Главная · Гороскоп на месяц · Холл "опросник на эмоциональный интеллект". Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Холл "опросник на эмоциональный интеллект". Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Диагностика “эмоционального интеллекта”(Н.Холл)

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов;

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла)

Опросник

1.Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2.Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3.Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4.Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5.Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6.Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7.Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8.После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9.Я способен выслушивать проблемы других людей.

10.Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11.Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13.Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14.Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17.Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18.Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19.Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20.Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21.Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22.Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23.Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24.Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25.Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26.Я способен улучшить настроение других людей.

27.Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28.Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29.Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30.Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Обработка и интерпретация результатов

Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Уровни эмоционального интеллекта по каждой шкале в соответствии со знаком результатов: 14 и более - высокий; 8-13 - средний; 7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака

определяется по следующим количественным показателям: 70 и более - высокий; 40-69 - средний; 39 и менее - низкий.

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она содержит 5 шкал:

1)эмоциональная осведомленность (понимание значимости эмоций и влияния эмоций на поведение)

2)управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3) самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями)

4)эмпатия;

5) распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Описание методики

Методика предназначена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Теоретические основы

Методика построена на общетеоретических представлениях об эмоциональном интеллекте как о личностных характеристиках, позволяющих распознавать свои эмоции, управлять ими, распознавать чувства в каждой конкретной ситуации и т.д.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 30 пунктов, ответы на которые формируются по 6-балльной шкале Ликкерта.

Пункты формируют 5 шкал, каждая из которых содержит 6 пунктов, пункты шкал не пересекаются:

1. Эмоциональная осведомленность

2. Управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)

3. Самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями)

4. Эмпатия

5. Распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)

Интерпретация

Для получения результата по шкале необходимо сложить результаты по всем пунктам с учётом знака ответа:

· Полностью не согласен (–3 балла).

· В основном не согласен (–2 балла).

· Отчасти не согласен (–1 балл).

· Отчасти согласен (+1 балл).

· В основном согласен (+2 балла).

· Полностью согласен (+3 балла).

Инструкция



Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:Полностью не согласен (-3 балла). В основном не согласен (-2 балла). Отчасти не согласен (-1 балл). Отчасти согласен (+1 балл). В основном согласен (+2 балла). Полностью согласен (+3 балла).

Утверждение -3 -2 -1 +1 +2 +3
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Понятие о личности. Соотношение объема и содержания понятий: индивид, личность, индивидуальность.
  2. Психологическая структура личности.
  3. Современные теории личности.
  4. Потребностно-мотивационная сфера личности.
  5. Самосознание личности. «Образ Я».
  6. Формирование и развитие личности. Подходы к решению проблемы развития личности в русле различных теорий.
  7. Формы переживания чувств.
  8. Виды чувств.
  9. Методы изучения эмоций и чувств.
  10. Понятие о воле. Значение воли в организации жизни и деятельности человека. Функции воли.
  11. Волевые свойства личности.
  12. Структура волевого акта.

Список дополнительной литературы:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2011, – 288 с.

2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещеряков Б. Г.; Зинченко В. П. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. – М.:КДУ, 2011. – 400 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2010. – 336 с.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1997. – 152 с.

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

7. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 2009. – 743 с.

8. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / А. Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 512 с.

10. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.

11. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. – М.: Владос, 2010. – 687 с.

12. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2009. – 512 с.

14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие/ Психологические тесты: в 2 т. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 312 с.

15. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: АСТ, 2008. – 720 с.

16. Психология личности: хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М,: АСТ, 2009. – 618 с.

17. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: АСТ, 2008. – 720 с.

18. Психология мотиваций и эмоций: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.Ф. – М.: АСТ, 2009. – 705 с.

19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2009. – 422 с.

21. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений // Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

22. Степанов С.С. Психологические тесты: Составление психологического портрета. Тестирование личности. – М.: Эксмо, 2005. – 320 с.

23. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.

В 1920 г. Э. Торндайк сформулировал трёхкомпонентную модель интеллекта, включающую способности понимать и оперировать идеями (абстрактный интеллект), конкретными предметами (механический интеллект) и людьми (социальный интеллект). Так в психологию было введено понятие социального интеллекта, который определялся Э. Торндайком как «способность понимать людей и управлять ими, поступать разумно в человеческих отношениях». Другие ведущие специалисты в области психологии интеллекта, такие как Ч. Спирмен, Д. Векслер, П. Вернон, Дж. Гилфорд также в той или иной форме утверждали, что понимание поведения других людей и себя самого должно выделяться в качестве отдельной интеллектуальной способности. Из более современных подходов такого рода можно назвать теорию множественных интеллектов Х. Гарднера, в рамках которой выделяется внутриличностный и межличностный интеллект.

К сожалению, конструкты, связанные со способностями в области понимания социальных взаимодействий и внутриличностных процессов оказались сложны с точки зрения их операционализации и различения с традиционными формами интеллекта. Так, на основании данных о существенном пересечении социального интеллекта с вербальными способностями Л. Кронбах пришел к выводу, что исследования в этой области бесперспективны. Тем не менее в последнее десятилетие в научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных одной из способностей такого рода – эмоциональному интеллекту (ЭИ). В широком смысле к эмоциональному интеллекту относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей. Широкий интерес к ЭИ свидетельствует о том, что это понятие хорошо соответствует представлениям житейской психологии, интуитивно кажется перспективным для решения прикладных психологических задач, расширяет сложившиеся представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая научную психологию.

Общее понимание эмоционального интеллекта

Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности.

Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Тем не менее, на современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д. В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области. Публикация в 1995 г. книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мейер и П. Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других.

В 1990 г. они разработали одну из первых и наиболее известную модель этого конструкта. Тогда же они начали разработку методики для исследования эмоционального интеллекта. Со временем на основе полученных данных они дорабатывали и совершенствовали теоретическую модель. Также изменялась и методика, пока в 2002 г. не был создан MSCEIT V2.0 (The Mayer–Salovey–Caruso Emotional Intelligence Test) – стандартизированный тест для измерения эмоционального интеллекта. Работы по исследованию эмоционального интеллекта именно в рамках теории Мейера, Сэловея и Карузо активно продолжаются сейчас в Йельском университете под руководством Питера Сэловея.

Ричард Робертс, Джеральд Мэттьюс, Моше Зайднер и Дмитрий Люсин в своем подробном обзоре исследований эмоционального интеллекта выделяют две основных модели данного конструкта, на основании которых и предлагаются методики для его изучения. Смешанные модели эмоционального интеллекта интерпретируют его как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу. В эти модели включаются когнитивные, личностные и мотивационные черты, благодаря чему они оказываются близко связанными с адаптацией к реальной жизни. Все модели в этом подходе отличаются только набором включенных личностных характеристик. Измерение непосредственно эмоционального интеллекта осуществляется с помощью опросников, основанных на самоотчете, как и в обычных личностных опросниках. Так, например, Ревен Бар-Он выделяет межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, а в свой опросник EQ-i (Bar-On Emotional Quotient Inventory) включает еще шкалы на адаптацию, управление стрессом и общее настроение.

Как отмечают Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин, у каждого из этих двух подходов к пониманию эмоционального интеллекта есть свои сильные и слабые стороны, которые наиболее сильно проявляются в предлагаемых исследовательских методиках. Так, например, при оценке методик, базирующихся на смешанных моделях, встает вопрос о способности человека адекватно оценивать свои эмоции и управлять ими. Значимые и высокие значения корреляций шкал методик на эмоциональный интеллект со шкалами личностных опросников свидетельствуют о том, что данные методики измеряют различные аспекты эмоционального интеллекта. Даже более вероятно, что эти методики измеряют всего лишь индивидуальный вклад в эмоциональную адаптацию. Имеет ли эмоциональный интеллект отношение к интеллекту как общей когнитивной способности? Данный вопрос обсуждался в работах Мейера и Сэловей, в работах Х. Гарднера и в отношении социального интеллекта – в работе Д. Ушакова. Мейер и Сэловей считают, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным интеллектом, поскольку постулируют единство аффекта и интеллекта, что соответствует отечественным традициям школы Л. С. Выготкого и С. Л. Рубинштейна. Подобное решение предлагает и Ушаков, полагая, что «социальный интеллект становится в один ряд с другими видами интеллекта, образуя вместе с ними способность к высшему виду познавательной деятельности – обобщенной и опосредованной». Гарднер полагает множественность интеллектов. Однако здесь уместно вспомнить имеющиеся представления о соотношении креативности и интеллекта, точнее, психометрического интеллекта, который измеряет только те когнитивные способности, которые заложены в модели теста. Как известно, соотношение интеллекта и креативности носит пороговый характер. До определенной величины (средних значений) креативность тесно связана с показателями интеллекта, в дальнейшем она не зависит от роста интеллектуальных способностей (при очень высоких показателях интеллекта креативность может оставаться на весьма средних значениях). Такое же отношение мы видим и при изучении модели психического – способности понимать психические состояния свои и другого. Средний уровень интеллекта необходим, но не достаточен для развития данной способности, что особенно ярко проявляется при изучении аутистов со средними и выше среднего показателями интеллекта.

Методики, основанные на моделях способностей, обладают неплохой критериальной валидностью и измеряют некие конструкты, отличные от всех уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов. Однако пока остается неясным, как эмоциональный интеллект соотносится с этими уже выделенными конструктами. Также большой вопрос вызывает подсчет баллов, так как в подавляющем большинстве методик он основан на консенсусе и оценках экспертов, что не исключает конформность к социальным нормам. Однако подобная конформность характерна и при разработке других тестов, включая и тесты на интеллектуальные способности.

Неменьший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят список методик и отдельных шкал для их измерения. Сюда входят такие конструкты, как темперамент, переработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки.

Проблема измерения

Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ. Вокруг них в современной литературе разворачиваются острые дискуссии. Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом по аналогии с традиционными тестами интеллекта, отмечают, что основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно утверждать, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображённый на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы: - оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области), - оценки большинства испытуемых (но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки), - мнение разработчиков тестовых заданий, например, актёров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями (но возникает сомнение, что актёры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала). Проблема выбора правильного ответа остаётся не решённой, при этом разные способы её решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом.

Другой методический подход к измерению ЭИ состоит в использовании опросников. Главный его недостаток – опора на самоотчёт, что входит в противоречие с попыткой измерять ЭИ как один из видов интеллектуальных способностей. Одна из проблем использования опросников на ЭИ состоит в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно – с личностными опросниками. В связи с этим критиками высказывается предположение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт. Более подробный анализ психометрических свойств методик, представляющих два эти подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а паттерны их корреляций с методиками, измеряющими другие конструкты, совпадают недостаточно. Следовательно, можно предположить, что эти два типа методик измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные стороны ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимальным является использование в практической и исследовательской работе одновременно разных методических подходов для оценки ЭИ.

Наиболее известные в России методики для измерения эмоционального интеллекта

В настоящее время известны следующие методики измерения эмоционального интеллекта:

Тест Холла

Наиболее широко используется методика М. Холла , которую представил Е. П. Ильин. Она почти идентична методике EQ Методика состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал:

  1. эмоциональная осведомленность,
  2. управление своими эмоциями,
  3. самомотивация,
  4. эмпатия,
  5. распознавание эмоций других людей.

Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от –3 – «полностью не согласен» до +3 – «полностью согласен». Однако И. Н. Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию – как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей – как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Также стоит отметить отсутствие какой-либо информации по психометрике данного теста как при его создании, так и при переводе. Это лишает права рассматривать данную методику как адекватное и валидное средство измерения эмоционального интеллекта. С этой точки зрения удивляет ее широкое распространение.

Для диагностики эмоционального интеллекта можно использовать тест Н. Холла.

"Методика предложена Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений" .

Тест состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1) эмоциональная осведомленность;

2) управление своими эмоциями (скорее, эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3) самомотивация (скорее, как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);

4) эмпатия;

5) распознавание эмоций других людей (скорее, умение воздействовать на их эмоциональное состояние).

Согласно "Методике эмоционального интеллекта" Н. Холла тестируемому предлагаются высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны его жизни. Справа от каждого утверждения требуется написать цифру, исходя из оценки своих ответов:

полностью не согласен (- 3 балла);

в основном не согласен (- 2 балла);

отчасти не согласен (- 1 балла);

отчасти согласен (+1 балл);

в основном согласен (+2 балла);

полностью согласен (+3 балла).

Опросник.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того, как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен выслушивать проблемы других людей.

10. Я не "зацикливаюсь" на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова преодолевать препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания хорошей формы.

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

эмоциональный интеллект конфликт руководитель

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Обработка и интерпретация результатов производится в соответствии с ключом, который включает в себя:

1. шкалу "Эмоциональная осведомленность": 1, 2, 4, 17, 19, 25;

2. шкалу "Управление своими эмоциями": 3, 7, 8, 10, 18, 30;

3. шкалу "Самомотивация": 5, 6, 13, 14, 16, 22;

4. шкалу "Эмпатия": 9, 11, 20, 21, 23, 28;

5. шкалу "Распознавание эмоций других людей": 12, 15, 24, 26, 27, 29.

В соответствии с ключом сначала определяется уровень развития парциальных (частных) показателей эмоционального интеллекта по каждой шкале, затем - интегративный показатель как сумма всех показателей частных способностей (табл.1).

"Тест позволяет выявить способность понимать и распознавать эмоции других людей, способность управлять своими эмоциями, уровень самомотивации и эмпатии (сопереживания), а также способность выстраивать межличностные отношения, основываясь на понимании эмоций" .

Таблица 1. Уровни интегративных и парциальных показателей эмоционального интеллекта

Тест явно нуждается в доработке, хотя основа его может быть использована для создания новой его модификации. И.Н. Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию - как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей - как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Опросник на эмоциональный интеллект - Emotional Quotient Inventory (EQ-i) (автор - Р. Бар-Он) состоит из 133 вопросов, оценка производится по 15-ти шкалам и 5-ти итоговым показателям (самовосприятие, межличностное восприятие, управление стрессом, адаптивность, общее настроение).Р. Бар-Он понимает эмоциональный интеллект как некую совокупность эмоциональных и социальных компетенций, которые влияют на то, насколько человек эффективен в понимании самого себя, в самовыражении, в понимании окружающих, в установлении отношений с другими людьми, а также в решении повседневных проблем.

Другими известными опросниками на эмоциональный интеллект как личностной черты являются Опросники на эмоциональную и социальную компетентность: Emotional and Social Competence Inventory (ESCI), Emotional Competence Inventory (ECI) (Р. Бояцис, Д. Гоулман, Рии). Опросники состоят, соответственно, из 72 и 110 вопросов. Отдельные компетенции, диагностируемые опросниками, объединяются в 4 фактора: самовосприятие, самоуправление, восприятие окружающих (социальное восприятие) и социальные навыки.

"Методики диагностики эмоционального интеллекта как личностной черты аналогичны другим личностным опросникам и состоят из ряда вопросов, касающихся типичных способов поведения респондента в различных жизненных ситуациях" .

Тест на эмоциональный интеллект - Майер, Сэловей, Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) - был разработан указанными авторами на основе их же теста - Многофакторного теста эмоционального интеллекта (Multi-factor Emotional Intelligence Scale (MEIS). Тест на эмоциональный интеллект содержит 141 задание: например, оценить степень выраженности той или эмоции у человека, изображенного на картинке; предсказать, как некоторое эмоциональное состояние может повлиять на поведение определенного персонажа в описанной ситуации; указать способы управления собственными эмоциями для достижения желаемого результата и т.п. Оценка правильности ответов основывается на заключениях экспертов или ответах большинства респондентов, ранее выполнявших задания.

Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в научной статье, выпущенной в 1990 году. То есть, совсем недавно. Сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday можно найти 486 000 веб-страниц, посвященных этому явлению.

Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта, однако профессиональное психологическое сообщество все еще не может прийти к единому определению этого явления. Отсутствие общепризнанной точки зрения на эмоциональный интеллект приводит к тому, что каждый ученый, тренер, консультант транслирует свое собственное понимание вопроса, которое часто может не состыковываться с другими позициями.

В этой статье мы хотели бы просто изложить историю вопроса: кто, как, когда и зачем изучал эмоциональный интеллект и какие практические результаты получил. Стоит сразу оговориться, что в этой статье речь пойдет, в основном, о зарубежных исследованиях эмоционального интеллекта.

Модели эмоционального интеллекта

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.

Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.

Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд» (http://flogiston.ru/www.6seconds.org) с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях). Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды. В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.

Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный интеллект в трактовке Бар-Она это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».

Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Способы диагностики: тестирование и оценка

Следующим шагом исследователи, после определения конструкта эмоционального интеллекта, вполне естественно, ставят вопрос о том, как его измерить. Ответ для многих вполне очевиден: если уж проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, на сколько человек эмоционально «умен». Естественно, что эта цель достигается методом тестирования.

Разработано несколько многошкальных тестов, большинство из которых являются коммерческими продуктами, используемыми в рамках тренингов и программах развития эмоционального интеллекта. Подавляющее большинство из них разработаны за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно у исследователей и разработчиков психодиагностических методик.

Бесплатный тест эмоционального интеллекта на британском сайте , посвященном психологическому тестированию - http://www.queendom.com/tests/access_page/index.htm?idRegTest=1121. Естественно, на английском языке. Тест состоит из 70 вопросов и, по прогнозам разработчиков, занимает около 40 минут. Результаты выдаются по следующим шкалам: «Поведение», «Знание», «Эмоциональное проникновение в себя», «Мотивация», «Выражение эмоций», «Эмпатия и социальная интуиция». Авторы приводят также довольно подробное описание каждого фактора. Поведенческий аспект эмоционального интеллекта характеризует то, каким человек воспринимается окружающими (яркий, коммуникабельный, тактичный, или сдержанный, холодный, невыразительный, стремящийся к уединению), а также способность человека контролировать свои эмоции в поведенческих реакциях.

Фактор «Знания» отражает наличие у человека знаний, необходимых для эмоционально «умного» поведения. Эти знания могут касаться основных принципов социального взаимодействия, навыков саморегуляции, поведенческих проявлений различных эмоций, ситуаций, в которых уместно проявление тех иных чувств.

«Эмоциональное проникновение в себя» означает способность распознавать и называть свои чувства (то есть не только понять по физиологическому состоянию, что переживается какое-то чувство, но и осознать и назвать его), а также осознавать мотивы собственного поведения.

Следующий фактор отвечает за способность человека адекватно выражать и контролировать свои эмоции, а также адекватно реагировать на проявления чувств других людей. «Эмпатия и социальная интуиция», отличается от предыдущего тем, что в нем основной акцент делается на то, способен ли человек адекватно понимать мотивы, стоящие за поступками окружающих.

Отечественная разработка тест «Эмоциональный интеллект» Лаборатории «Гуманитарные технологии» представляет собой попытку адаптировать этот тест для русскоязычных пользователей. Первоначально этот тест имел ту же факторную структуру, однако, поскольку он пока находится в процессе апробации и модификации, окончательный русскоязычный вариант может отличаться от английского.

Еще один тест, на котором мы остановимся подробно - MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). Он разработан на основе теории «первых пионеров» эмоционального интеллекта Питера Салоуэя и Джона Майера (о них мы писали выше). Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической»), и четырем шкалам. Первая «Распознавание эмоций» - отражает способность тестируемого воспринимать и различать чувства, как свои, так и окружающих. В вопросах этого типа испытуемые смотрят на портрет и должны выбрать, что чувствует человек, на нем изображенный.

Название второй шкалы можно перевести как «Помощь мышления» (Facilitating Thought). Ее смысл становится понятным, если обратиться к примерам вопросов: «Какие чувства будут наиболее адекватны при знакомстве с родителями Вашего партнера?». То есть, в данной группе вопросов упор делается на рефлексию, способность тестируемого понять, демонстрация каких чувств будет наиболее уместна в данной ситуации (именно демонстрация, совсем необязательно их испытывать).

Третья и четвертая шкалы вполне традиционна для такого рода тестов. «Понимание эмоций» объясняется, как способность понимать комплексные эмоции и «эмоциональные цепи» (как эмоции переходят из одной в другую). «Управление эмоциями» - как способность управлять чувствами и настроением, как у себя, так и у окружающих.

С подробным описанием теста, включающим его психометрические свойства можно познакомиться по адресу http://www.emotionaliq.org/MSCEIT.htm . Насколько нам известно, русскоязычной версии этого теста пока не существует. Будем рады поправиться, если это не так.

Помимо уже описанных методик, существует еще несколько популярных тестов на эмоциональный интеллект: SEI (Six Seconds Emotional Intelligence Test) и OVC (Organizational Vital Signs), разработанные группой «6 секунд»; EQ-i Рэвена Бар-Она; ECI (Emotional Competence Inventory) Хая МакБера и другие. Краткое описание этих и некоторых других методик на английском языке можно найти здесь: http://www.6seconds.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=17tests/

Из русскоязычных тестов на эмоциональный интеллект еще можно отметить представляемый И. Андреевой (Полоцкий Госуниверситет) опросник Н. Холла (со ссылкой на книгу Ильина 2001 года - http://www.epolotsk.com/psy/). В нем всего 30 утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый шкалирует от (-3) до (+3), а факторная структура похожа на уже описанные факторы опросника EQ с сайта Queendom.com . - http://www.queendom.com/

Также в научных работах встречается упоминание методики, разработанной в Институте психологии РАН (Люсин Д.В, Марютина О. О., Степанова А. С.). Они выделяют два вида эмоционального интеллекта внутриличностный и межличностный, и строят свой опросник соответственно этому делению. К межличностному интеллекту они относят все формы понимания и интерпретации чужих эмоций, а к внутриличностному, соответственно, своих. К сожалению, нам не удалось найти, как и где используется этот опросник.

Существуют еще нетестовые методы оценки эмоционального интеллекта, основанные на технологии «360 градусов». Как известно, перекрестную оценку (когда в группе испытуемых каждому предлагается оценить каждого) можно проводить по разным критериям. Так почему бы не попросить оценить эмоциональный интеллект? Эти оценки будут показывать, насколько оцениваемая фигура «эмоционально умна» в отношениях с людьми, непосредственного его окружающих.

В качестве примера можно привести метод 360 градусов - западную технологию The Emotional Intelligence View 360 (EIV360), предлагающую 17 критериев оценки эмоционального интеллекта, разбитых по областям «Саморегуляция», «Регулирование отношений» и «Коммуникация». С описанием этой технологии можно познакомиться здесь: http://www.eiconsortium.org/measures/emotional_intelligence_view360.htm (на англ. языке).

Итак, мы постарались составить краткое обозрение взглядов современной психологии на эмоциональный интеллект и описать способы его диагностики. Конечно, эта статья не претендует на полное описание проблемы, но вполне может рассматриваться, как стартовая площадка для более глубокого поиска.

Опросник «Эмоциональный интеллект» - он-лайн версия с интерпретацией результатов - http://virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/survey.cgi?ac=542

Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики - http://flogiston.ru/articles/general/eq