Главная · Календарь стрижки · Андрей болконский и пьер на пароме. Анализ эпизода «Разговор князя Андрея Болконского с Пьером в Богучарово перед Бородинским сражением» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») (Школьные сочинения). Небо под Аустерлицем

Андрей болконский и пьер на пароме. Анализ эпизода «Разговор князя Андрея Болконского с Пьером в Богучарово перед Бородинским сражением» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир») (Школьные сочинения). Небо под Аустерлицем

В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.

По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.

Учитель русского языка и литературы МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3

П. Емельяново

Красноярского края

Кузнецова Нина Владимировна

Урок-исследование по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема урока : Сопоставление описания пейзажа с нравственными переживаниями Андрея Болконского.

Цели урока :

Образовательная: исследование связи состояния природы с переживаниями героя;

Развивающая: понимание того, как Л.Н. Толстой используя приём психологического пейзажа, помогает читателю увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса.

Воспитательная : формирование навыков контроля и самоконтроля.

Задачи:

1. Обучить сопоставительному анализу эпизода.

2.Закрепить навыки исследовательской работы с текстом.
3.Формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Вид урока: урок смешанного типа

Методические приёмы: исследовательская работа с текстом, составление сопоставительной таблицы, чтение по ролям.

Термин : психологический пейзаж.

Пейзаж (фр. местность) – картина природы в художественном произведении.

Эпиграф к уроку:

Самая чистая радость – радость природы.

Л.Н.Толстой

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Слово учителя . Сын Л.Н. Толстого писал, « … отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил:

«Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода».

Рассмотрим, какое значение имеет природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого:

Силу жизни, вечное обновление, красоту, поэтичность, величие, вечность и бесконечность, «мир и согласие» - вот что видит и ценит в природе писатель.

Природа помогает человеку найти своё место в жизни, учит «жить общей жизнью».

Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких – либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развёртывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, то есть помогать раскрыть идею произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о её роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из средств психологического анализа. Изображение природы в романе «Война и мир» реалистично, точно, выразительно и поэтично. Она показана в развитии, в движении: осенняя (сцена охоты), зимняя (святки), весенняя (лунная ночь, пробуждающийся дуб).

Природа для автора эпопеи – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.

В романе «Война и мир» мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают её высокого смысла. Духовно опустошённые, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.

Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, «диалектику души» этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы. Природа органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н.Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить её.

3.Презентация. Учащиеся обсуждают понятие: пейзаж. Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.

В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.

План анализа пейзажа в литературном произведении.

    Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения.

    Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления).

    В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор.

    Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности.

    Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа.

    Выявить отношение психологизма и изобразительности.

    Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.

Мастерство писателя в изображении природы: выразительные средства (эпитеты, метафоры, гиперболы и т.д.) и ритмико – интонационный рисунок (плавный, замедленный или, наоборот, сжатый, напряженный). Особенности синтаксического строя текста.

Соотнести характер и функции пейзажа с общей концепцией произведения, авторским мироощущением, с представлением писателя о гармонии или дисгармонии социального, вечного и исторически – конкретного, общечеловеческого и индивидуально - неповторимого, земного и небесного.

Слово учителя . Л.Н. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлёта.

Запишите в тетрадь вопрос: что такое психологический пейзаж?

Ответ на этот вопрос вы дадите в конце урока.

4.Что привело князя Андрея в подавленное состояние.

Сообщение учащегося

Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского:

1.Отправляется на фронт, мечтает о своём Тулоне (подвиг, слава). Разочаровывается в Наполеоне, Переживает смерть жены. Всё произошедшее повергает князя Андрея в кризис, из которого ему не помогают выйти ни заботы о сыне Николае, ни те преобразования, которые он производит в имении Богучарове (одним из первых в России он отменил крепостное право). Андрея Болконского преследует чувство вины.

Кто стал помощником и собеседником князя Андрея на поле брани перед лицом смерти?

2.Чтение и анализ текста учебника стр. 287-288

Вывод: Роль помощника и собеседника принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый помощник и утешитель, оно помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,- высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!” «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец»,- думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор открывшаяся ему истина о живой жизни, о ничтожестве наполеона стала его путеводной звездой. Князь Андрей не стремится больше играть важную роль в политике, не связывает свою судьбу с военной карьерой. Видя теперь так близко своего кумира - Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье

5. Анализ эпизода «Разговор с Пьером на пароме».

Сцена разговора Андрея Болконского с Пьером на пароме помогает герою почувствовать, что жизнь просыпается в его душе. (ч.1 гл.12) Описание неба.

Что почувствовал князь Андрей?

(«…что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». « … во внутреннем мире его …новая жизнь…»)

Работа с учебником . (стр. 288-289)

Вывод: После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей вновь как бы советуется с небом. “В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Небо открывается князю Андрею в момент нравственного кризиса, на переломах жизни, когда природа помогает ему выйти из тупика.

6. Слово учителя. Анализ эпизода ч. 3,гл.1

Исследуем: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Описание дуба

(Состояние князя Андрея: не хотел видеть ни весны, ни солнца).

«Всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.», «…обломанные, ободранные пальцы» «… не верю вашим надеждам и обманам». «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб…- наша жизнь кончена».

«…ему ничего было не надо начинать, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Работа по учебнику стр. 289.

Вывод: Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

ч.3, гл.2

8.Анализ эпизода. Чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

(Л.Н. Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Для него одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу).

(«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни»)

Сопоставительная таблица. Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Рассмотрим таблицу. Сопоставление состояния князя Андрея и состояния природы.

Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Вывод: Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.
Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.
Жизнь просыпается в дубе, его ветки покрыты молодой и сочной зеленью. Просыпается интерес к жизни в душе князя Андрея. Природа возродила его, заставила жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель.

8. Итог урока.

Скажите, что значит психологический пейзаж?

- Как Л.Н. Толстой, используя приём психологического пейзажа, помогает нам увидеть пути выхода героя из нравственного кризиса?

Домашнее задание: выучить наизусть: описание дуба;

определение психологический пейзаж, мини-сочинение

Организация работы в группах.

Задание 1-ой группе учащихся

    Сообщение на тему:

«Жизненные ошибки, ошибочные мечтания, нравственный кризис Андрея Болконского».

2. Прочтите эпизод и ответьте на вопрос: Что помогло понять князю Андрею небо?

3.Прочтите текста учебника стр. 287-288 со слов: « С высоты далёкого неба, куда устремилась его возвышенная душа…», до слов: «…князю кажется, что жизнь его кончена в тридцать один год».

Задание 2-ой группе учащихся

    Прочтите эпизод «Разговор с Пьером на пароме». (ч.1 гл.12)

Ответьте на вопрос: Что помогает почувствовать князю Андрею сцена разговора с Пьером на пароме.

2.Подготовьте выразительное чтение описания неба.

со слов: «Однако пойдём садиться…»

3.Работа с учебником . (стр. 288-289)

Со слов: « Из тяжёлого душевного состояния Андрея выводит Пьер…» До слов: « …вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Задание 3 –ей группе учащихся.

1.Прочтите эпизода ч.3,гл.1

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

2.Исследуйте: с каким настроением едет князь Андрей Болконский в Отрадное?

Почему он обратил внимание на дуб?

Каково состояние Князя Андрея в момент первой встречи с дубом?

3. Заполните сопоставительную таблицу примерами из текста. Исследовательская работа с текстом .

В ходе анализа эпизода обучающиеся заполняют сопоставительную таблицу:

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Работа по учебнику стр. 289.

Со слов: « И когда князь Андрей заезжает в Отрадное…» до слов: « … пробужден к возрождению свиданием с Пьером».
Описание дуба с «обломанными сучками и обломанной корой, заросшей старыми болячками» автор сопоставляет с настроением героя, который угнетён и печален.

7.Анализ эпизода. Первая встреча Андрея Болконского с Наташей Ростовой.

ч.3, гл.2

Обратите внимание на состояние и мысли князя Андрея.

(«…князь Андрей, невесёлый и озабоченный…», « И чем она счастлива…?»

Что почувствовал князь Андрей при виде счастливой и довольной Наташи?

Почему ему «вдруг стало отчего-то больно»?

Задание 4-ой группе

Особое мастерство Л.Н.Толстого проявляется в том, что один и тот же человек, может ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Писатель применяет приём сопоставления.

1. Подготовьте чтение по ролям. Сцена «Лунной ночи» (ч.3, гл.2)

2. Ответьте на вопросы:

Кто восхищается лунной ночью?

Кто остаётся равнодушным к красотам ночи?

Какую роль играет разговор Наташи и Сони лунной ночью?

Каково состояние князя Андрея?

Заполните примерами из текста сопоставительную таблицу. Что изменилось в состоянии героя во время второй встречи с дубом?

Исследовательская работа с текстом.

Описание состояния Андрея Болконского

Описание дуба

Том II

Часть вторая

Пьер после объяснения с женой едет в Петербург. В по-ездке он размышляет над тем, что такое жизнь и смерть, какая сила управляет всем на земле. Остановка на стан-ции в Торжке. Мрачные мысли Пьера. Он думает о том, что у него много денег, но они не дают ему счастья, спокой-ствия. Приезд на станцию масона Баздеева. Это был при-земистый, ширококостный, желтый, морщинистый старик с седыми бровями и непонятного цвета глазами. Пьер хочет заговорить с Баздеевым, но тот засыпает. Пьера непреодо-лимо тянет к этому загадочному человеку.

Разговор Баздеева с Пьером. Баздеев первым заговари-вает с Пьером, говоря, что знает о постигшем того несча-стье и желании помочь ему. Пьер интересуется, масон ли Баздеев, и боится, что у них слишком разные взгляды на жизнь, а потому они не поймут друг друга. Пьер признает-ся, что не верит в Бога. Масон говорит, что просто Пьер его не знает и оттого несчастен. Баздеев проповедует масонство. Пьер слушает этого человека и начинает верить, испыты-вая радостное чувство обновления и возвращения к жизни. Пьер просит Баздеева помочь ему, научить его. Масон со-ветует Пьеру по приезду в Петербург посвятить все время уединению, обсуждению самого себя и ни в коем случае не вступать на прежний путь жизни. Пьер свято поверил в воз-можность братства людей, объединенных целью помогать друг другу. Таким он считал теперь масонство.

Пьер в Петербурге. Его уединение и чтение им масон-ских книг. Ему неизвестно, кем была доставлена книга Фомы Кемпийского. Приезд к нему графа Вилларского. Он сообщает Пьеру о том, что его хотят принять в брат-ство масонов ранее срока и он, граф Вилларский, будет его поручителем. Перед тем как ехать, граф спрашивает Пьера, отрекся ли тот от своих прежних убеждений и уверовал ли в Бога. Пьер отвечает, что да. Испытания Пьера и церемония перед вступлением в масонскую ложу. Пьера предупреждают, что он должен с мужеством переносить все, что бы с ним ни случилось. Ему объясняют цели ма-сонства, которые состоят в исправлении человечества и ис-коренении зла любыми способами. Затем Пьеру дают до-бродетели масонов и говорят, что он теперь должен делать, чтобы стать полноправным членом масонов. Он должен обратить внимание на самого себя и искать источник бла-женства в своем сердце.

Заседание масонской ложи по поводу вступления Пьера в масонство. На Пьера вдруг находит сомнение, верно ли он поступает. Но он ужасается этому чувству и вновь верует в братство. На Пьера надевают такой же белый кожаный фартук, как и на других, дают в руки лопату и три пары перчаток. Пьер слушает устав братства. Пьер во всех этих людях видит только братьев. Он хочет отдать в сбор мило-стыни все деньги, которые у него были, но боится показать-ся гордым и дает столько же, сколько и все.

Приезд к Пьеру князя Василия для улаживания его разрыва с Элен. Князь Василий уверяет Пьера в том, что Элен невиновна перед ним. Он предлагает Пьеру написать Элен, чтобы та приехала, и все уладилось, в противном слу-чае, угрожает Василий, Пьер может очень сильно постра-дать. Пьер чувствует, что не может противостоять Василию, но в то же время он понимает, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Пьер вы-гоняет князя Василия. Отъезд Пьера в свои имения. Масо-ны дают Пьеру письма к братьям в Одессе и Киеве, которые будут руководить Пьером в его новой жизни.

Осуждение Пьера светским обществом за разрыв с же-ной и радушный прием Элен по возвращении ее в Петербург. Пьера обвиняли в том, что он «бестолковый ревнивец, под-верженный таким же припадкам кровожадного бешенства, как и его отец». Элен приняла такую позицию, что муж, по-сланный ей Богом, — это ее крест, и она, не жалуясь, будет переносить свое несчастье. Вечер Анны Павловны Шерер в конце 1806 г. Анна Павловна собрала у себя сливки на-стоящего хорошего общества, на котором «угощала» всех Борисом Друбецким. Приезд на вечер Бориса Друбецкого. Его характеристика. Он теперь состоит адъютантом при очень важном лице. Он не богат, но все свои деньги употре-бляет на то, чтобы быть хорошо одетым и ездить в лучших экипажах. Сближается он только с теми людьми, которые были бы ему полезны. О Наташе и своем детстве в ее доме он вспоминает с неприязнью и никогда там не бывает. Борис присоединился к обществу и рассказал много интересного о войске, о дворе и др. Внимание Элен к рассказу Бориса. Она приглашает Бориса посетить ее.

Рассказ Ипполитом Курагиным шутки о прусском ко-роле, в которой были слова: «Мы напрасно воюем за прус-ского короля». Разговор о наградах. Спор о том, является ли табакерка с портретом наградой. По окончании вечера Элен еще раз приглашает Друбецкого к себе. Сближение Бо-риса с Элен.

Деятельность старого князя Болконского в качестве главнокомандующего по ополчению. Он выполняет свои обязанности строго и даже жестоко, доходя до всех мело-чей. Жизнь князя Андрея после кампании 1805 г. Теперь он большую часть времени проводит в Богучарове, части имения Болконских, которое ему определил отец. Он реша-ет никогда больше не служить и принимает должность под начальством отца по сбору ополчения. Болезнь маленького Николушки. Мальчик несколько дней находится в бреду, и князь Андрей с княжной Марьей всеми средствами ста-раются его вылечить. Князь Андрей и княжна Марья в дет-ской. Письмо старого князя сыну. Он приказывает сыну скакать в Корчев за провиантом.

Письмо Билибина к князю Андрею о кампании 1806 г. Он пишет, что Наполеон разбил пруссаков и поселился в Потсдамском дворце. Русские вовлечены в войну на сво-ей же границе, причем за прусского короля. У русских нет главнокомандующего. Появляются мародеры, которые ухудшают положение России. Кризис в болезни Николушки и радость князя Андрея. Кризис прошел, хотя Болкон-ский боялся, что потеряет мальчика. Князь Андрей решает, что все, что ему теперь осталось, — это сын.

Пьер в Киеве. Вызов им всех управляющих имениями и объяснение своего намерения освободить крестьян от кре-постной зависимости. Женщины и дети не будут больше по-сылаться на работы, наказания будут не телесные, а увеще-вательные, должны быть учреждены больницы, приюты, школы. Бюджет Пьера. Пьер чувствует, что он сейчас менее богат, чем когда получал наследство. Его занятия с главно-управляющим делами. Он не имел той цепкости, которая позволила бы взяться за дела, а потому Пьер только дела-ет вид, что занят делом. Рассеянная жизнь Пьера в Киеве. В Киеве нашлось много знакомых, и жизнь Пьера опять протекает между вечерами, балами, обедами, ужинами. Пьер весною 1807 г. объезжает свои имения. Управляющий Пьера, считающий, что освобождение крестьян принесет только убытки, приостановил его выполнять, но приказал лишь построить школы и больницы и устроить встречи Пьера. Встречи Пьера с крестьянами, устроенные главно-управляющим. Народ во всех имениях представлялся Пье-ру трогательным и благодарным. Наивное восхищение Пье-ра от сделанного им для крестьян добра. Пьер не знал, как на самом деле тяжело живется народу.

Пьер в Богучарове у Болконского. Пьера поражает скромность того маленького домика, в котором теперь жи-вет князь Андрей. Его встреча с князем Андреем. Проис-шедшая перемена с князем Андреем также поражает Пьера. У него был потухший, мертвый взгляд, в котором была сосредоточенность и убитость и которому князь Андрей, как ни старался, не мог придать блеска. Задушевный раз-говор Пьера с Андреем о жизни и назначении человека. Пьер говорит, что понял, что счастье — это жить для дру-гих. Князь Андрей возражает, что жить надо для себя, избе-гая двух зол: угрызения совести и болезни. Надо дожить до смерти, никому не мешая, — таково предназначение чело-века. Пьер ни за что не захотел согласиться с Болконским.

Болконский говорит, что мысли Пьера похожи на мыс-ли княжны Марьи, и хочет их познакомить. Поездка князя Андрея и Пьера в Лысые Горы. Пьер излагает князю Ан-дрею масонство. Он говорит о том, что масонство не секта, а «лучшее, единственное выражение лучших, вечных сто-рон человечества». Разговор друзей на пароме. Пьер стара-ется убедить Андрея в существовании Бога и вечной жиз-ни. Надо верить, что мы живем не только сейчас, а жили всегда, и будем жить вечно. «Да, коли бы это было так!» — восклицает Болконский. Он не понял, что с этой встречи на пароме в нем началась перемена к тому лучшему, что жило и нем и о чем он не догадывался.

Князь Андрей и Пьер в Лысых Горах. На заднем крыль-це при их подъезде происходит сумятица: оттуда выбега-ют «божьи» люди, которых принимает княжна Марья. Они принимают Пьера и Андрея за старого князя Болконско-го. Посещение ими княжны Марьи и разговор с «божьими людьми». Марья сразу хорошо отнеслась к Пьеру. Князь Андрей насмешливо относится к богомольцам, а княжна Марья их защищает. Старушка рассказывает о сиянии от иконы, а Пьер говорит, что это обман.

Рассказ странницы, суждение княжны Марьи о князе Андрее. Она говорит Пьеру, что боится за князя Андрея, ко-торый носит свое горе внутри, в себе. Просит Пьера, чтобы тот уговорил Болконского поехать за границу. Ему нужна де-ятельность, иначе тихая жизнь его погубит. Приезд старого князя. Спор Пьера со старым князем. Пьер доказывает, что настанет время, когда не будет войны. Старый князь оспари-вает это мнение, но не сердится. Дружеские отношения Пье-ра со всем семейством Болконских. Все в этой семье полюби-ли его, даже маленький Николенька пошел к нему на коле-ни. После отъезда Пьера все говорили о нем только хорошее.

Возвращение Николая Ростова в полк. Уже подъезжая к полку, Ростов испытывает те же чувства, что и при подъ-езде домой. Чувство успокоения Ростова после вступление в привычные условия полковой жизни. Он почувствовал, что здесь он дома, под родительским кровом. После про-игрыша Долохову Николай решает служить хорошо, быть отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным чело-веком. Стоянка Павлоградского полка около Бартенштейна. Голод и болезни солдат в Павлоградском полку. От них полк потерял почти половину людей. Солдаты питаются машкиным корнем. И весной среди солдат начинается болезнь, которая проявляется в опухоли ног, рук и лица. Врачи считают, что причиной всему машкин корень. Дружба Ростова с Денисовым. Николай чувствует, что такой друж-бе не в последнюю очередь помогла несчастная любовь Де-нисова к Наташе. Эпизод спасения Николаем от голода ста-рика поляка и его дочери с ребенком. Он привозит семью к себе на квартиру и содержит до тех пор, пока старик не по-правился. Некоторые товарищи говорят, что Ростов хитер: под прикрытием помощи живет с полькой. Ростов вспыхи-вает, дело доходит почти до дуэли. Ростов объясняет Дени-сову, что полька ему как сестра. Денисов восклицает: «Экая дурацкая ваша порода ростовская», подразумевая, конеч-но, отношение Наташи к нему как к брату.

Перемирие между русскими и французами после Фридландского сражения. Поездка Николая Ростова к Денисову в госпиталь. Разговор Николая с доктором. Доктор не пу-скает Ростова в госпиталь, так как там тиф. Ростов спраши-вает о Денисове, доктор говорит, что тот умер, но все же пу-скает Ростова самого поискать друга, может, тот жив. Ро-стов осматривает солдатские палаты. Тяжелое впечатле-ние Ростова при виде больных и раненых. Солдаты лежат на полу, на соломе и шинелях, большая часть в забытьи. Те, которые были в сознании, смотрят на Ростова с прось-бой о помощи и с завистью к чужому здоровью. Среди жи-вых были мертвые, которых не успели убрать. Ростов бы-стрее уходит оттуда.

Глава XVIII Материал с сайта

Ростов в офицерских палатах. Встреча его с раненым Тушиным. Тушину отрезали руку, но он с той же покорно-стью принимает и это событие. Положение раны Денисова. Хоть рана была небольшой и была нанесена шесть недель назад, она не заживала. Чтение Денисовым ответа на бума-гу следственной комиссии по делу с провиантскими чинов-никами. В середине чтения улан советует Денисову просить помилования у государя. Но Денисов поначалу противится, говорит, что он не крал. Но в итоге Денисов решает подать через Ростова просьбу на имя государя о помиловании.

Поездка Ростова по делу Денисова в Тильзит. Тиль-зитское свидание Александра I с Наполеоном. Наполеон подает императору Александру руку, оба они скрываются в палатке. Борис Друбецкой в свите императора. Его успех по службе. Борис состоит при свите государя, два раза он ездит с поручениями к самому государю, так что тот знал его в лицо. Борис становится за своего. Друг Бориса граф Жилинский устраивает для своих знакомых французов ужин. Приход Ростова к Борису во время ужина. Ростов, как и большинство людей в армии, еще не привык к тому, что заключено перемирие и французы теперь друзья. Бо-рис и Жилинский не очень рады приезду Ростова. Разговор Николая с Борисом о деле Денисова. Борис крутит, вертит, видно, что ему не хочется браться за дело Денисова. Ростов говорит, что если тот не хочет, то пусть прямо так и скажет. Борис отвечает, что поможет чем сможет.

Николай Ростов в штатском платье бродит по улицам города. Его мысли о встрече с государем и подаче ему пись-ма Денисова. Николай думает, что Борис не хочет ему помо-гать и не надо, между ними все кончено, но Ростов не уедет, пока не решит с письмом Денисова. Теперь он не упустит случая подойти к самому императору, как это было после Аустерлица. Ростов в приемной императора. Встреча Нико-лая Ростова со знакомым кавалерийским генералом и его просьба передать письмо. Генерал был бывшим начальни-ком Ростова. В эту кампанию он заслужил особую милость государя. Генерал берет письмо Денисова. Выход Алексан-дра I. Восторг Ростова при виде царя. Генерал что-то долго говорит императору. Государь отвечает, что не может, так как закон сильнее его.

Дружеское свидание русского и французского импера-торов. Оба императора на равных общаются друг с другом. Наполеон награждает орденом Почетного легиона солдата-преображенца Лазарева. Батальон французской гвардии дает обед Преображенскому батальону. Николая мучают странные мысли о бесполезности войны, в которой пострада-ло столько людей. Ведь теперь Наполеон — друг Александра, он держит себя высокомерно, его уважает и любит импера-тор. Обед Николая в трактире. Горячая вспышка Ростова по поводу суждений офицеров о мире и о союзе с французами. Офицеры в трактире были недовольны миром. Николай воз-мущается, что солдаты не имеют права рассуждать о решени-ях государя. Но солдаты не согласны с Николаем, им прика-зывают рубиться, они рубятся, а думать не их дело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание 2 части 21 главы романа война и мир
  • краткое содержание война и мир 2 том по частям и главам
  • встреча пьера с баздеевым
  • встреча на пароме война и мир
  • вступление пьера в масонство какая глава и строфа
Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и поехали в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа. Он говорил ему, указывая на поля, о своих хозяйственных усовершенствованиях. Пьер мрачно молчал, отвечая односложно, и казался погруженным в свои мысли. Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждался, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет говорить, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит все его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню. — Нет, отчего же вы думаете, — вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, — отчего вы так думаете? Вы не должны так думать. — Про что я думаю? — спросил князь Андрей с удивлением. — Про жизнь, про назначение человека. Это не может быть. Я так же думал, и меня спасло, вы знаете что? масонство. Нет, вы не улыбайтесь. Масонство — это не религиозная, не обрядная секта, как и я думал, а масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества. — И он начал излагать князю Андрею масонство, как он понимал его. Он говорил, что масонство есть учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков; учение равенства, братства и любви. — Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон, — говорил Пьер. — Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды, и я согласен с вами, что умному и доброму человеку ничего не остается, как только, как вы, доживать свою жизнь, стараясь только не мешать другим. Но усвойте себе наши основные убеждения, вступите в наше братство, дайте нам себя, позвольте руководить собой, и вы сейчас почувствуете себя, как и я почувствовал, часть этой огромной, невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах, — говорил Пьер. Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьет его и не будет смеяться над его словами. Они подъехали к разлившейся реке, которую им надо было переезжать на пароме. Пока устанавливали коляску и лошадей, они пошли на паром. Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. — Ну, что же вы думаете об этом? — спросил Пьер. — Что же вы молчите? — Что я думаю? Я слушал тебя. Все это так, — сказал князь Андрей. — Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека и законы, управляющие миром. Да кто же мы? — люди. Отчего же вы все знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу. Пьер перебил его. — Верите вы в будущую жизнь? — спросил он. — В будущую жизнь? — повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея. — Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его; и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды — все ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды и мы теперь дети земли, а вечно — дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, — высшая сила, — как хотите, — что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях. Отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда. — Да, это учение Гердера, — сказал князь Андрей, — но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть... Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть... Вот что убеждает, вот что убедило меня, — сказал князь Андрей. — Ну да, ну да, — говорил Пьер, — разве не то же самое и я говорю! — Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И я заглянул... — Ну, так что ж! Вы знаете, что есть там и что есть кто-то ? Там есть — будущая жизнь. Кто-то есть — Бог. Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и заложены и уж солнце скрылось до половины и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили. — Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем (он указал на небо). — Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому». Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но все робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера. — Да, коли бы это так было! — сказал он. — Однако пойдем садиться, — прибавил князь Андрей, и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нем. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.