Главная · Праздники · Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Недоросль. “Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Характеристика второстепенных персонажей в комедии «Недоросль. “Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

В комедии «Недоросль» Кутейкин выступает учителем церковнославянского и русского языков. До того как мужчина попал на службу к Простаковой, он учился в семинарии, но, побоявшись «бездны премудрости», сам бросил обучение. Образ Кутейкина в «Недоросле» – это резкая сатира Фонвизина на необразованных попов (ведь до этого мужчина учился именно на священнослужителя). Речь персонажа насыщена церковнославянскими оборотами, но они, переплетаясь с просторечными выражениями, выглядят не уместно и лишены первоначальной высокой стилистики.

Фамилия «Кутейкин» происходит от ироничного прозвища служителей церкви – «кутейка», связанного с названием поминального блюда кути, которым нередко угощались попы. Жадность, хитрость, желание наживы – основные черты персонажа. В «Недоросле» характеристика Кутейкина полностью раскрывается в финале комедии, когда мужчина требует большую оплату, чем заслужил.

Образ Кутейкина в комедии олицетворяет целый социальный класс невежественных, алчных и корыстных попов-недоучек, которые, зная только основы грамоты, брались за обучение молодых людей. Вводя в произведение этого персонажа, Фонвизин разоблачал устаревшие нормы образования. Автор акцентировал внимание на том, что сильную, всесторонне развитую личность Просвещения должны обучать светские учителя по соответствующим учебникам, а не малограмотные семинаристы по Псалтырю.

», – одно из первоклассных произведений русской литературы. Драматург изобразил в ней, во-первых, невежественное старинное воспитание дворянских детей; во-вторых, грубый произвол помещиков, их бесчеловечное обращение с крепостными крестьянами.

О главных героях пьесы, госпоже Простаковой , и её сыне, Митрофанушке , вы можете прочитать в особо им посвящённых статьях нашего сайта: Характеристика госпожи Простаковой в «Недоросле» Фонвизина и Характеристика Митрофана в «Недоросле» Фонвизина . Далее мы обрисуем других персонажей пьесы.

Герои «Недоросля» Фонвизина

Муж Простаковой , отец Митрофана, – робкий и безвольный человек, до того забитый и запуганный своей женой, что не имеет ни своих желаний, ни своих мнений. «При твоих глазах», говорит он жене, «мои ничего не видят».

Скотинин, брат Простаковой , – комическое лицо. Он изображен немного карикатурно со своей преувеличенной страстью к свиньям, которую он сам простодушно объясняет так: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Он получил то же воспитание, что и сестра его, и так же груб, как и она: со свиньями обращается «не в пример лучше, нежели с людьми»; но во всей его фигуре есть какое-то комическое добродушие, происходящее, впрочем, от необычайной глупости. Его имя, так же, как имена других действующих лиц, подобраны Фонвизиным в соответствии со свойствами их характеров или занятий.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Несколькими штрихами, но очень живо, изображены учителя Митрофана, отставной сержант Цыфиркин и семинарист Кутейкин. Цыфиркин обучает Митрофана арифметике, на что намекает его имя; это – честный старый солдат. Кутейкин рассказывает, что ушел из семинарии, не окончив курса: «убояся бездны премудрости». Он – совершенно невежественный человек; единственное, что осталось у него от пребывания в семинарии, это – манера употреблять часто церковнославянские выражения; притом же, Кутейкин – алчный и корыстолюбивый, «ненасытная душа», как его характеризует Простакова.

Имя ещё одного учителя – немца Вральмана – очень удачно составлено из русского слова «враль» и немецкого «манн» (мужчина). В лице Вральмана Фонвизин показывает, какого рода учителя-иностранцы в те времена обучали дворянских детей «всем наукам». Вральман долгое время был кучером: потеряв место, он сделался учителем, только для того, чтобы не умереть с голоду. В доме Простаковых ему, в качестве иностранца, оказывают особый почет и предпочтение перед другими учителями. Он получает жалованья триста рублей в год, тогда как честный Цыфиркин должен получать всего десять. Простакова перечисляет все блага, которые Вральман получает у них в доме: «сажаем за стол с собою; белье его наши бабы моют; куда надобно – лошадь; за столом – стакан вина; на ночь – сальная свеча». Простакова довольна немцем: «он ребенка не неволит». Хитрый Вральман нашел прекрасный способ угождать госпоже, скрывая в то же время свое невежество: он не только сам ничему не учит Митрофанушку, но и другим учителям мешает заниматься с ним, потакая лени Митрофана, всячески восхваляя его перед обожающей матерью.

В лице Еремеевны , «мамы» Митрофана, Фонвизин впервые изобразил тип бесконечно преданного, самоотверженного крепостного слуги, который в русской литературе отразился в нескольких образах, мужских и женских. Савельич, в «Капитанской дочке » Пушкина , Евсеич, в «Детстве Багрова-внука» Аксакова , Наталья Савишна – в «Детстве и отрочестве» Льва Толстого . В жизни тип этот всем известен в лице пушкинской няни, Арины Родионовны. Да у скольких из нас с именем «няни» связано дорогое, любимое лицо... Удивительно, что самый тип этот встречается только в русской литературе, в русском народе!

Но в отличие от других похожих на неё героев и героинь русских писателей, Еремеевна – совершенно несчастное, никем не оцененное существо: недаром она служит в доме Простаковых! За свою верную сорокалетнюю службу и любовь она получает только оскорбления, брань и побои. «Я не усердна Вам, матушка?» в слезах говорит она Простаковой, «уж, как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо, что... живот не жалеешь... а все – неугодно». Цыфиркин и Кутейкин спрашивают ее, сколько она получает за свою службу? – «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин на день», грустно отвечает Еремеевна. Даже ее питомец, Митрофанушка, грубит ей и оскорбляет ее.

В комедии «Недоросль» Кутейкин выступает учителем церковнославянского и русского языков. До того как мужчина попал на службу к Простаковой, он учился в семинарии, но, побоявшись «бездны премудрости», сам бросил обучение. Образ Кутейкина в «Недоросле» – это резкая сатира Фонвизина на необразованных попов (ведь до этого мужчина учился именно на священнослужителя). Речь персонажа насыщена церковнославянскими оборотами, но они, переплетаясь с просторечными выражениями, выглядят не уместно и лишены первоначальной высокой стилистики.

Фамилия «Кутейкин» происходит от ироничного прозвища служителей церкви – «кутейка», связанного с названием поминального блюда кути, которым нередко угощались попы. Жадность, хитрость, желание наживы – основные черты персонажа. В «Недоросле» характеристика Кутейкина полностью раскрывается в финале комедии, когда мужчина требует большую оплату, чем заслужил.

Образ Кутейкина в комедии олицетворяет целый социальный класс невежественных, алчных и корыстных попов-недоучек, которые, зная только основы грамоты, брались за обучение молодых людей. Вводя в произведение этого персонажа, Фонвизин разоблачал устаревшие нормы образования. Автор акцентировал внимание на том, что сильную, всесторонне развитую личность Просвещения должны обучать светские учителя по соответствующим учебникам, а не малограмотные семинаристы по Псалтырю.

Еремеевна (введя учителей, к Правдину). Вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка.

Вральман (к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?…

Кутейкин (к Правдину). Зван бых и приидох.

Цыфиркин (к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие?

Стародум (с приходу Вральмана в него вглядывается). Ба! Это ты, Вральман?

Вральман (узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума.) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь?

Правдин. Как? Он вам знаком?

Стародум. Как не знаком? Он три года у меня был кучером.

Все показывают удивление.

Правдин. Изрядный учитель!

Стародум. А ты здесь в учителях? Вральман! Я думал, право, что ты человек добрый и не за свое не возьмешься.

Вральман. Та што телать, мой патюшка? Не я перфый, не я послетний. Три месеса ф Москфе шатался пез мест, кутшер нихте не ната. Пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель…

Правдин (к учителям). По воле правительства став опекуном над здешним домом, я вас отпускаю.

Цыфиркин. Лучше не надо.

Кутейкин. Отпускать благоволите? Да прежде разочтемся…

Правдин. А что тебе надобно?

Кутейкин. Нет, милосливый господин, мой счетец зело не мал. За полгода за ученье, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за…

Г-жа Простакова. Ненасытная душа! Кутейкин! За что это?

Правдин. Не мешайтесь, сударыня, я вас прошу.

Г-жа Простакова. Да коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?

Кутейкин. Это его дело. Не мое.

Правдин (Кутейкину). Хорошо, хорошо. (Цыфиркину.) Тебе много ль заплатить?

Цыфиркин. Мне? Ничего.

Г-жа Простакова. Ему, батюшка, за один год дано десять рублей, а еще за год ни полушки не заплачено.

Цыфиркин. Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты.

Правдин. А за ученье?

Цыфиркин. Ничего.

Стародум. Как ничего?

Цыфиркин. Не возьму ничего. Он ничего не перенял.

Стародум. Да тем не меньше тебе заплатить надобно.

Цыфиркин. Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму.

Стародум. Вот прямо добрый человек!

Стародум и Милон вынимают из кошельков деньги.

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин. И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат.

Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою.