаженне, и яко некий пламеннообразный Серафим, непрестанно в молитве умной пребывал еси, сердцем и душею твоею выну ко Господу Иисусу Христу возношаяся. Темже и Господь дивными дарами духовными тя обогати, да вси тебе вопиют радостно: Радуйся, воине Христов, необязываяйся куплями житейскими; Радуйся, прозорливче дивный, будущее, яко настоящее, созерцавый. Радуйся, яко любимаго ти князя Симеона от посечения смертнаго избавил еси; Радуйся, яко от псов словесных того защитил еси. Радуйся, яко явлением твоим агарян неверных устрашивый и в бегство обративый; Радуйся, силою Господа сил победу верным даровавый. Радуйся, отечества твоего земнаго Богом данный заступниче; Радуйся, православному воинству добрый соратаю. Радуйся, воеводо победоносный людем христоименитым; Радуйся, врагов Церкве Христовы грозный карателю. Радуйся, смиренным и благочестивым тихое пристанище; Радуйся, подвизающимся добрый помощниче. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 4

Буря агарянскаго нашествия на град Калугу тобою, святе Лаврентие, умирися, и нечестивые полцы агарян зловерных от стада Христова тобою со студом отгнани быша; тако бо дарова тя Господь заступника изряднаго отечествию твоему, в нем же до ныне славится имя твое, и подвиги твои благодарственным чествуются пением Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим многая и чудная исправления твоя, о праведниче, како уединенное о Бозе житие твое при храме Рождества Христова проходил еси, пещерную стезю от келлии твоея к тому ископав, да незримый человеки Богу молитвы твои совершаеши. Сему убо смиренномудрию и нас научи, преподобне, да зовем тебе хвалебно: Радуйся, уединения любителю; Радуйся, многослезный молитвенниче. Радуйся, всякую гордыню от сердца своего отгнавый; Радуйся, христоподражательное смирение искренно возлюбивый. Радуйся, подвиги твоя молитвенные от человек утаивый; Радуйся, юродством Христа ради сия благоискусно сокрывый. Радуйся, таинниче Пресвятыя Троицы; Радуйся, созерцателю Ангельских сил. Радуйся, пещерною стезею во храм Божий ходивый; Радуйся, путем тесным пространство Царствия Христова стяжавый. Радуйся, яко дни в юродстве, а нощи в молитве препровождал еси; Радуйся, яко постом и бдением душу свою просветил еси. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 5

Боготечное светило быв, согражданы твоя благочестию христианскому поучал еси, Лаврентие всеблаженне, образ равноангельного жития тем показуя. Кто убо, о твоем великом терпении слыша, не умилится и совершенное смирение твое воспоминая, како обидящим, по заповеди Христа Бога, вся прощал еси и Тому во умилении глубоцем воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видим был еси от человек, яко юрод и безумен, по стогнам града в раздранней одежде ходяй, от всех поругаем, Лаврентие праведне, обаче мудр о Христе пребыл еси и сие чудесы многими проявил еси. Темже от людей благочестивых, яко истинный угодник Божий почитаем, слышал еси похвалы таковые: Радуйся, словес Апостола Павла, еже о Христе юродства, добрый последователю; Радуйся, евангельских Христовых заповедей верный исполнителю; Радуйся, хлад и зной любве ради Божия претерпевый; Радуйся, всякое упокоение плотское возненавидевый, да покой вечный наследиши. Радуйся, в мире страннообразно поживый, да отечествие горнее приобрящеши; Радуйся, биения телу твоему радостно приявый, да безсмертныя славы сподобишися. Радуйся, мужу желаний духовных; Радуйся, делателю благий винограда небеснаго. Радуйся, плоды сладкие делания твоего Христу принесый; Радуйся, временными лишеньми богатство небесное стяжавый. Радуйся, изрядный праведнаго жития рачителю; Радуйся, преподобия и чистоты ревнителю. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 6

Проповедник был еси покаяния грешником и обличитель прозорливый беззаконий человеческих, Лаврентие преблаженне; слово бо твое многих ко спасению приведе и на путь исправления настави, их же с любовию обличал еси и к покаянию истинному призывал еси, Богу же учил еси воспевати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко звезда пресветлая, во граде Калуге, угодниче Божий, и чудес благодатию согражданы твоя просветил еси и многия болящия преславно молитвами твоими исцелил еси, и вся верныя подвизал еси звати тебе: Радуйся, верующим врачу безмездный; Радуйся, молитвенниче всесильный ко Господу Богу. Радуйся, руце твои святыя цельбоподательно на недужныя полагавый; Радуйся, единым прикосновением к одежде твоей больным здравие подававый. Радуйся, яко чудотворения твоя юродством сокрыти тщался еси; Радуйся, яко тем искушения демонския победоносно отгнал еси. Радуйся, сострадательный и милостивый страждущим помощниче; Радуйся, любвеобильный и благосердный скорбящих утешителю. Радуйся, Богу всей душею твоею прилепивыйся; Радуйся, ближняя твоя зело возлюбивый. Радуйся, присно о обидящих тя молитвы возносивый; Радуйся, кротость совершенную себе усвоивый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 7

Хотение присное имел еси, святе Лаврентие, да богоугодное и праведное житие твое от человек утаится. Темже всяко тщался еси от людей юродством сие сокрыти и радовался еси безчестиям и биениям, тебе наносимым, яко даром великим, присно зовый во смирении духа песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя Андрея Цареградскаго познаем, Лаврентие блаженне, град Калугу дивным юродственным житием твоим просветившаго: дадеся бо тебе благодать от Бога помыслы человеческие познавати и согрешения тайные обличати, согражданом же твоим духовно светити и на стези покаяния и спасения тех приводити. О сем тебе восхваляюще, поем: Радуйся, яко правда твоя в мире возсия немерцаемым Божия благодати светом; Радуйся, яко тайнии подвизи твои от Бога явно чудесы прославишася. Радуйся, древним пророкам подражавый; Радуйся, прозорливец воистину неложный явивыйся. Радуйся, приявый власть на духи нечистыя; Радуйся, смирением твоим вся козни их разрушивый. Радуйся, постом и молитвою сильно на диавола вооруживыйся; Радуйся, нищетою и уничижением всю гордыню его поправый. Радуйся, на земли небесный гражданине; Радуйся, среди молвы народныя безмолвия добный хранителю. Радуйся, землю одром упокоения имевый; Радуйся, безчестие в честь вменивый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 8

Страннообразное юродственное житие твое, Лаврентие праведне, святою кончиною завершил еси, яко истинный угодник Божий, о Господе почив, душею же твоею в небесныя скинии Царствия Христова восшел еси, и тамо со святыми Пресвятой Троице сподобился еси воспевати приснохвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь град Калуга благоухания духовнаго в час скончания твоего исполнился, Лаврентие блаженне, и келия твоя, идеже о Господе почил еси, мироположница благоухания Христова явися, емуже благовернии людие радующеся, тебе похвальныя сия словеса воспевати научишася: Радуйся, величием чудес в житии и по смерти просиявый; Радуйся, праведно и свято житие твое совершивый. Радуйся, яко кончину твою благоуханием чудным ознаменовал еси; Радуйся, яко ароматы райскими святость души твоея показал еси. Радуйся, в сладкую воню Христову радостно востекий; Радуйся, нетленное тело твое, аки масть духовную, верным оставивый. Радуйся, град Калугу святыми мощами твоими освятивый; Радуйся, радости многим подателю. Радуйся, недугов душевных и телесных целителю; Радуйся, ближним и дальним дары целебныя подаваяй. Радуйся, чтущих тя прошения исполняяй; Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 9

Всем людем во утешение и освящение явися святое место уединения твоего, идеже во храме Рождества Христова гроб твой честный чудеса многа и предивна силою Христовою совершает и вся верныя научает твоя богоугодный подвиги чествовати. Богу же, прославльшему тя, пети: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство мирское недовлеет к прославлению чудес, по молитве блаженнаго Лаврентия совершаемых и разумение человеческое превосходящих, о нихже мы, смиреннии, благохвалити угодника по достоянию недоумеем, но от усердия нашего приносим ему малыя нехитростныя похвалы сия: Радуйся, угодниче Божий, со святыми почиваяй; Радуйся, избранниче Христов, земнородным милосердие твое являяй. Радуйся, расслабленныя телом здравы возставляяй; Радуйся, бесныя от насилия диавольскаго свобождаяй. Радуйся, глухим слухи отверзаяй; Радуйся, немым уста разрешаяй. Радуйся, хромым право ходити устрояяй; Радуйся, бедствующих скоропредстательный помощниче. Радуйся, скорбящих благодатный утешителю; Радуйся, града Калуги небесный покровителю. Радуйся, святыя обители твоея неустанный хранителю; Радуйся, всея земли нашея заступниче. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 10

Спасительную Божию благодать подаеши всем, святе Лаврентие, с недугами человеческими и с верою крепкою молитвенно притекающим к цельбоносному твоему образу. Темже и мы, припадающе, молим тя недуги наша исцелити, грехом же нашим отпущение испросити, да зовем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа Бога истинный раб и угодник был еси, Лаврентие блаженне, и от Него чудесы прославленный, отечествию твоему земному благотворения многая являеши, больныя исцеляя, расслабленныя укрепляя, слепыя просвещая. О немже радующеся, приносим ти сия радостныя пения: Радуйся, звездо немерцающая, чудес зарею верныя озаряющая; Радуйся, правды солнца Христа луче пресветлая. Радуйся, милосердия Спасова подражателю; Радуйся, милость твою болящим человеком являяй. Радуйся, верныя души благодатью посещаяй; Радуйся, в сониих и видениих земнородныя зраком лица твоего просвещаяй. Радуйся, от горних высот к ищущим заступления твоего милостивно принимаяй; Радуйся, от очес страждущих слезы отираяй. Радуйся, области Калужския духовная красото; Радуйся, Церкви Христовы светлая похвало. Радуйся, на небеси со ангелы и святыми славою нетленною украшенный; Радуйся, на земли от правоверных по долгу ублажаемый. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное у гроба твоего с верою некий разслабленный приношаше, руце и нозе недвижими и язык немый имеяй, но егда к целебней раце мощей твоих прикоснулся, абие здрав соделася, руце свои простре и ногами ходити нача и языком своим ясно проглагола; темже велию твою к нему милость прославляше и благодарственно взываше ко Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлостью чудес твоих, угодниче Божий Лаврентие праведне, помраченныя грехми души наша озаряеши и вся ны от сна лености возбуждаеши, да плоды покаяния принесем Христу, тебе в подвизех богоугождения подражающе, яко да возможем неосужденно благохвалити тя, предстателя нашего, сими песненными глаголы: Радуйся, лампадо, светом Христовым всех просвещающая; Радуйся, елеем милости твоего сердца болезненная умащаяй. Радуйся, руце согбенная и недвижимая целы и действенны устроивый; Радуйся, нозе неходящия к скорому и правому течению претворивый. Радуйся, язык, немотою связанный, благодатно разрешивый; Радуйся, разслабленнаго всеми уды крепка и здрава возставивый. Радуйся, алавастре целебный, на всякия недуги врачевство содержаяй; Радуйся, болящим милость сострадания твоего являяй. Радуйся, по Бозе и Пресвятей Богородице упование на тя возлагающих не посрамляяй; Радуйся, любящим тя и чествующим память твою предстательством небесным воздаваяй. Радуйся, молитвенно призывающим святое имя твое на помощь ускоряяй; Радуйся, поклоняющимся с верою честным мощем твоим дары целебные независтно подаваяй. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 12

Благодать Божию многоцелебную, от гроба твоего источаемую, некий муж уведев, сына своего, ногами болезновавша и отнюдь ходити не могуща, на плещах своих к целебной раце твоей, святе Лаврентие, принесе и со слезами о его исцелении к тебе моляшеся; и се молитве еще сущей во устех его, больной на нозе свои ста и ходити нача, скача и благодаря Бога, в тебе славно прославльшагося, благодарными усты взывая к Нему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя предивные и чудеса твоя преславная, Лаврентие праведне, молим тя, заступника нашего: приклонися милостивно к нашим молитвам смиренным и вознеси о нас ко Господу твоя благоприятныя молитвы, прося нам от благости Его дары благопотребныя душевному спасению нашему, да возможем и мы грешнии не токмо подвиги твоя прославляти, но и добродетелем твоим подражати, зовуще и глаголюще: Радуйся, светлый образе богоугождения в мире жительствующим; Радуйся, предивный наставниче в иночестве подвизающимся. Радуйся, девствующим подражания образе; Радуйся, нищелюбцем преуспеяния правило. Радуйся, мудрости суетныя мирския посрамителю; Радуйся, буйства о Христе благодатнаго проявителю. Радуйся, евангельских обетований наследниче; Радуйся, апостольских целебных даров преемниче. Радуйся, ангельских воинств собеседниче; Радуйся, всех святых сожителю. Радуйся, телеса наша безмездно врачуяй; Радуйся, о душах наших Господа умоляяй. Радуйся, блаженне Лаврентие, Калужский чудотворче.

Кондак 13

О, предивный чудотворче и заступниче всем нам премилостивый, святе блаженне Лаврентие! Приими с любовию сие малое, в похвалу тебе приносимое моление наше и помолися ко Господу Богу о еже избавится нам геенны огненныя и мучений вечных, Царствие же Небесное вкупе с тобою унаследовати, да в радости святых воспоем и мы, грешнии, Богу Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Лаврентий Калужский, блаженный

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462–1505) как удел своему сыну Симеону (1505–1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше - там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь в полуверсте от города (ныне - Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и излечивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием - лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города - блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение - 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой - святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Преподобный Лаврентий затворник Преподобный Лаврентий затворник, возненавидев прелесть и суету мира, восхотел жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанною молитвою прогнать тьму страстей и достигнуть общения с Богом. Чего он и достиг, переселившись душою на

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Тихон Калужский, преподобный (+1492) Тихон Медынский, Калужский (+ 1492), чудотворец, схиигумен, преподобный.Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» - Киева.В юности он пришёл в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь Россия, г. Калуга, на левом берегу реки Яченки.Согласно преданию, Свято-Лаврентьев монастырь был основан на месте деревянного храма в честь Рождества Христова, известного с XV в. Этот храм посещал праведный Лаврентий

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский В Печерском Патерике повествуется следующее о преподобном Лаврентии. Преподобный хотел идти в затвор, но Печерские отцы не дозволили ему сделать этого, считая подвиги затворничества весьма трудными и небезопасными;

автора Автор неизвестен

Никифор Калужский, преподобный Из учеников преподобного Тихона особенно прославился святостью жизни преподобный Никифор Калужский. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Тихон, начальник монастыря, иже на р. Оке, преставился в лето 7000». Здесь же показан «ученик св.

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Тихон Медынский, Калужский, преподобный Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» - Киева.В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ЛАВРЕНТИЙ, блаженный Христа ради юродивый, Калужский преставился 1515 г. августа 10. Мощи Лаврентия почивают в монастыре, названном по его имени Лаврентьевским. - Этот монастырь находится в двух верстах от города Калуги; основан около половины XVI века, но кем, неизвестно; в

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Кассиан и Лаврентий Комельские, преподобные Преподобный Кассиан Комельский, Вологодский, был учеником прп. Корнилия Комельского (память 19 мая/1 июня) и управлял Комельским монастырем во время ухода прп. Корнилия на Сурское озеро. Избранный братией с благословения

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Иеромонах Лаврентий (Левченко) (†10/23 февраля 1946) Будучи насельником Оптиной пустыни, вел строгую подвижническую жизнь. После закрытия монастыря был арестован, прошел концлагеря и в ссылке принял мученическую

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Мученик архидиакон Лаврентий Римский (10/23 Августа) При жизни он подавал прозрение слепорожденным, и поэтому ему молятся об исцелении болезни глаз.Тропарь, глас 4Мученик Твой, Господи, Лаврентий во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Никифор Калужский (XV в.) Память его празднуется 16 июня в день памяти его наставника прп. Тихона МедынскогоПрп. Никифор - один из учеников прп. Тихона Медынского, в обители которого он подвизался. Он прославился святостью жизни. Считается, что он был преемником

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Тихон Медынский, или Калужский (+ 1492) Память его празднуется 16 июняПрп. Тихон принял иночество в юности в Москве и потом удалился в одно глухое место в 15 верстах от Медыни, близ Калуги, где поселился в дупле громадного дуба. Остатки его сохранились до нашего

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый (+ 1515) Память его празднуется 10 авг. в день преставленияПрп. Лаврентий Калужский происходил из боярского рода Хитрово. Он был монахом, а подвигом его было юродство Христа ради. Подвизался он в уединении в окрестностях

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Калужский воинский начальник Отмена крепостного права повлекла за собой много других важных изменений. Предстояло перейти от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Военные реформы были поручены военному министру Милютину. Граф разделял взгляды императора